Сейчас в современной школе остро встаёт вопрос педагогизации родителей – вопрос воспитания самих родителей.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Работа с родителями является одним из главных направлений в работе классного руководителя. Именно от взаимоотношений между классным руководителем и родителями учащихся зависит успешное обучение и воспитание ребёнка.
От их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка.
В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Именно потому сейчас так актуальна идея педагогики сотрудничества учителей, родителей и учащихся.
Для обеспечения нормального физического и психического здоровья младших школьников взаимодействие семьи и школы осуществляю по следующим направлениям:
Психолого-педагогическое просвещение родителей
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
Участие семей в управлении учебно-воспитательным процессом
Чтобы все эти направления совместной деятельности классного руководителя и семьи были эффективны, необходимо использовать различные формы сотрудничества школы и семьи. Они весьма разнообразны. Все эти активные формы взаимодействия с родителями являются важными условиями для раскрытия творческого потенциала семьи:
- родительские собрания,
- посещение семей учащихся,
- совместные мероприятия,
- индивидуальные беседы,
- анкетирование,
- семейные праздники,
- походы, экскурсии, поездки,
- педагогический лекторий,
- дни открытых дверей,
- диспуты,
- семейные праздники и конкурсы,
- пресс-конференции,
- коллективные и индивидуальные консультации,
- беседы, лекции, конференции,
- занятия,
- тренинги,
- диагностика
- открытые уроки
- родительские вечера
- практикум
- родительские чтения
Итак, подготовка учителя к работе с родителями - актуальная и сложная задача. Решение ее предполагает обеспечение важного направления, выработку педагогического умения мобилизовать все факторы, формирующие личность и коллектив, на достижение необходимых воспитательных результатов, умение интегрировать все виды воздействий в целенаправленный учебно-воспитательный процесс.
Создание в обществе единого морального влияния на подрастающее поколение надо рассматривать сегодня как одну из главных педагогических задач. Решение ее в значительной степени обеспечивается школой, а именно: активной организующей деятельностью педагогического коллектива, подготовленностью каждого учителя к ее осуществлению в работе с конкретным детским коллективом, с семьями и родителями. Анализ опыта работы школ, всевозрастающее внимание к вопросам семейного воспитания свидетельствуют о необходимости совершенствования подготовки учителя к работе с родителями.