Наряду с прекрасными возможностями коммуникации, данные средства связи таят в себе угрозу, которая так или иначе может коснуться любого пользователя технологий - это угроза раскрытия передающейся информации. В настоящее время можно выделить два возможных источника перехвата: хакеры т.е. лица незаконно, не официально занимающиеся взломом и кражей приватной информации и государство, которое имеет правовую монополию на совершение аналогичных действий.
В контексте данной работы мы будем рассматривать именно государство как возможный источник нарушения прав человека в сфере частной жизни.
Российская Федерация не является исключением в данном вопросе. Статья 23 Конституции Российской Федерации устанавливает право на тайну переписки. Помимо конституции существует ратифицированный Россией правовой акт “Всеобщая декларация прав человека” - в статье 12 этого документа также закрепляются вышеназванные права. В тоже время Постановление Пленума Верховного Суда РФ “О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации” прямо устанавливает, что нарушение тайны переписки возможно, но лишь на основании судебного решения, аналогичное положение присутствует в статье 13 УПК РФ.
6 июля 2016 года в Российской Федерации был принят так называемый “Пакет Яровой” содержащий в себе два федеральных закона:
- “№ 374-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности"
- № 375-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности"
О данных законах сказано было много, проводить анализ самого текста закона нет смысла, мы сосредоточимся на полномочиях и их практическом применении органами исполнительной власти.
Данный законв статье 7 говорит, что “1. Операторы связи обязаны хранить на территории Российской Федерации в течение трех лет информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации и текстовых сообщений, включая их содержание, а также изображения, звуки или иные сообщения пользователей услугами связи и предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, указанную информацию, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи и иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.». Исходя из вышеуказанной цитаты закона можно сделать заключение что вся переписка граждан не является лишь их собственностью, теперь она хранится и обрабатывается на серверах операторов связи, что само по себе не является нарушением частной жизни, однако сам факт хранения такой информации уже является предпосылкой к таковому нарушению, кроме того он создает потенциальную опасность перехвата такой информации хакерами и иными злоумышленниками в сфере интернет технологий.
Кроме официального пользования государством правом перехвата личной переписки и неофициального перехвата хакерами, существует и третья опасность - возможность использования таковой информации должностными лицами с превышением должностных полномочий. Закон устанавливает наказание за данное правонарушение - п.2 статья 138 УК РФ.
То есть, можно заключить что нарушение права переписки, а, следовательно, и частной жизни в Российском государстве предусмотрено и созданы все возможные предпосылки к этому: хранение личной информации, такой как переписки, на серверах различных компаний и судебная процедура разрешающая перехватывать сообщения и открывать доступ силовым структурам к этой переписки.
В этом контексте можно сказать что необходимо в первую очередь развивать и модернизировать правовую систему не в сфере полномочий силовых структур к перехвату, с ней все замечательно, а в сфере применения этих полномочий, то есть в сфере исполнения постановлений судов, внутреннего контроля за сотрудниками силовых ведомств в целях избегания превышения должностных полномочий и т.д.
Несомненным плюсом законодательной системы Российской Федерации в этом вопросе является ее открытость, если обратить внимание на зарубежный опыт, то вышеописанную схему перехвата и хранения пользовательской информации можно обнаружить и в США.
Проект PRISM официально действующий проект центрального разведывательного управления США, осуществлял схожие полномочия в виде перехвата и хранения всей пользовательской личной информации, такой как переписки, звонки, смс сообщения, электронная почта и другие, единственное его отличие от Российского аналога — это полная секретность. Данные об этом проекте впервые были раскрыты Эдвардом Сноуденом и повергли в шок мировую общественность.
Российская Федерация в вопросах отслеживания действий пользователей в интернете не является новатором, таковая практика повсеместно распространена во многих современных европейских странах.
На взгляд авторов, нарушение частной жизни возможно и необходимо, оно необходимо для обеспечения спокойной и благополучной жизни всего государства и общества, однако главное условие правомерного нарушения права частной жизни и тайны переписки заключается в уровне правовой культуры исполнительных органов и судов: все их решения должны быть строго аргументированы и должны сопровождаться фактами, подтверждающими виновность человека. В ином случае, в государстве в котором нарушение тайны переписки и права личной жизни встречается повсеместно, будет царить беззаконие, подкрепленное законом, однако в государстве где такого внедрения в частную жизнь нет вообще, уровень преступности, и терроризма будет значительно выше, ведь именно современные средства связи дают беспрецедентные возможности для координации действий различных преступных групп.