ЛПК имеет свою особенность, которая выражена в медленном развитии, по сравнению с другими отраслями экономики РФ. Прирост производства в лесопромышленной сфере ежегодно уменьшался, несмотря на то, что потребность в стране во многих видах этой продукции увеличивалась и удовлетворялось за счет импорта. После того, как произошло изменение ситуации на внешних рынках, а именно снижение спроса и цен, многие предприятия остановили производство продукции.
Усиление процессов глобализации экономики России требует увеличения конкурентоспособности отечественных предприятий, на которые оказывается значительное давление иностранными фирмами. В данный момент, чтобы повысить конкурентный статус необходимо сформировать ряд преимуществ, достигаемых за счет инновационных разработок лесопромышленного комплекса. Инновационная среда и потребительская лояльность влияют на качественный уровень факторов конкурентоспособности и результативность ее деятельности [1].
За необходимость управления лояльностью потребителей отвечают такие факторы, как конкуренция, степень дифференциации продукции, этап жизненного цикла услуги и товара. Для того чтобы определить целесообразность управления лояльностью потребителей, необходимо, в первую очередь, собрать и изучить сведения о рынке, конкурентах и покупателях. Этот этап может быть представлен в процессе исследования факторов инновационной среды экономического комплекса[2].
Инновационная среда ЛПК
Сбор данных о внешних и внутренних факторах ИС
Разработка стратегии формирования ИС
Оптимизация стратегии с точки зрения управления лояльностью потребителей
Реализация стратегии формирования ИС
Контроль и оценка эффективности деятельности по формированию ИС
Рисунок 1 – Процесс формирования инновационной среды ЛПК
Инновационную среду лесопромышленного комплекса необходимо рассматривать как социально-экономическую систему, которая состоит из определенных элементов, формирующих цели и задачи для развития экономического роста на основе инноваций [3].
Сбор данных о внешних и внутренних факторах ИС – это этап, который является исходным процессом стратегического управления, потому что обеспечивает основу для обозначения как миссии и целей организации, так и для выработки стратегий поведения, которые помогают организации в достижении целей. Он представляет собой процесс, позволяющий определить возможные угрозы для организации. В основе этого этапа лежит 3 вопроса:
1. Где на данный момент находится экономическая система.
2. Где, по мнению высшего руководства, должна находиться экономическая система в будущем.
3. Что должно сделать руководство, чтобы улучшить положение экономического комплекса.
Разработка стратегии формирования ИС – это этап, на котором определяется: какие направления деятельности организации надо улучшать, а какие ликвидировать, какой товар надо производить, и в каком количестве, какие в итоге надо получить результаты с учетом имеющихся ресурсов, какие ограничения необходимо учитывать при принятии управленческих решений, чтобы обеспечить их соответствие общей стратегии и целям.
Оптимизация стратегии с точки зрения управления лояльностью потребителей - это процесс точной настройки стратегии. Следует учитывать тот факт, что стратегию можно оптимизировать после того, как она уже будет построена и оптимизирована.
Реализация стратегии формирования ИС - это этап, на котором необходимо разработать и реализовать планы, программы с указанием целей, мероприятий по их достижению, сроков, ресурсов и ответственных лиц. При этом, в соответствии с требованиями инновационного процесса, необходимо произвести ввод системы информирования и подготовки персонала к стратегическим инновациям.
Контроль и оценка эффективности деятельности по формированию ИС – процесс, протекающий в 4 стадии:
установление плановых величин и стандартов (цели и нормы);
выяснение реальных значений показателей;
сравнение;
анализ результатов сравнения.
На этом этапе процесс формирования инновационной среды может не остановиться, так как необходимо, чтобы конечный результат оказался эффективным и удовлетворял требованию руководства, поэтому этапы могут повторяться[4].
Новые технологии после их появления на рынке могут не только использоваться участниками рынка, но также могут изменять характер конкуренции в данной отрасли. В результате происходит привлечение на рынок новых организаций. В таких условиях происходит уменьшение срока использования выгод от инновационной деятельности данной системы.
Инновационная среда – это совокупность взаимосвязанных социально-экономических подсистем. Следует учитывать, что инновационный потенциал представляет собой количественную характеристику инновационной среды, которая отражает свою готовность к ведению инновационной деятельности организации и способность эффективно употреблять разные полезные инновации (патенты, новые технологии и т. д.), которые создаются человеком.
Инновационный потенциал показывает готовность к ведению инновационной деятельности организации и умение с пользой употреблять разные инновации, которые создает человек. В оценке инновационного потенциала на данный момент нет однозначной методики. В том числе, рассматривается использование ограниченного круга показателей, который не учитывает:
структуру и использование основного капитала и информационно-коммуникационных технологий;
отличия между данными компонентов с низкими и высокими значениями;
сопоставимость показателей.
В данный период управление инновационным развитием осуществляется на уровне управления инновационной деятельностью через:
обеспечение использования средств на развитие инновационной деятельности;
анализ состояния инновационной деятельности;
создание определенных условий для роста промышленного и научно-технического потенциала;
организацию работ во взаимодействии с руководителем и образовательными учреждениями по изучению потребности инновационной сферы в квалифицированных кадрах.
Обращаясь к характеристикам социально-экономических систем становится очевидно, что каждый экономический субъект сохраняет состояние своего первичного функционирования до тех пор, пока не начинает испытывать на себе влияние экономической среды, которая принуждает его к адаптации через инновационное преобразование. Субъекты, которые не в состоянии адаптироваться, необходимо ликвидировать (государство в этой ситуации может оказывать содействие в адаптации, например, через процедуру банкротства, но при определенных условиях).
Развитие экономики в большей степени зависит от результатов сложных процессов, на которые влияют новые базовые технологии, включающих технологии инновационного управления предприятий. В основе ресурсного обеспечения должен находиться эффективный и инновационный подход к управлению, распределению ограниченных экономических ресурсов. Только в таком случае возможно достичь лидерства в разработке и использовании новых технологий при производстве продукции.
Развитие инновационной среды для России играет стратегическую роль в реализации национальной инновационной политики, поэтому правительство уделяет значительное время этому вопросу. Образование инновационной среды необходимо, в первую очередь, для реализации высокотехнологичного производства и осуществляется посредством выявления и использования новых возможностей определенных систем, а также создания условий для эффективности инновационной деятельности[5].
Рассмотренные этапы в данной статье позволят сформировать инновационную среду. Развитие среды любого уровня, благоприятной для инновационной деятельности, является одной из ключевых задач, поставленной в стратегии инновационного развития РФ.
Список использованной литературы:
1. Морковина С.С., Степанова Ю.Н., Васильев О.И. Развитие региональной инновационной инфраструктуры в контексте обеспечения экономической безопасности национального хозяйства // Финансы, Экономика, Стратегия: - 2015 – № 2. – С.20-27.
2. Томилина Я.В. Процесс формирования инновационной среды организации // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 6-2. – С. 335-339
3. Мустаев И. З. Инноватика: учеб. пособие. Уфа: УГАТУ, 2009. 180 с.
4.Степанова Ю.Н., Колесниченко Е.А., Иванова А.В. Методический инструментарий оценки уровня инвестиционной привлекательности стартапов // Экономический анализ: теория и практика. - 2015. - № 12 (411). – С. 2-11.
5. Шабалтина Л. В., Фатхуллина Л. З. Методология оценки инновационного потенциала по фактору образования// Вестник УГАТУ. 2010.Т.14, № 5(40). С.233–242.