ОЦЕНКА КИБЕРПРОСТРАНСТВЕННОГО ОБЩЕНИЯ КАК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОЦЕНКА КИБЕРПРОСТРАНСТВЕННОГО ОБЩЕНИЯ КАК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Медведев А.Е. 1
1ФБГОУ ВПО УГАТУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема отчуждения и одиночества отдельного человека в социуме существует столько же, сколько существует сам социум. Существует ряд исследований, посвященных данной проблеме, причем историю изучения этого явления можно рзбить на несколько этапов.

Самые ранние концепции человеческого одиночества в социуме выстраивались зарубежным исследователями на основе наблюдений и теоретических исследований (Bell,1956; Fromm-Reichman,1959; Moustakes,1961). Основной особенностью таких концепций являлось представление индивидуума в свете межличностных отношений в социуме. В 70-80-х годах произошла смена концепций и впервые проблему стали изучать как состояние, связанное с негативными эмоциями, депрессией (Рубинстейн, Шейвер, 1979; Янг, 1978; 1982), связанное с социальной изоляцией, но не обусловленное ею (Таунсенд, 1968; Джонсон, Сандлер, 1969). Были предложены понятия, которые помогли бы качественно и количественно характеризовать одиночество - острота, предел и тип переживания (Вейсс, 1978; Перлман, Пепло, 1980; и др.).

В отечественной практике подход к изучению феномена одиночества был, по большей части, эмпирический, анализ изоляции, одиночества, отчужденности касался проблемы психического состояния в экстремальных условиях (О.А. Кузнецов, В.И. Лебедев, Б.Ф. Ломов, С.Г. Юрских и др.), проблемы последствий разводов и потерь, негативных результатов взаимодействия субъектов (Г.С. Гурко, Л.А. Коростылева и др.), невозможности найти эмоциональный отклик (Е.И. Головаха, А.Г. Ковалев, И.С. Кон, Б.Д. Парыгин и др.).

Другими словами, большинство исследователей не сталкивались с проблемами одиночества, связанными с возросшей ролью киберсредств в общении и обмене информацией.

В последние два десятка лет произошло развитие технологий, позволяющих общаться не имея непосредственнго контакта с собеседником. Средствами киберсоциализации, то есть теми, которые позволяют общаться с другими людьми без непосредстенного контакта, являются, по большому счету, компьютер и смартфон, а также приложения и устройства, осуществляющие непосредственную связь (в виде аудио- и видео-разговоров, обмена текстовыми сообщениями и изображениями).

На первый взгляд, киберобщение является большим достижением, так как позволяет быстро и эффективно обмениваться информацией, которая в других случаях была бы труднодоступной или вообще недостижимой. Возможность общения с человеком, находящимся за тысячи километров, явдяется несомненным плюсом для развития человечества. Кроме того, люди, испытывающие проблемы с налаживанием контактов «вживую», получили возможность быстро и просто познакомиться с неограниченным количесвом людей и поддерживать с ними связью

Однако, все хорошо в меру, и такие виды связи не являются исключением применительно к отдельным инивидуумам. Злоупотребление общением в киберпространстве уменьшает, а в отдельных случаях сводит на нет долю «живого» общения, необходимого для полноценного развития личности как части социума. Тот факт, что общение посредством технических средств менее затратно с точки зрения времени и усилий, делает его предпочтительным, лишая человека возможности вживую контактировать с другими людьми. Таким образом, одиночество усиливается и отпадает необходимость в построении социальных связей.

Люди, испытывающие проблемы с налаживанием связей с социумом, существуют и сейчас, но если раньше им приходилось преодолевать себя для достижения каких-либо целей, то теперь появилась возможность избежать неудобных, но необходимых знакомств и реальных взаимодействий. Такой индивидуум еще сильнее замыкается в себе.

Киберобщение может быть и является удобным подспорьем для поддержания и налаживания связей, но не может полностью заменить взаимодействия людей в социуме.

Таким образом, появляется необходимость уменьшить роль киберобщения в социализации индивидов и «вернуть» их на путь естественной социализации, происходящей при непосредственном общении с другими людьми.

Полностью ограничить себя в общении посредством технологий невозможно и даже вредно, так как пагубнымми фактором является не сам факт использования, а их злоупотребление. Кажущаяся широта общения только усугубляет одиночество субъекта. Необходимоть контроля медийных средств общения и фильтрации огромного кличества информации привела к возникновению понятия медиаскетизма – образа жизни, который характеризуется пониманием и рациональным использованием средств киберсредств, описанных выше.

Основными положениями медиаскетизма являются:

  1. Отсеивание только необходимых средств получения информации, без которых функционирование индивидуума в обществе будет неполноценным или усложненным

  2. Отсеивание источников информации, представляющих действительную необходимость для индивидуума

  3. Присвоение более высокого приоритета «живому» общению, нежели киберобщению. При наличии выбора между встречей и общением в «сети» предпочтение отдается личной встрече

  4. Критическое отношение к поступающей информации

  5. Ограничение времени, отводимому на получение информации из киберисточников.

  6. Концентрация на вопросах и проблемах, требующих непосредственного участия субъекта

  7. Изучение структуры и принципов работых сетевых систем. Понимание принципов отбора и доставки сетевой информации

  8. Постоянное проведение связей между реальным миром и его интерпретацией постредством киберсредств

  9. Регулярное «отчуждение» от киберсредств на определенный срок

Как и любое средство для решения проблемы, медиаскетизм имеет ряд плюсов и минусов. К плюсам можно отнести переоценку жизненных приоритетов с прицелом на «живое» общение, улучшение графика работы и отдыха, более легкое наведение личных связей. К неочевидным минусам относятся отставание от актуальной информации, отчуждение от людей, не следующих принципам медиаскетизма. Причем последний пункт будет серьезным в социумах, активно практикующих киберобщение.

В заключение можно сказать, что само по себе общение в сети не является решением проблемы одиночества, но в современных реалиях избежать его невозможно, и его влияние необходимо ограничивать. Одним из способов ограничения является концепция медиаскетизма, со всеми ее плюсами и минусами.

Применительно к студенческой среде рекомендации и выводы остаются теми же самыми, необходимо только делать поправку на неизбежную социализацию студентов при настоящем уровне киберобучения. Вполне возможно, что с развитием средств интерактивного обучения данная проблема будет иметь большее значение, чем сейчас.

Литература:

  1. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. - 5-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Ака­демия», 2005. - 200 с. ISBN 5-7695-1790-5

  2. М.В. Фирсов Теория социальной работы : учебник для бакалавров / М. В. Фир- сов, Е. Г. Студёнова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 455 с.

  3. Перлман Д. Теоретические подходы к одиночеству// Д. Перлман, Л.Э. Пепло. Лабиринты одиночества. – М.: Прогресс. – 1989.

Просмотров работы: 338