ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Обучение в ВУЗе — это основа для формирования не только профессиональных навыков, но и личностных качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Особое значение имеет начальный этап обучения – переход из категории школьника в категорию профессионалов.

Адаптация – это процесс знакомства человека с новыми условиями жизни и изменение его поведения в соответствии с ними. Необходимо знать факторы, влияющие на вузовскую адаптацию, чтобы понять, как меняется этот процесс под их воздействием. Все факторы можно разделить на:

  • объективные (успеваемость по предметам общей и профессионально важной направленности, показатели общественной и научной активности, показатели общей и профессиональной направленности);

  • субъективные (отношение к учебным предметам, к выбранной профессии, к полученным знаниям, стремление к самосовершенствованию, саморазвитию).

Наблюдая за первокурсниками, мы можем заметить, что не все они хорошо могут приспособиться к новым правилам, установленным в университете, найти общий язык как с однокурсниками, так и с преподавателями. На наш взгляд это обусловлено тем, что, находясь под постоянной опекой в школе, они не выработали в себе навыки самообразования и самовоспитания, не научились правильно распределять свое время, контролировать себя, а также не развили в себе коммуникативные качества, позволяющие им заявить о себе. И вот эти, часто совсем не подготовленные к жизни молодые люди, попадают в совершенно незнакомую среду. Для того чтобы посмотреть насколько легко или тяжело проходит процесс адаптации студентов к университетской жизни мы провели интервью и опрос среди первокурсников. В нем приняли участие иностранные студенты, первокурсники из других городов и родившиеся в г. Иваново. Нас интересовало отношение студентов: к коллективу (то есть студенческой группе), к учебному процессу, а также что мешает, а что помогает адаптироваться студентам.

На рисунке 1 представлены ответы студентов с кем они легко нашли общий язык. Быстрее всего с одногруппниками, даже если эти ребята иностранцы.

На рисунке2 представлены факторы, мешающие первокурснику адаптироваться. В большей степени это неуверенность в себе и языковой барьер для иностранных студентов, а также большое количество незнакомых людей.

Рисунок 1 Ответы студентов, с кем они легко нашли общий язык

Рисунок 2 Факторы, мешающие первокурснику адаптироваться

Рисунок 3 Факторы влияющие на успешность адаптации

На рисунке 3 представлены факторы, помогающие первокурснику адаптироваться в вузовской среде: хорошее социальное самочувствие; благоприятный социально-психологический климат; удовлетворенность студенческой жизнью; отношение преподавателя к студенту и помощь профсоюзного органа вуза.

Таким образом после интервью и на основании полученных данных можно утверждать, что первокурсникам адаптироваться к новым условиям помогают собственные черты характера и способности, такие, как общительность, доброжелательность, чувство юмора, а также товарищи по группе, некоторое количество студентов рассчитывают на помощь преподавателей.

После проведенного исследования мы предлагаем:

  • ввести практические занятия по психологии с целью обучения приемам саморегуляции;

  • увеличить количество занятий в виде деловых игр, направленных на улучшение навыков общения;

  • ввести «День знакомства группы», где каждый сможет рассказать о себе, и лучше узнать других;

  • проводить мероприятия, в которых первокурсники были бы не участниками, а организаторами.

Просмотров работы: 455