ПРИМЕНЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТА КАЧЕСТВА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРИМЕНЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТА КАЧЕСТВА

Головина Д.В. 1, Шурай П.Е. 1, Шурай С.П. 1
1Кубанский Государственный технологический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На современном предприятии обязательно имеется система менеджмента качества (СМК), которая в документации описывает методы контроля качества с учетом научно обоснованных способов определения физико-химических параметров [2]. И для установления степени соответствия требований СМК и действительному положению качественных характеристик создаваемой продукции (товаров или услуг) осуществляется внутренний аудит качества [3, 8 – 10], где статистическим методам уделяется значительное место [5, 7].

Прежде всего, эти методы позволяют грамотно создать как общую программу аудита для предприятия, так и конкретно для данного, частного аудита, например, цеха выпечки хлеба хлебозавода.

Для этого вначале проводят выборку для поиска несоответствий, а затем количество выявленных при проведенных аудитах несоответствий, например, при выпечке хлеба оформляют в виде контрольных листков, которые затем используют как информацию для анализа.

Так, для разработки перспективного плана проведения аудитов качества организации очень полезно на основании отчетов прошлых аудитов, планов работы фирмы разработать диаграмму Исикавы (рисунок 1). А для установления факта влияния различных факторов на качество выпечки надо предварительно построить, например, диаграмму корреляции (на рисунке 2 показана явная связь между таким основным показателем качества хлеба как его пористость и непропеченность). Затем, применив мозговой штурм при ее обсуждении и построении диаграмм Парето и стратификации, выделить основные направления осуществления аудитов качества, определить цели и задачи планируемых аудитов качества.

Рисунок1 - Пример диаграммы Ишикавы влияния различных

факторов на технологический процесс

Рисунок 2 – Корреляционная диаграмма

При составлении перспективного (годового) плана необходимо в первую очередь включить проведение аудита качества в проблемных цехах (отделах, подразделениях). Для этого надо провести анализ наличия несоответствий, отмеченных в отчетах аудита. Например, за октябрь 2016 г. отмечен в 14 случаях горьковатый привкус хлеба (причина – мука низкого сорта) (1), 18 случаев пригорелости продукции (из-за низкого качества масла для смазки форм) (2), 8 случаев некачественной поверхности хлеба (из-за несоблюдения теплового технологического режима) (3), 25 несоответствий пористости хлеба (4), 28 отступлений связаны с непропеченностью (5), 25 нарушений по микробиологическому составу (6) и т.д. Поэтому надо построить гистограмму (рисунок 4) и диаграмму Парето (рисунок 5), из которой следует, что главной составляющей, приводящей к понижению качества является непропеченность, а также пористость хлеба и нарушения по микробиологическому составу.

Согласно известному принципу Парето, на практике реализацию повышения качества продукции ведут не по всем нарушениям сразу, а постепенно, начиная с ликвидации несоответствий самого большого ранга. Из диаграммы следует, что надо начинать с выяснения причины непропеченности, а затем разобраться с пористостью хлеба и его микробиологическим составом.

Аналогично рекомендуется использовать статистические методы анализа для составления графика проведения аудита и формирования команды аудиторов. Компьютерные технологии позволяют быстро, качественно и объективно провести все расчеты и представить нужный графический материал для удобного визуального восприятия и внесения оперативных поправок.

Рисунок 4 – Гистограмма для составления годового плана проведения

аудитов качества на предприятии

Не обойтись без современных информационных технологий и статистических методов анализа при подготовке вопросника, в том числе при определении формулировок главных (основных) вопросов с учетом отчетов уже проведенных аудитов качества, а также перспективных планов развития предприятия в целом и каждого отдела.

Так, если при обработке данных о качестве хлеба за декаду по усредненным данным последнего месяца отчетного года по гистограмме и диаграмме Парето установлено, что наибольшее число несоответствий связано с непромесом – следовательно, нужно в первую очередь поставить проведение аудита в цехе подготовки теста. А в вопроснике основное внимание уделить технологии приготовления теста.

Рисунок 5 – Диаграмма Парето

Аналогично, при проведении аудита грамотно и быстро можно провести анализ выявленных несоответствий, их классификацию и ранжирование по гистограммам, диаграммам Парето и стратификации (рисунок 6), картам Шухарта (рисунок 7).

При анализе заключительного этапа производства и реализации продукции полезно рассмотреть возможность полной продажи выпеченного хлеба в разных магазинах. Для этого надо исходить из лепестковой диаграммы (рисунок 8), которая даст возможность перераспределить между магазинами количество доставляемого для реализации хлеба.

Рисунок 6 – Диаграмма стратификации

Таким образом, применение статистических методов при аудите качества производства хлеба дают значительные результаты:

- повышается качество исходного сырья, а значит, имеется экономия сырья и рабочей силы;

- повышается качество выпускаемого хлеба и уменьшается брак, а за счет внедрения статистической выборки снижаются затраты на проведение контроля исходного сырья и продукции;

- за счет улучшения качества хлеба улучшается взаимоотношение производителей и потребителями, что ведет к увеличению объема продаж;

Рисунок 7 – Карта Шухарта технологического процесса в первой смене

 

4

 

 

4

 

 

5

 

 

6

 

Рисунок 8 – Лепестковая диаграмма выполнения плана продажи хлебобулочных изделий в различных магазинах

- уменьшается время внедрения новых технологий и перехода на производство нового типа продукции;

- улучшается качество создаваемого плана аудита и уменьшается время на подготовку плана аудита;

- уменьшается время на подготовку аудита качества с одновременным улучшением качества создаваемых документов для проведения аудита;

- уменьшается время на проведение аудита качества с одновременным улучшением качества результатов проводимого аудита;

- уменьшается время на подготовку предложений по корректирующим и предупреждающим мероприятиям по результатам проведенного аудита качества и отчета аудита качества с одновременным улучшением качества создаваемых документов;

- уменьшается время на проверку эффективности выполнения предложений по корректирующим и предупреждающим мероприятиям с одновременным улучшением качества создаваемого документа.

Эффективное выполнение корректирующих и предупреждающих действий возможно только при проведении анализа по результатам бенчмаркинга [1]. При этом возможно проведение не только улучшений, но, возможно, и реинжиниринга [6]. За этим может последовать потребность внесения корректировки в схему описания бизнес-процесса [4].

Список литературы

1. Бойко Е.А., Шурай П.Е., Шурай С.П. Использование бенчмаркинга фирмами на примере финансового учреждения – банка. – Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование: сборник научных трудов Международной молодежной научно-практической конференции (17-18 ноября 2016 года; в 2-х томах, Т.1, Юго-Зап. Гос. Ун-т, Курск: Из-во ЗАО «Университетская книга», 2016. – С. 121 – 124.

2. Данилин В.Н., Боровская Л.В., Шурай П.Е. Физическая химия. Химическая термодинамика (электронный учебник). - Международный журнал экспериментального образования, 2009. - №4. – С. 10.

3. Данилин В.Н., Шурай П.Е. Аудит качества. Электронный учебник. – Международный журнал экспериментального образования, 2009. - № 4. – С. 43.

4. Кузменчук В.С., Шурай П.Е., Шурай С.П. Описание бизнес-процесса на примере производства хлеба. - Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование: сборник научных трудов Международной молодежной научно-практической конференции (17-18 ноября 2016 года; в 2-х томах, Т.1, Юго-Зап. Гос. Ун-т, Курск: Из-во ЗАО «Университетская книга», 2016. – С.384 – 388.

5. Левин С.С., Шурай П.Е., Шурай С.П. Статистические методы управления процессами. – Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование: сборник научных трудов Международной молодежной научно-практической конференции (17-18 ноября 2016 года; в 2-х томах, Т.2, Юго-Зап. Гос. Ун-т, Курск: Из-во ЗАО «Университетская книга», 2016. – С. 14 – 18.

6. Мартаков Д.А., Шурай П.Е., Шурай С.П. Внедрение реинжиниринга на предприятии. – Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование: сборник научных трудов Международной молодежной научно-практической конференции (17-18 ноября 2016 года; в 2-х томах, Т.2, Юго-Зап. Гос. Ун-т, Курск: Из-во ЗАО «Университетская книга», 2016. – С. 37 – 40.

7. Прокопенко В.Д., Шурай П.Е., Шурай С.П. Использование карт Шухарта для анализа качества продукции. – Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование: сборник научных трудов Международной молодежной научно-практической конференции (17-18 ноября 2016 года; в 2-х томах, Т.2, Юго-Зап. Гос. Ун-т, Курск: Из-во ЗАО «Университетская книга», 2016. – С. 182 – 186.

8. Шурай П.Е., Шабалина С.Г., Ксандопуло С.Ю., Труфанова И.В. Аудит качества перевозок молочной продукции. - Известия высших учебных заведений. Пищевая технология, 2014. - № 1. - С. 114-115.

9. Шурай П.Е., Шабалина С.Г., Ксандопуло С.Ю., Труфанова И.В. Рекомендации по проведению аудита качества процесса доставки потребителям молочной продукции. - Известия высших учебных заведений. Пищевая технология, 2014. - № 1. - С. 121-122.

10. Шурай П.Е., Шабалина С.Г., Ксандопуло С.Ю., Секерина О.Ю. Организация и проведение экологического аудита на предприятиях газодобывающей отрасли. - Экологический вестник России, 2015. - № 1. – С. 22-26.

Просмотров работы: 496