Сохранение здоровья актуально в студенческом возрасте, так как здоровье студентов определяется особенностями этого периода в их жизни. Студенческая среда относится к ситуациям повышенных требований, психических нагрузок и перегрузок. Именно в этот период формируется будущий профессионал, состояние психического здоровья которого непосредственно влияет на успешность деятельности и стиль жизни в целом и таким образом приобретает высокообщественное значение.
Следует отметить, что понятие «отношение к здоровью» еще относительно ново для психологической науки. Впервые как предмет научного исследования «отношение к здоровью» появилось в научной литературе в 1980 г. в работе Д.Н. Лоранского с соавторами, основной вывод ее заключался в том, что интенсивность заботы человека о своем здоровье определяется не столько его объективным состоянием, сколько отношением. Теоретическое обоснование и описание данного феномена было предложено в ряде социологических исследований под руководством И.В. Журавлевой: отношение к здоровью в них рассматривается как социокультурный феномен, как механизм совершенствования здоровья на уровне индивида, группы и общества [2].
В психологической литературе чаще всего приводится следующее определение: отношение к здоровью - это «система индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определяющими оценку индивидом своего физического и психического состояния» (Г.С. Никифоров).
От отношения к здоровью зависит здоровье самого человека. Разные исследователи рассматривают отношение к здоровью как «ответственное», «осознанное», «ценностное».
Ответственное отношение к здоровью - это сложное психическое новообразование. По мнению Д.В. Колесова, оно включает: отношение к здоровью как к ценности; представления о себе как о здоровом человеке; осознание возможности потери здоровья; способность вести здоровый образ жизни.
В.М. Кабаева предлагает использование термина «осознанное отношение» к здоровью. Она подчеркивает, что человек может по своему выбору улучшить или ухудшить свое здоровье.
Наиболее перспективным, с нашей точки зрения, является развитие аксиологического (ценностного) подхода к исследованию проблемы здоровья. По Т.В. Белинской, ценностное отношение к здоровью представляет собой сложное психическое новообразование, которое сформировано знаниями и представлениями о здоровье как о ценности, способствующей позитивным изменением поведения.
Цель исследования:выявление отношения к здоровью студентов педиатрического факультета Северного государственного медицинского университета.
Задачи исследования:
Изучить самооценку состояния здоровья и факторы, влияющие на здоровье студентов.
Определить место здоровья в системе ценностей студентов.
Охарактеризовать особенности поведения студентов в отношении здоровья.
Выявить интерес студентов к информации, связанной со здоровьем.
Объект исследования:отношение к здоровью.
Предмет исследования: отношение к здоровью студентов педиатрического факультета.
В исследовании приняли участие 65 студентов 1 курса педиатрического факультета Северного государственного медицинского университета; из них 45 девушек и 20 – юношей. Были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы, анкетирование, статистический. Нами использовалась анкета «Здоровье студента» [2]. Качественные переменные представлены в виде процентных соотношений.
Результаты исследования.
Самооценка здоровья, его ценность.Самооценка здоровья это оценка индивидом своего физического и психического состояния, ключевой показатель отношения к здоровью, для которого характерны три основные функции: регулятивная, оценочная, прогностическая. В нашем исследовании, оценивая свое здоровье, «хорошим» назвали его 52 % студентов, удовлетворительным – 40 %, а плохим – 8 % студентов.
Вопрос о том, заботится ли респондент о своем здоровье, по сути, отражает знанием ним социальных норм в этой области. Положительный ответ на данный вопрос дали 84 % студентов. В качестве основных причин заботы о здоровье студенты отмечали: «желание быть физически сильнее», «воспитание», «ухудшение здоровья». Среди тех, кто о здоровье не заботится, основными причинами были названы следующие: «никакие заботы не гарантируют здоровья», «нет времени», «не хочу себя ограничивать».
Изучение факторов, влияющих на здоровье человека, позволило выявить, что 55 % студентов отмечают в качестве главного фактора «вредные привычки», 37 % «условия жизни», 8 % «усилия самого человека». Фактическое отношение индивида к здоровью в значительной степени зависит от места, которое занимает здоровье в системе его ценностей. Анализ ответа на вопрос о том, что в наибольшей степени способствует достижению жизненного успеха, показывает, что на первом месте у студентов стоят «здоровье», на втором «материальный достаток», на третьем «способности и талант» .
Особенности поведения студентов в отношении здоровья.
Вредные привычки. Анализ приобщенности к курению позволил выяснить, что курят 48 % студентов. 23 % респондентов, признавшихся, что они пробовали наркотики. Каждый третий студент знаком с теми, кто употребляет наркотики. Большинство студентов (81 %) указали, что они редко употребляют алкоголь; доля часто употребляющих и не употребляющих алкоголь составляла – по 3 %.
Занятия физкультурой. Часто занимаются физкультурой 56 % студентов, иногда – 39 %; ежедневно уделяют время физической культуре 5 % респондентов.
Питание. По данным нашего исследования, 16 % студентов не придают особого значения вопросам питания. Остальные респонденты стараются избежать употребления некачественных продуктов, ограничивают количество еды, стараются не есть поздно вечером.
Медицинская активность. Здоровье в нашем сознании неразрывно связано с обращением за медицинской помощью. При ответе на вопрос «Какая из следующих ситуаций обращения за медицинской помощью наиболее характерна для Вас?». 56 % респондентов отметили, что прибегают к помощи врача, если «несколько дней чувствуют себя плохо», 28 % «в случае тяжелой болезни», 16 % «при малейшем недомогании». Наиболее популярными профилактическими мерами среди студентов являются: прием витаминов в зимне-весенний период времени, меры для предупреждения обострения хронических заболеваний.
Информированность в сфере здоровья.45 % респондентов ответили утвердительно на вопрос «Нужна ли вам какая-либо информация для улучшения своего здоровья?». Стремление выяснить, в какой именно информации нуждаются студенты, показало, что наиболее интересными темами для них являются: «здоровый образ жизни», «правильное питание», «психология общения», «как избавиться от вредных привычек». Не требуется информации для улучшения здоровья 28 % студентов.
Выводы
Свое здоровье как хорошее оценивает более половины студентов педиатрического факультета. Среди главных факторов, влияющих на состояние здоровья, студентами отмечаются: «вредные привычки», «усилия самого человека», «условия жизни». Здоровье в системе ценностей студентов медицинских специальностей занимает первое место.
Большинство респондентов заботятся о своем здоровье, однако каждый третий не придает особого значения вопросам питания, 48% студентов курят, 81 % употребляют алкоголь.
45 % студентов имеет потребность в информации по улучшению состояния здоровья. Наиболее интересными темами для них являются: «правильное питание», «психология общения», «как избавиться от вредных привычек», «здоровый образ жизни».
Список литературы:
Виноградова Г.А. Развитие психологических ресурсов студетов-первокурсников (на примере студентов-социологов) // Известия Самарского научного центра РАН. – Т.11 - №4,6 - С. 1481-1488.
Здоровье студентов: социологический анализ / Отв. ред. И.В. Журавлева; Институт социологии РАН. - М., 2012. - С. 252.
Мысина Т.Ю. Формирование ценностного отношения к здоровью студентов вуза // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». - 2011. - №2 (10).
Оксанич С.И. Психолого-пеагогические условия сохранения и подержания психического здоровья студентов медицинского колледжа: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Самара, 2007. - 25 с.
Сборцева Т.В. Психологические условия обучения саморегуляции в критических ситуациях в юношеском возрасте: Дисс. … канд. психол. наук. – Череповец, 2002. – 169 с.