ОТРАЖЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В КУЛЬТУРЕ (НА ПРИМЕРЕ ДЕТЕКТИВНЫХ ОБРАЗОВ) - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОТРАЖЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В КУЛЬТУРЕ (НА ПРИМЕРЕ ДЕТЕКТИВНЫХ ОБРАЗОВ)

Пичугина А.А. 1
1Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современной науке весьма популярны гендерные исследования, направленные, в частности, на объяснение устойчивости моделей поведения и их зависимости от гендерных стереотипов. Гендер сегодня понимается как совокупность «социально детерминированных ролей, идентичностей и сфер деятельности мужчин и женщин, зависящих не от биологических половых различий, а от социальной организации общества» [1, С. 11]. Данное понятие включает в себя социально и культурно детерминированные критерии мужественности и женственности, которые воплощаются в гендерных ролях. Гендерной ролью называют комплекс социальных норм, которые предопределяют виды поведения, допускаемые или «желаемые» в зависимости от гендерного различия, формируемого во многом под влиянием гендерных стереотипов. Что касается, собственно, гендерных стереотипов, то ими принято называть «стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское»» [2, С. 255].

Гендерные стереотипы складываются в процессе социализации человека, и на этот процесс влияют различные факторы, в том числе и культурная среда. Культура задает ряд моделей необходимого поведения, определенных ценностей, ориентаций, установок, которые являются соответствующими, адекватными, правильными для мужчины или женщины. Модные тенденции делают трендом определенные наборы гендерных представлений в кинофильмах, романах, рекламе и т.д. Между тем, мы можем рассмотреть не только процесс, когда культура формирует и, возможно, навязывает гендерные стереотипы, но и факт отражения гендерных стереотипов в различных культурных практиках, что только подтверждает их устойчивость.

В детективах существует издавна сформировавшийся образ частного сыщика, который с помощью своих интеллектуальных способностей помогает обществу в расследовании преступлений. Однако, в поведенческих моделях таких героев наблюдаются некоторые различия в объективации признаков гендерных ролей. Рассмотрим двух героев: Шерлока Холмса, созданного мужчиной (А. К. Дойлом) и Эркюля Пуаро, созданного женщиной-писательницей (А. Кристи).

В качестве «типичных», характерных свойств для «мужского» и «женского» начала принято называть такие как «логичность – интуитивность, абстрактность – конкретность, сознательность – бессознательность, власть – подчинение, хаос – аккуратность… » [3, С. 152] и т.д.

Следует в связи, с этим отметить, что персонаж А. К. Дойла предпочитает «творческий беспорядок» в доме, он не следит за своим внешним видом, однако в его образе присутствуют отличительные детали «мужского» начала – курительная трубка, охотничья шляпа. В то время как герой А. Кристи опрятен, аккуратен, щепетилен в плане одежды, у него есть слабость к лакированным туфлям, за которыми он постоянно следит. Эркюль Пуаро постоянно с собой носит необходимые аксессуары, такие как карманные часы с цепочкой, носовой платок, крохотная пепельница, шляпа, перчатки. Самая главная составная часть образа Эркюль Пуаро - это симметричные усы. Стиль Эркюль Пуаро полностью детализирован. Подобные качества, которыми обладает Пуаро, традиционно приписываются женскому началу. В плане коммуникации Шерлок Холмс и Эркюль Пуаро владеют тактичностью, вежливостью в речи с собеседником. Иногда в речи Шерлока Холмса с некоторыми собеседниками присутствуют высказывания, которые носят враждебный и агрессивный характер. Эркюль Пуаро характерно такое свойство, как постоянная поддержка со стороны общественности, в то время как Шерлоку Холмсу подобное явление не свойственно. Но в тоже время, оба персонажа предприимчивы, независимы, замкнуты, так как не проявляют своих эмоций, чувств по отношению к противоположному полу.

Таким образом, мужской образ частного сыщика представлен с разных позиций, и это обусловлено гендерными особенностями их создателей. Шерлок Холмс полностью соответствует установочному образу мужчины, воплощая при этом основные стереотипные модели поведения. Другой образ частного сыщика - Эркюль Пуаро, в котором А. Кристи отразила качества, которые свойственны женскому началу, однако сохранив при этом черты мужского образа. В связи с этим, стереотипные модели поведения, которые закреплены за понятием «мужское» и «женское» в культуре, неосознанно и повсеместно будут проявляться в той или иной сфере деятельности.

Список литературы:

  1. Бутовская М. Л Антропология пола. – М.: Фрязино: Век 2, 2013. – 247 с.

  2. Гендерная психология. 2-е изд. / Под ред. И. С. Клециной. – СПб.: Питер, 2009. – 496 с.: ил. — (Серия «Практикум»).

  3. Вещева Н. С Гендерные стереотипы и гендерные представления // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2010. – №3.

Просмотров работы: 426