ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГА НА НЕДВИЖИМОСТЬ В РОССИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГА НА НЕДВИЖИМОСТЬ В РОССИИ

Хабибуллина Э.А. 1
1ФГБОУ ВО БашГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В связи с реформой налогообложения, в Российской Федерации с 1 января 2015 года стартовал эксперимент, который не обошел стороной и Республику Башкортостан. Главной его задачей и целью стал переход к уплате единого налога на недвижимость непосредственно собственниками недвижимости. Предположительно, данный налог должен способствовать обновлению производственной базы, развитию территорий, стимулированию эффективного использования земель и объектов недвижимости. А так же, постепенно вытеснять с наиболее привлекательных для развития экономики городских земель землепользователей, которые по тем или иным причинам не способны реализовать доходный потенциал объектов недвижимости в полной мере.

Налог на недвижимость определяется, исходя из рыночной стоимости объекта. И важно отметить, что он достаточно успешно уже действует во многих странах мира. Система налогообложения недвижимости хорошо зарекомендовала себя с точки зрения реализации фискальной, стимулирующей и социальной функций. К примеру, в Нидерландах налог на недвижимость составляет около 95% всех поступлений в местные бюджеты, в Канаде - до 81% и во Франции - до %52. А в США эта доля в зависимости от штата может составлять от 10 до 70%. С учетом такого положительного опыта иностранных государств данный налог может быть успешно введен и в Российской Федерации [5].

Но, не смотря на столь удачное функционирование налога на недвижимость за границей, применительно к российской практике налогообложения недвижимости, могут возникнуть некоторые проблемы и трудности. Одной из них является отсутствие точной оценки объектов недвижимости. На сегодняшний день стоимость недвижимости определяется на основе оценочных данных бюро технической инвентаризации. Но у такой оценки есть значительный минус – стоимость зачастую во много раз ниже реальной, то есть рыночной стоимости. Хотелось бы напомнить, что рыночная цена – это наиболее вероятная цена, по которой объект может быть продан на открытом рынке при соблюдении определенных условий.

Оценка именно рыночной стоимости, таким образом, будет требовать как минимум многократной продажи данного объекта недвижимости при наличии аналогичных условий [4]. Но при этом также возможно появление погрешности. По мнению аналитиков, на российском рынке погрешность вычисления рыночной стоимости получается более 300%. Более вероятно, что в целом картина по стране будет неоднородной, и расхождение в оценках составит примерно от 30 до 1000%. При наличии такой погрешности говорить о какой-либо точной оценке рыночной стоимости трудно [1].

В настоящее время разработаны методики оценки объектов недвижимости для целей налогообложения. И в соответствие с методикой определены этапы оценки объектов недвижимости, которые включают в себя следующие условия проведения работ:

Во-первых, необходимо провести оценку нормативной или рыночной стоимости имущественного права на незастроенный земельный участок.

Во-вторых, установить восстановительную стоимость, а также стоимость замещения зданий и сооружений, которые расположены на оцениваемом земельном участке.

В-третьих, определить все существующие на оцениваемом объекте виды взноса.

В-четвертых, необходимо оценить реальную инвентаризационную стоимость зданий, сооружений, комнат и различных объектов благоустройства на территории земельного участка.

В-пятых, определить стоимость земельно-имущественного комплекса, а также стоимость доли собственника.

Так же, как показывала нам практика введения налогообложения недвижимости, основные трудности возникают и при обеспечении полного учета объектов недвижимости и их оценки для целей налогообложения. Чтобы осуществить переход на единый налог на недвижимость организаций и физических лиц, необходима общая методика оценки недвижимости для целей налогообложения, на основе которой, в будущем, будет проведена оценка всех объектов недвижимости.

Таким образом, в этом заключаются некоторые проблемы, препятствующие созданию в короткие сроки оптимальной и гармоничной системы единого налога на недвижимость.

Что же касается перспектив развития данного налога, то необходимо отметить, что их предполагается гораздо больше, нежели проблем.

По прогнозам экспертов, налог на недвижимость будет реализовывать все неотъемлемые функции налога. А именно: фискальную, стимулирующую и социальную. Осуществляя фискальную функцию, он будет гарантировать необходимый и устойчивый уровень поступлений в местные бюджеты, так как именно недвижимое имущество является более стабильным объектом налогообложения по сравнению с другими видами активов или доходами.

Стимулирующая функция налога проявится в изменении налогооблагаемой базы, за счет того, что будет произведено исключение из нее активной части основных фондов и товарно-материальных запасов, что в свою очередь поспособствует привлечению инвестиций в техническое перевооружение производства, в связи с тем, что налог будет распространяться исключительно на недвижимое имущество.

Процедура оценки недвижимости, исходя из рыночной стоимости для целей налогообложения, приведет к повышению налога на здания и землю. Таким образом, стимулируя их более рациональное применение и призывая собственников, использующих недвижимость эффективно, передавать ее тем, кто сможет использовать ее с большей продуктивностью [2].

Социальная же функция реализуется посредством того, сто взимание большей суммы налога за более ценную и выгодно расположенную недвижимость, должно распределить налоговое бремя более справедливым способом. Чего не удавалось осуществить другим видам платежей, основанных вне зависимости или же использующие неразумные оценки стоимости. Важно заметить, что на данный момент, при существующей системе налогообложения существенная дифференциация величины налогов в зависимости от размера и качества недвижимости отсутствует, в связи с тем, что не учитывается рыночная цена оцениваемого объекта недвижимости.

Одним из существенных и значительных плюсов, который необходимо выделить, говоря о перспективах развития единого налога на недвижимость невозможно не отметить то, что объединение платежей за землю и налогов на недвижимость, которое предлагается как основополагающий принцип реформы налогообложения недвижимости, позволит существенным образом сократить расходы на администрирование налога. А также позволит установить такое налоговое бремя, которое сделает объективно невыгодным неэффективное и непродуктивное использование объектами недвижимости.

Таким образом, в заключение хотелось бы сделать выводы и подвести итог по всему вышесказанному. Введение налога на недвижимость должно стать решающим шагом на пути к реформированию системы налогообложения Российской Федерации. Главным образом поспособствовать уменьшению числа имущественных налогов, а также упростить процедуру их начисления. И, что является ключевым моментом – усовершенствовать администрирование, сокращая расходы на его организацию.

Данная реорганизация в налогообложении недвижимости также позволит вывести активную часть основных средств организаций из-под налогообложения, сделав его более прозрачным. Что, в итоге, приведет к развитию производства в стране и приумножению инвестиций.

Список литературы:

1. Дырина Е.Н. Проблемы налогообложения недвижимости в России. [Электронный ресурс] – режим доступа: http//www.moluch.ru/archive. Дата обращения 21.12.2016 год.

2. Литвинова С.А., Бородина Ю.И. Налог на недвижимость: новый механизм начисления//Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014год.

3. Налог на недвижимость а России – проблемы , преимущества, перспективы. [Электронный ресурс] – режим доступа: http//www.audit-it.ru. Дата обращения 21.12.2016.

4. Предстоящие проблемы налога на недвижимость в Российской Федерации. [Электронный ресурс] – режим доступа: http//ppt.ru/news. Дата обращения 21.12.2016 год.

5. Мулюкова, Г. Р. Автоматизированные системы управленческого учета [Текст] / Г. Р. Мулюкова // Научное обеспечение инновационного развития АПК: материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XX Юбилейной специализированной выставки «АгроКомплекс-2010» / Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство сельского хозяйства РБ, Башкирский государственный аграрный университет, ГНУ Башкирский НИИСХ Россельхозакадемии, Башкирская выставочная компания.-Уфа, 2010.- С. 78-80.

6. Нигматуллина, Г.Р. Методика аудита учета готовой продукции [Текст] / Г.Р. Нигматуллина // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. -2013. -№ 3 (27).- С. 138-142.

Просмотров работы: 920