Традиционно в современной психологии семейная роль рассматривается как один из видов социальных ролей человека в обществе, соответствующий принятым в семье нормам способ поведения человека в зависимости от позиции, занимаемой им в системе семейных отношений. Это устойчивые функции семейной системы, закрепленные за каждым из ее членов и определяемые местом и функциями индивида в семейной группе [4, 6]. Они подразделяются, в первую очередь, на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные. По распределению власти семейные роли могут быть централистическими или авторитарными, автономными и демократическими; по функциям - ответственный за материальное обеспечение семьи, хозяин – хозяйка, воспитатель, сексуальный партнер, организатор семейной субкультуры, ответственный за поддержание родственных связей и др. Также выделяют традиционные, товарищеские и партнерские супружеские роли [1, 2, 4, 6, 7].
В настоящее время проблема представлений о семейных ролях, переживающих вынужденный разрыв близких связей из-за профессиональной деятельности одного из супругов, например моряков, недостаточно изучена. Специфика обучения курсантов состоит в изоляции от привычных социальных контактов; вынужденной необходимости взаимодействия друг с другом при решении бытовых повседневных вопросов и при выполнении служебных задач; проживании в морском общежитии, где деятельность курсантов строго регламентирована, упорядочена и расписана; лишении возможности постоянного общения с родителями и друзьями; сенсорной и эмоциональной депривации в условиях многомесячных командировок и пребывания в открытом морском пространстве. Как можно убедиться, эти особенности обучения будущих моряков являются характерными атрибутами повседневной жизни и профессии моряков [5].
Актуальность изучения представлений о семейных ролях у курсантов мореходного училища обусловлена тем, что от степени подготовленности к браку, к семейной жизни юношей, превалирующих установок в области деторождения, зависят не только будущий демографический потенциал семьи, но и условия ее жизнедеятельности. В силу естественных причин они не только активно «включаются» в воспроизводственный процесс, но и быстрее, и легче усваивают иные образцы, ценности, нормы и поведенческие модели.
C.В. Ковалев подчеркивает важность формирования адекватных представлений о семейных ролях именно у юношей, так как в этом возрасте формируется будущая готовность к семье и семейным ролям. Однако в современном мире происходит тенденция нарушения традиционных ценностей и смещения ориентации с семьи на сознательное одиночество, а для юношей характерны потребительские тенденции в отношении семьи и спутницы жизни, отсутствие реалистичности и целостности в восприятии себя и других [3].
Целью данного исследования является изучение представлений о семейных ролях у курсантов мореходного училища. Гипотеза исследования состоит в том, что представления о семейных ролях у курсантов мореходного училища являются фрагментарными, неполными и искаженными, а также существуют завышенные требования и ожидания к характеристикам идеальной супруги («долженствования в отношении другого»). В качестве объекта выступают психологические аспекты изучения представлений. Предметом исследования являются представления о семейных ролях у курсантов мореходного училища.
Исследование проводилось на базе одного из мореходных училищ Архангельской области. Выборка состоит из 26 курсантов мужского пола 2 курса в возрасте 17-18 лет. Методический инструментарий содержит опросник «Распределение ролей в семье» Ю. Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, Е.М. Дубовской, опросник «Семейные роли» А.В. Черникова, сочинение-рассуждение на тему «Мой образ идеальной будущей семьи».
Анализ полученных данных по опроснику «Распределение ролей в семье» Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана и Е.М. Дубовской позволяет утверждать, что у большей части курсантов (73%) роль воспитателя детей в идеальной семье должна реализоваться женой, лишь более четверти (27%) считают, что данную роль должны выполнять оба супруга. Для единиц испытуемых (8%) роль ответственного за поддержание эмоционального климата должен выполнять муж, менее трети испытуемых (23%) - оба партнера, а для более половины курсантов (69%) данную роль нужно выполнять жене. Половина респондентов (50%) считает, что ответственным за материальное обеспечение семьи могут быть оба супруга. В тоже время чуть менее половины (42%) курсантов утверждают, что данную роль должен выполнять супруг, а единицы (8%) – супруга.
Более половины испытуемых (58%) считает, что роль организатора развлечений необходимо в идеальной семье выполнять жене, а менее половины (42%) указывает, что эту роль следует выполнять обоим супругам. Большинство респондентов считает, что роль «хозяина» - «хозяйки» в семье следует исполнять жене (69%) и только единицы испытуемых (4%) - мужу. При этом, менее трети курсантов (27%) считают, что роль «хозяина» - «хозяйки» должны выполнять оба супруга.
Мнение о том, что сексуальным партнером в семье могут выступать оба партнера демонстрирует чуть менее половины испытуемых (42%). Однако, более половины (58%) курсантов считает, что данную роль в идеальной семье должна выполнять супруга. И, наконец, более половины респондентов (58%) считает, что организатором семейной субкультуры в идеальной семье могут выступать оба партнера и чуть менее половины (42%) - жена.
Таблица 1 - Результаты изучения представлений о семейных ролях у курсантов мореходного училища (данные представлены в процентах)
Роли распределения в идеальной семье |
Муж (супруг) |
Жена (супруга) |
Муж и жена |
Воспитатель детей |
- |
73 |
27 |
Ответственный за материальное обеспечение семьи. |
42 |
8 |
50 |
Ответственный за поддержание эмоционального климата |
8 |
69 |
23 |
Организатор развлечений |
- |
58 |
42 |
Распределение ролей "хозяин" - "хозяйка". |
4 |
69 |
27 |
Сексуальный партнер |
- |
58 |
42 |
Организатор семейной субкультуры |
- |
42 |
58 |
Таким образом, идеальное представление юношей о распределении семейных ролей характеризуется тем, что жене (супруге) соответствуют такие роли, как воспитатель детей, сексуальный партнер, организатор развлечений, роль "хозяйки" и ответственная за поддержание эмоционального климата; мужу только лишь роль ответственного за материальное обеспечение. По их мнению, оба партнера должны выполнять такие роли также как «ответственный за материальное обеспечение семьи» и «организатор семейной субкультуры».
Рассмотрим результаты анализа полученных данных по изучению представлений о ролевой структуре идеальной семьи по опроснику «Семейные роли» А.В. Черникова (см. табл. 2).
Таблица 2 - Результаты изучения представлений о ролевой структуре
у курсантов мореходного училища (данные представлены в процентах)
Виды ролей |
Муж (супруг) |
Жена (супруга) |
Муж и жена |
Организатор домашнего хозяйства |
4 |
92 |
4 |
Тот, кто закупает продукты |
12 |
84 |
4 |
Тот, у кого хранятся деньги |
69 |
27 |
4 |
Тот, кто зарабатывает деньги |
69 |
12 |
19 |
Тот, кто следит за порядком в доме |
8 |
84 |
8 |
Тот, кто выносит мусор |
62 |
19 |
19 |
Тот, кто готовит еду |
- |
92 |
8 |
Тот, кто убирает со стола и моет посуду |
8 |
84 |
8 |
Тот, кто ухаживает за животными |
23 |
62 |
15 |
Организатор праздников и развлечений |
12 |
84 |
4 |
Человек, принимающий решения |
85 |
- |
15 |
Тот, кто проверяет у детей уроки |
35 |
57 |
8 |
Тот, кто ухаживает за детьми, когда они болеют |
8 |
69 |
23 |
Тот, кто водит детей на занятия |
42 |
54 |
4 |
Тот, кто ремонтирует сломанные вещи |
100 |
- |
- |
Сторонник строгой дисциплины |
77 |
19 |
4 |
Тот, кто утешает обиженных |
38 |
50 |
12 |
Тот, кто уклоняется от обсуждения проблемы |
38 |
62 |
- |
Тот, кто держится в стороне от семейных разборок |
65 |
31 |
4 |
Приносящий жертвы ради других |
73 |
19 |
8 |
Шутник |
84 |
4 |
12 |
Как видно, все юноши считают, что для идеального мужа (супруга) все характерна роль «тот, кто ремонтирует сломанные вещи», для большинства из них– роль шутника (84%), того, кто «принимает решения» (82%), сторонника строгой дисциплины (77%), «приносящий жертвы ради других» (73%), хранителя денег (69%), того, кто зарабатывает деньги (69%), держится в стороне от семейных разборок (65%), выносит мусор (62%). При этом, большинство курсантов считает жена (супруга) должна быть организатором домашнего хозяйства (96%), готовить еду (92%), следить за порядком в доме (84%), закупать продукты (84%), убирать со стола и мыть посуду (84%), быть организатором праздников и развлечений (84%), ухаживать за детьми, когда они болеют (69%), ухаживать за животными (62%), уклоняться от обсуждения проблемы (62%). Более половины юношей высказываются в пользу того, что идеальная жена также должна проверять у детей уроки (57%), водить детей на занятия (54%), полвины опрашиваемых указывают, что она должна утешать обиженных (50%).
При анализе сочинений «Мой образ идеальной будущей семьи» был использован контент-анализ, где единицей анализа выступало упоминание социальных ролей. Был произведен подсчет частоты упоминания тех или иных ролей. Рассмотрим результаты диагностики, полученные с помощью проективной методики сочинение на тему «Мой образ идеальной будущей семьи», представленные в таблице 3.
Таблица 3 - Результаты изучения представлений о семейных ролях
у курсантов мореходного училища (данные представлены в процентах)
Группы высказываний |
Примеры высказываний |
Количество ответов |
Ответственный за материальное обеспечение семьи |
«Муж должен найти высокооплачиваемую работу», «…купить большой дом и машину самостоятельно, без чьей-либо поддержки», «…зарабатывать деньги, жена тоже, но меньше, не перетруждая себя», отвечать за благосостояние семьи» и т.п. |
100% |
Хозяин – хозяйка |
«Жена должна убираться дома», «…следить за очагом», «...готовить вкусные и ежедневные завтраки, обеды и ужины», «… быть хозяйственной супругой», «…отвечать за уют в доме» и т.п. |
100% |
Организатор семейной субкультуры |
«Муж и жена должны общаться между собой, а не чтобы каждый занимался своими делами и проблемами», «…ходить вместе по магазинам, гулять, развлекаться», «…иметь отдых на природе, ходить в кафе/рестораны», «…ездить отдыхать вместе», «Жена планирует праздники, муж организовывает» |
100% |
Воспитатель |
«Жена должна заботиться о ребенке», «…воспитывать детей», «Цель мужа и жены – воспитать детей хорошими» и т.п. |
90% |
Сексуальный партнер |
«Муж должен радовать свою жену каждый день, дарить ей улыбку, иногда дарить цветы», «Жена должна быть красивой, не забрасывающей себя после свадьбы», «Жена и муж должны иметь регулярный секс» |
64 % |
Итак, исходя из полученных данных в таблице 3, можно утверждать, что все курсанты отметили, что образу «идеального мужа» соответствует такая роль как «ответственный за материальное обеспечение семьи», а образу «идеальной жены» соответствуют роли «хозяйки», «воспитателя». Большинство из них (90%) считают, что жена должна заботиться и воспитывать детей. Чуть больше половины указывают, что в роли «сексуального партнера» должны выступать одинаково как муж, так и жена.
Таким образом, сравнение результатов полученных данных по всем методикам показывает, что у курсантов представления о семейных ролях являются традиционными, фрагментарными, искаженными и неполными, при этом существуют завышенные требования и ожидания к характеристикам идеальной супруги («долженствования в отношении другого»), что подтверждает нашу гипотезу. Юноши приписывают ответственность за выполнение большинства функций семейной системы жене, а не мужу. Поэтому перспективным направлением данного исследования является разработка и апробация программы, направленной на коррекцию фрагментарных, неполных и искаженных представлений о семейных ролях, а также существующих требований и завышенных ожиданий к характеристикам идеальных супругов («долженствования в отношении другого) у курсантов мореходного училища.
Список литературы:
Азаров Ю.П. Семейная педагогика - М.: Смысл, 1995. – 496 с.
Алешина Ю. В. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Психология.- Серия 14. - 1987. - № 2. – С. 60-72.
Андреева Г.М. Семейная психология: учеб. пособие – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.
Березин С.В., Лисецхий К.С., Серебрякова М.Е. Словарь психологических терминов, 2002 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/22
Бугакова Е.С. Формирование коммуникативной компетентности у курсантов ВУЗа морского профиля / Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 9. – С. 246-252.
Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 1991. – 158 с.
Филиппова Н. К. Социальные позиции и социальные роли ученого // Социология науки и технологий. – 2011. – Т. 2. – №. 1. - С. 109-116.