Дошкольный возраст – первая и принципиальная ступень, на которой начинается знакомство малыша с простыми основами различных видов работ и творчества, формирования его личностного отношения к людям, окружающей среде и всему, что в ней происходит. Окружающая среда для растущего гражданина имеет свое значение в каждый микропериод его становления и развития.
Современное дошкольное учреждение – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются, если создать в группах детского сада предметно-развивающую среду, в которой можно одновременно включать в интенсивную деятельность всех детей группы. Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено её значимостью для многостороннего развития ребенка, удачной социализации в обществе.
Развивающая среда представляет собой стимулятор движущей силы в целостном процессе развития личности, она обогащает личностное развитие, формирование всех потенциальных личных возможностей каждого ребенка, содействует раннему проявлению разносторонних способностей.
С. Л. Новоселова определяет понятие предметно-развивающая среда как «систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание его духовного и физического развития» [1].
В разные исторические периоды изучалась задача грамотного создания развивающей среды (Платоном, Г. Песталоцци, А. Дистервергом, Я. А. Каменским, Ж. Ж. Руссо, М. Монтессори, Л. Н. Толстым, В. Я. Сухомлинским, Ш. А. Амонашвили, Л. А. Венгером, С. А. Козловой, В. А. Сластениным, Н. А. Сорокиным, В. А. Ясвиным и др.).
Значение предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка-дошкольника представлена в трудах современных авторов: Т. П. Авдуловой, Л. И. Блашкиной, С. Л. Новоселовой, Т. А. Романовой, Л. Г. Ступиковой, М. К. Тинчуриной и др.
Научные изыскания последних лет во многом подтвердили надобность социализации детей именно в дошкольном возрасте, которая складывается из общения, обучающих игр, развивающего воздействия окружающей среды – всего того, что считается культурой воспитания. При этом важными элементами предметно-пространственной среды является создание современного интерьера и дизайна внутренних помещений, а именно: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей.
Так, требованиями ФГОС к предметно-развивающей среде являются:
1. Обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала.
2. Доступность среды, что предполагает:
2.1 Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
2.2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности [2].
Ребенок находится в ДОО целый день и окружающая обстановка обязана радовать его, содействовать формированию позитивных эмоций, прививать правильный вкус, способствовать общему и специальному развитию.
Целенаправленно создаваемая развивающая среда ДОО может отражать и те значимые направления воспитательно-образовательной работы с детьми, которые оно реализует как наиболее актуальные.
Одним из основных педагогических условий формирования экологической культуры детей дошкольного возраста является наличие в образовательной организации развивающей предметно-пространственной среды, которая способствует активизации познавательной деятельности детей, эколого-эстетическому развитию, оздоровлению малыша, воспитанию нравственных качеств, обогащению опыта экологически грамотной деятельности в природе. К раскрытию содержания развивающей предметно-пространственной экологической среды в литературе существуют основные концептуальные подходы в работах таких авторов, как Т. М. Бондаренко, Л. И. Греховой, Н. Н. Кондратьевой, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, Т. П. Потаповой и др.
Все таки, в научных трудах не уделяется должного внимания теоретическим и практическим аспектам построения развивающей предметно-пространственной среды в образовательной организации для экологического просвещения детей: отсутствует теоретическая модель, не раскрыты особенности и технология ее организации в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) и СанПиН [2] [4]. Помимо того, в теории и практике экологического образования выявилось противоречие между реальными возможностями развивающей предметно-пространственной среды в формировании основ экологической культуры детей дошкольного возраста и применением ее потенциала в образовательном учреждении.
Таким образом, многие аспекты предметно-развивающей среды в области экологического образования не исследованы и не апробированы. Нужно обогащать среду природными объектами для того, чтобы экологическое образование детей происходило более объемно и полноценно, в связи с существующей в настоящее время экологической ситуацией.
Список литературы:
Новоселова, С. Л. Развивающая предметно-игровая среда / С. Л. Новоселова// Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С. 77.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-razvivayuschaya-predmetno-prostranstvennaya-sreda-kak-uslovie-formirovaniya-osnov-ekologicheskoy-kultury-detey-doshkolnog - Автореферат диссертации по теме "Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста" Машарина М. В.