РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Квасников Д.А. 1, Селивановских В.В. 1, Квасникова Н.М. 2
1Череповецкий государственный университет
2Череповецкое областное училище искусств и художественных ремесел им. В.В. Верещагина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время включение людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в полноценную систему жизнедеятельности является сверактуальной задачей государственного масштаба. В данном направлении особое значение приобретает проблема обучения детей с ОВЗ с использованием таких ресурсов, которые могут быть применимы ребенком с учетом его заболевания. Значительную группу детей с ограниченными возможностями здоровья составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР), которые, прежде всего, испытывают трудности при обучении чтению, и в этом случае на первый план выдвигается идея обучения чтению детей с ОНР средствами специализированного программного обеспечения (ПО).

Актуальность заявленной проблемы определяет постановку цели исследования: создание специализированного ПО на переносном устройстве на базе системы Android, направленного на обучение чтению детей с ОНР.

Теоретическую основу разработки ПО составляют педагогические исследования, отражающие особенности детей с ОНР и специфику их обучения чтению.

Анализ литературных источников по теме показал, что ошибки чтения при ОНР являются стойкими, и без специальной коррекционной работы они могут сохраниться у детей в течение многих месяцев и лет. Они носят специфический характер - это повторяющиеся, типичные ошибки. Ошибки чтения при ОНР обусловлены несформированностью высших психических функций, обеспечивающих процесс чтения в норме [6].

Для детей с ОНР характерно неусвоение букв, неточное соотнесение звука и буквы, которое проявляется в заменах и смещениях звуков при чтении. Первая ступенька, ведущая детей к овладению навыкам чтения, - это слоговой способ чтения. Для усвоения слитного чтения слогов ребёнок должен правильно соотнести букву с определённым звуком, не смешивая его с другими.

Таким образом, на первом этапе ребёнок видит букву, переводит её в звук, произносит его протяжно, в то же время переводит в звук следующую букву и произносит её, стараясь не делать паузы между двумя звуками, и происходит чудо – получается слог.[6] Этот процесс у детей с ОНР нередко задерживается. У детей с речевыми недостатками наблюдается несоответствие между зрительными и артикуляционными образами, нарушается связь между буквами и звуками, которые дефектно произносятся и недостаточно точно различаются [4]. Это приводит к неправильному озвучиванию ряда букв в процессе чтения.

Как показывает практика для коррекции данных ошибок эффективно использование в работе буквенного конструктора «Развитие», который представлен элементами печатных букв русского алфавита (рис. 1). Данный конструктор способствует освоению детьми букв русского алфавита.

Рис. 1. Части букв

Таким образом, программное обеспечение, разработанное на основе дидактического конструктора «Развитие», должно обеспечивать выполнение следующих функций:

  1. добавление элементов букв пользователем;

  2. перемещение элементов букв по экрану пользователем;

  3. поворот элементов букв на экране пользователем;

  4. соединение элементов букв в обозначенных местах;

  5. определение собранной буквы на экране на основе известного шаблона.

Программное обеспечение разрабатывалось при помощи средств языка Java. Средой программирования была выбрана IntelliJ IDEA, т. к. данная среда имеет большие функциональные возможности для создания ПО на языке Java [5]. Выбор языка Java обусловлен тем, что имеется удобная библиотека libGDX, с помощью которой удобно и быстро можно создавать мульти платформенные приложения. В отличие от платформ, специализирующихся на создании приложений на Android, например Android Studio, в Java с libGDX более удобное взаимодействие с пользователем через экран и использование сторонних текстур. В Java доступны следующие встроенные типы [1]: целочисленные беззнаковые: int; с плавающей точкой: float, double; логический: boolean, имеющий значения true и false. Кроме основных типов, существуют дополнительные типы данных, которые можно использовать в ПО, после подключения соответствующей библиотеки. К примеру: MFC, добавляет тип CString- строка.

Выполнение функций, указанных выше, обеспечивалось использованием алгоритма для каждой из них, а физическое проектирование включало разработку спецификации модулей. Для создания программы использовалась библиотека libGDX, позволяющая создавать функциональный и удобный интерфейс с помощью TextureRegion - Атлас текстур (рис. 2-5).

Рис. 2. Текстура «призраков»

Рис. 3 Текстура активных букв

Рис. 4. Текстура пассивных букв

Рис. 5. Текстура основного меню

К программе предъявляются следующие требования:

  • программное обеспечение должно обладать заданными функциональными характеристиками;

  • надежности;

  • условий эксплуатации;

  • требования к составу и параметрам технических средств (в состав технических средств должен входить смартфон на базе операционной системы Android версии 2.3.7 или выше);

  • требования информационной и программной совместимости (операционная система Android версии 2.3.7 и старше, язык программирования- Java, среда программирования- IntelliJ IDEA);

  • требования программной документации (расчетно-пояснительная записка; техническое задание; блок схема алгоритмов; текст программы; руководство пользователя).

Разработанное ПО прошло процедуру тестирования. Полученные результаты тестирования модулей соответствовали прогнозируемым. Дадим краткий комментарий по руководству пользователем:

Для установки необходимо запустить файл android.apk. Для начала работы необходимо запустить файл программы: Конструктор Развитие из меню смартфона. При запуске программы на экране появиться главное окно программы (рис. 6). Программа содержит главное меню (рисунок 7). Главное меня содержит несколько клавиш:

  • перемещение меню пользователем через нажатие и перемещение в сторону движения меню;

  • Для добавления элемента необходимо вытащить его на основную часть, за пределы меню (рис. 8). При этом активный элемент (выделен оранжевым цветом) перемещается движением положения нажатия пользователя. Синие и желтые точки- точки соединения (рис 9);

Рис. 6. Внешний вид программы

Рис. 7. Меню программы

Рис. 8. Добавление элемента

Рис. 9. Поворот элемента

  • с помощью стрелок в меню можно поворачивать объект в соответствующую сторону (рис. 9);

  • при перемещении объекта и близости точек соединения образуется образ объекта в близкой точке (рис 10). При отпускании касания выделенный объект помещается в эту точку (рис 11);

Рис. 10. Образ объекта

Рис. 11. Присоединение объекта

  • ближайшие несоединенные пользователем точки соединяются автоматически (рис. 12);

  • если буква распознана, ее можно увидеть в меню в желтом круге (рис. 13); за счет кнопки в виде красного креста возможно удаление выделенного объекта (рис. 14).

Рис. 12. Соединение близких точек

Рис. 13. Определение буквы

Рис. 14. Удаление объекта

Таким образом, было разработано программное обеспечение, удовлетворяющее поставленной цели. Программа в увлекательной форме реализует задачу обучения детей с ОНР чтению. Программа прошла апробацию среди практикующих дефектологов и в настоящее время проходит этап дальнейшего совершенствования.

Список использованных источников

  1. Дейтел, Х.М. Технологии программирования на Java 2. Книга 1. Графика, JavaBeans, интерфейс пользователя DJVU / Х.М. Дейтел. - М. : Бином-пресс, 2003. — 560 с.

  2. Бишоп, Дж. Эффективная работа: Java 2 : пер. с англ./ Джуди Бишоп. - СПб. : Питер, 2002. - 592 с.

  3. Гослинг, Дж. Язык программирования JAVA / Дж. Гослинг, А. Кен. – Питер, 1997. – 304 с.

  4. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи : 1-4 классы / Л.Ф. Спирова. – Москва : Педагогика, 1980. – 192 с.

  5. Цехнер, М. Программирование игр под Android / М. Цехнер. - СПб. : Питер, 2013. — 688 с.

  6. Ястребова, А.В. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма / А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. - М. : АРКТИ, 2007. - 360 с.

Просмотров работы: 480