Учитель может воздействовать на формирование личности учащихся с помощью игры. Необходимо заметить, что включение игр в учебный процесс требует от педагога огромных усилий. Это связано с тем, что процесс подготовки игры сопровождается многими проблемами, например нехваткой учебного времени для проведения, недостаток материалов и средств.
Современному учителю необходимо и важно владеть умением планировать игровую деятельность и интегрировать ее в процесс обучения, это обуславливает актуальность темы данного исследования. Свой вклад в решение данного вопроса внесли ученые-педагоги и психологи такие как: А.Г. Асмолов – один из авторов федерального государственного стандарта, В.В. Козлов, А.М. Кондаков, а также авторы школьных учебников по математике И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон.
Игры в обучении позволяют повысить интерес учащихся к предмету, познавательную активность и развить способности учеников. Для того чтобы применение игр стало эффективным необходимо уделить особое внимание составлению их сценария, а также подбору заданий, которые соответствуют целям игры.
В первую очередь, рассмотрим понятие «дидактическая игра». К примеру, В.Н. Кругликов [3, с. 231] определял дидактические игры как вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.
В работах А. Макаренко [4, с. 54] дидактическая игра рассматривается как мощное средство воспитания воли, коллективизма, формирование практических навыков. Он считал, что детские ролевые игры так же важны для развития ребенка, как и для взрослого. Однако, педагог отмечал, что только та игра является педагогически ценной, в которой ребенок действует активно, мыслит, строит, комбинирует, моделирует человеческие взаимоотношения.
Л. Выготский [1, с. 26] понимал дидактическую игру как благоприятную среду для зарождения познавательных сил ребенка, как основу для преобразования игровых действий в умственные.
В педагогической теории накоплен значительный материал о возможностях игры в процессе обучения, развития и воспитания. Исследователи едины в мнении о том, что в игре в наибольшей степени проявляются индивидуальные особенности личности. Существует огромное количество дидактических игр, поэтому, естественно, встает вопрос об их классификации.
Р.И. Жуковская [2, с. 25] выделяет следующие виды дидактических игр:
игры-путешествия;
игры-поручения;
игры-предположения;
игры-загадки;
игры-беседы;
игры-соревнования.
Остановимся на них подробнее:
1. Игры путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывается через необычное, простое через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно. Например, «Путешествие в страну дробей», «Космическое путешествие (площади и объемы фигур)», «Веселый математический поезд»;
2. Игры поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предположении, что то сделать: «Помоги Буратино расставить знаки в примерах», «Проверь домашнее задание у Незнайки»;
3. Игры предположения «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…», «Как я решил и почему?», и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка, задание, задача, проблема. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразно предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?»;
4. Игры загадки. Педагогическая направленность загадок заключается в проверке знаний учащихся. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения;
5. Игры беседы (игры диалоги) В основе игры беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре беседе учитель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения. Ценность игры беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение.
6. Игры соревнование. Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.
В рамках проведенного исследования был разработан комплекс дидактических игр для использования на уроках математики в 5 классах.
Дидактическая игра «Математический турнир»
Тема: Умножение и деление десятичных дробей.
Цель: создать условия для проверки у учащихся умений выполнять умножение и деление десятичных дробей.
Ход игры:
Проверку навыков в решении примеров и задач по определенной теме можно провести в виде турнира.
Математические турниры проводятся в конце урока, когда учащиеся уже немного устали. На проведение турнира отводится 15 20 мин. Класс делится на две команды. Каждой команде предлагаются пять примеров (Таблица 1).
Через определенное время (68 мин) каждый ученик должен записать в тетрадь решения задач или примеров своей команды и уметь их объяснить. Допускаются консультации внутри команды. Затем начинается турнир.
Капитан первой команды называет учеников из второй команды для участия в турнире. То же самое делает капитан второй команды. Первая пара названных учеников обменивается задачами или примерами своей команды (по выбору), идет к доске и начинает решение. Если позволяет площадь доски, можно сразу вызвать три пары. По окончании объяснений к доске идут следующие три пары и т. д.
Побеждает та команда, которая правильно решит и объяснит большее количество задач или примеров другой команды. За ответами следят все ученики. Арбитром выступает учитель.
Таблица 1.
Примеры заданий для математического турнира
Найдите произведение пяти целых семи десятых и нуля целых трех сотых. |
Найдите квадрат нуля целых девяти десятых. |
Решите уравнение 45,9* х = 0,0459. |
Найдите частное двух целых восемнадцати тысячных и нуля целых трех сотых. |
Найдите частное четырех целых восьми десятых и нуля целых одной сотой. |
Дидактическая игра «Математическая эстафета»
Тема: Действия с десятичными дробями.
Цель: Создать условия для проверки у учащихся умений выполнять действия с десятичными дробями.
Ход игры:
Заблаговременно готовятся карточки с числовым выражением, нахождение значения которого требует выполнения нескольких арифметических действий. Если в классе три ряда парт, за которыми сидят семь человек, то для организации одновременной работы всех учеников необходимо подготовить три варианта карточек с аналогичными примерами (Таблица 2). Действий в составленных примерах должно быть столько, сколько учеников сидит в одном ряду.
Учащийся каждого ряда выполняет одно действие, записывает ответ и передает карточку учащемуся, сидящему с ним рядом. Тот, в свою очередь, после выполнения второго действия передает карточку следующему за ним и т. д. Карточка с последней парты передается на первую парту. Каждому школьнику в этом случае придется выполнить одно действие. От правильности выполнения действий зависит успех всей команды. Побеждают учащиеся того ряда, в котором раньше решат пример и получат правильный ответ.
Таблица 2.
Примеры заданий для математической эстафеты
Выполните действия: (3,42:0,57*9,5-6,6):((4,8-1,6)*(3,1+0,05)) |
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
Дидактическая игра «Математическая биология»
Тема: десятичные дроби
Цель: создать условия для повторения умений выполнять операции сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей.
Ход игры:
Перед началом игры класс делится на две команды. Каждая команда получает конверт и выслушивает задание от учителя.
Задание 1.
На островах Тихого океана живут черепахигиганты. Они такой величины, что дети могут кататься, сидя у них на панцире. Название этих черепах зашифровано в примерах (рисунок 1).
Рисунок 1
Задание 2.
На Земном шаре обитают птицыбезошибочные определители прогноза погоды на лето. Название этих птиц зашифровано в примерах (Таблица 3). Заменив частные буквами, вы прочтете название птиц-метеорологов (рисунок 2).
Таблица 3.
Примеры заданий для математической биологии
Найдите частные: |
4,5:1,8; |
3,15:0,15; |
4,2:2,8; |
36:0,8; |
21:0,15; |
60:2,5; |
4,25:2,5; |
490:14. |
Рисунок 2
Проведенное исследование показало что, применение дидактических игр на уроках математики является средством, стимулирующим деятельность учащихся, развивающим интерес к предмету. Игра не только повышает работоспособность детей, активизирует их мыслительную деятельность, но и воспитывает у них лучшие человеческие качества: чувство коллективизма и взаимовыручки
Литература
Выготский, Л.С.. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; 2005. 1136 с.
Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение / Р. И. Жуковская. М.: Педагогика, 2006. 110 с.
Кругликов, В.Н. Активное обучение в техническом вузе: Теоретико-методологический аспект тема дис. и автореф. д.п.н. СПб: Санкт- Петербургский государственный университет, 2000. 424 с.
Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей / Макаренко А.С. – М.: Педагогика, 1998. – 262 с.