Сам термин "студенчество" обозначает собственно студентов как социально-демографическую группу, характеризующуюсяполовозрастной структурой, определенной численностью, территориальным распределением; определенными социально-психологическими особенностями, особенностями социализации иимеющую свои социальные роли и статус и занимающую определенное общественное положение.
В настоящее время не существует исследований, связанных состуденческой субкультурой и студенчеством в целом. Теоретические основания позволяют рассмотреть студенчество только с социологической точки зрения. Кроме того, не выявлено ни одного критерия, по которому можно было бы судить о студенческой субкультуре вообще.
Цель моего исследования заключается в изучении студенчества и студенческой субкультуры в контексте современного общества, с выявлением критериев и особенностей.
Рассмотрим задачи, необходимые для достижения цели моего исследования:
Рассмотреть понятие субкультуры в контексте общепринятой культуры
Исследовать современное студенчество, его основные характеристики и особенности;
Выявить основные методологические подходы к изучению культуры студенческой молодежи
На основе изученного материала сделать определенные выводы
В исследовании применялись социокультурный и междисциплинарный подходы, при помощи которых было возможно исследовать проблемы в комплексе, и использовать методы, применяемые в социологии, культурологии и психологии. Применяемый в данной работе,сравнительный метод, позволил рассматривать явления и процессы в сравнении.
Известным фактом является удлинение процесса взросления современной молодежи и его взаимосвязь с учебой, прежде всего с получением высшего образования.
Студенческие проблемы молодежи, которые стали предметом социологического анализа, принято делить на две большие группы. К первой из них относятся специфические молодежные проблемы: определение сущности студенчества как общественной группы, ее роли и места в воспроизводстве общества; исследование специфики процесса социализации; установление критериев возрастных границ; анализ социальных аспектов деятельности неформальныхмолодежных движений иобъединений. Также важную область социологического анализа студенчества составляет общесоциологическая проблема, находящая проявления в студенческой среде.
Особенности анализа студенческой молодежи как социальной группы проявляется в том, что студенчество рассматривается как реальная группа,выделенная средствами социологии, но в ней определяются те черты, которые в своей совокупности делают студенчество общностью, то есть позволяют студенту идентифицировать себя в этом мире.
Студенчество –самый важный период в жизни молодого человека. Потому что именно в этот период он проходит заключительную стадию формирования своего "Я" и личности в целом. Личное "Я", считается, наивысшей ценностью любого человека.
Несмотря на все разнообразие своего социального происхождения и, следовательно, материальных возможностей, студенчество связано общим видом деятельности и образует определенную социально-профессиональную группу.
В системе производства студенчество не занимает самостоятельного места, статус студента является заведомо временным, а общественное положение студенчества и его специфические проблемы конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, включая и национальные особенности системы высшего образования, иопределяются характером общественного строя.
Как социальная группа, студенчество является объединением молодых людей с определенными социально значимымизадачами и устремлениями. Также студенчество, представляя собой специфическую группу обучающейся молодежи, обладает присущими только ей особенностями.
Студенчество - это оченьмобильная социальная группа, состав которой ежегодно меняется, так как число принимаемых в вузы студентов превышает число выпускаемых специалистов.
Социально значимой чертой студенчества является поиск смысла жизни, стремление кпрогрессивным преобразованиям в обществе и созданию новых идей. Перед студентом стоит много задач - найти себя в этом мире, понять кто он, где его место в жизни. Другими словами, ему нужно выбрать дорогу, по которой он будет следовать всю свою жизнь.
Основным решением в построении собственной биографии является профессиональный выбор, выбор образования. Для студента учеба - основной вид деятельности, поэтому в классификации феноменов духовного мира студенческой молодежи образование - ключевой блок. Образование - в зависимости от его содержания исроков - содействует хотя бы самому минимальному процессу осмысления своихвозможностей и своего самоосуществления.
По мнению российских исследователей молодежных проблем, когда речь идет о студенческой культуре, социокультурный подход выступает как наиважнейший фактор будущего жизнеустроения.
Выводы. Студенчество - это социокультурная общность, которая сохраняет в своем составе разнородные элементы. У небольшой части студентов толерантность не является устойчивой жизненной установкой.
В формировании духовного мира студенчества одним из основных противоречий является субъективная ориентация многих субкультурных групп на современные ценности и в тоже время внутренняя готовность значительной части студенчества отказаться от них во имя определенности социального диктата.
Список литературы
1.Айзенштадт Ш. Модернизация, протест и перемены / Ш.Айзенштадт.- М. Академический проект.1966.
2.Айзенштадт Ш. Традиция, перемены и современность / Ш.Айзенштадт.- М., 1973.
3.Парсонс Т. О структуре социального действия/Т.Парсонс.-М. Академический проект. 2000.
4.Рубин Б., Колесников Ю. Студент глазами социолога / Б. Рубин, Ю. Колесников. Ростов на Дону.1968.
5.Семашко А.Н. Развитие эстетической культуры молодежи/А.Н. Семашко. М.: Знание.1980.