РОЛЬ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ В РЕГУЛИРОВАНИИ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕГИОНЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РОЛЬ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ В РЕГУЛИРОВАНИИ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕГИОНЕ

Алхузина А.Х. 1
1ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Основной целью современных экономических преобразований, проводимых в России, является создание такой системы финансово-экономических отношений, которые в наибольшей степени способны обеспечить компромисс между экономической эффективностью производства и социальной справедливостью в регионах по средствам:

– обеспечения самостоятельности и ответственности субъектов управления общественными финансами;

– создания конкурентной среды, что является абсолютно необходимым условием для формирования у институтов власти стимулов повышения прозрачности и эффективности управления общественными финансами.

Ключевым субъектом построения таких финансовых отношений является Министерство финансов.

Министерство финансов Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики на территории Республики Башкортостан, координирующим деятельность в этой сфере иных республиканских органов исполнительной власти и осуществляющим свою деятельность под непосредственным руководством и контролем Главы Республики Башкортостан. Именно с помощью Министерства финансов РБ происходит перераспределение финансовых ресурсов в регионе. Министерство финансов Республики Башкортостан осуществляет порядок и методику планирования бюджетных ассигнований, порядок составления и ведения бюджета региона, формирует децентрализованные фонды.

Министерство финансов является главным распределителем межбюджетных трансфертов в различных отраслях экономики.

Межбюджетные трансферты в рамках бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:

- дотаций;

- субсидий местным бюджетам;

- субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей;

- субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации;

- субвенций федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации;

иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации [3].

Использование межбюджетных трансфертов тесно связано с потребностью в совершенствовании межбюджетных отношений, активизации социально-экономического развития страны и роста национального благосостояния населения России [1]. Этим обусловлено многообразие их форм и назначения в практике межбюджетного финансового регулирования:

- выравнивание бюджетной обеспеченности территорий;

- компенсация затрат на проведение мероприятий общенационального значения, стоимость которых выше доходных возможностей соответствующего бюджета;

- стимулирование регионов к предоставлению расширенных социальных благ населению с целью повышения уровня его жизни и социальной обеспеченности;

- поощрение реализации экономических, социальных и политических реформ;

- снижение социальной напряженности и стимулирование экономического роста.

Анализ динамики межбюджетных трансфертов показал, что в 2008–2015 гг. доля межбюджетных трансфертов составляла в валовом внутреннем продукте 2,3%, а в общей сумме расходов федерального бюджета 12,8% (таблица 1).

Таблица 1 Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, 2008–2015 гг. [4.5].

Показатель

Год

Изменение

(+: -)

2015 г. в % к 2008 г.

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

   

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Трансферты, % в ВВП

2,7

3,8

2,9

2,5

1,8

1,9

1,6

1,4

-1,3

x

в расходах федерального бюджета

18,3

25,1

12,9

11,8

9,1

9,7

8,3

7,5

-10,8

x

Количество получателей трансфертов, ед.

66

72

70

69

72

73

70

43

-23,0

65,2

Доля получателей трансфертов в общем количестве субъектов Российской Федерации, %

79,5

86,7

84,3

83,1

86,7

87,9

84,3

51,8

-27,7

x

Продолжение Таблицы 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Трансферты, млрд.рублей

1094,7

1480,3

1378,3

1470,2

1440,2

1296,8

1184,7

1168,7

74,0

106,8

В том числе:

Дотации

Из них:

390,4

578,3

522,7

563,5

524,0

602,1

592,3

582,3

191,9

149,2

на выравнивание

328,6

374,0

397,0

397,0

397,0

397,0

397,0

397,0

68,4

120,8

на сбалансированность

46,0

191,9

106,0

354,3

177,2

119,1

117,9

117,2

71,2

254,8

субсидии

435,9

530,0

411,4

509,2

570,9

381,7

300,6

287,8

-148,1

66,0

субвенции

153,2

284,4

378,6

337,4

284,2

257,9

244,2

254,4

101,2

166,1

иные

115,2

87,6

65,6

60,1

61,1

55,2

47,4

44,1

-71,1

38,3

Структура трансфертов, %

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

x

x

В том числе:

дотации

Из них:

35,7

39,1

37,9

38,3

36,4

46,4

50,0

49,8

14,1

x

на выравнивание

30,0

25,3

28,8

27,0

27,6

30,6

33,5

33,9

3,9

x

на сбалансированность

4,2

13,0

7,7

10,5

8,1

9,1

10,0

10,0

5,8

x

субсидии

39,8

35,8

29,8

34,6

39,6

29,4

25,4

24,6

-15,2

x

субвенции

14,0

19,2

27,5

23,0

19,7

19,9

20,6

21,8

7,8

x

иные

10,5

5,9

4,8

4,1

4,3

4,3

4

3,8

-6,7

x

Количество субъектов Российской Федерации — получателей межбюджетных трансфертов варьировалось от 66 до 43 субъектов.

Общий объём межбюджетных трансфертов за анализируемый период менялся с 1094,7 млрд рублей до 1440,2 млрд рублей, что составило 6,8%. Доля трансфертов в ВВП снизилась на 1,3%. Количество дотаций возросло на 49,2%, в том числе возросли дотации на выравнивание на 68,4 млрд рублей, на сбалансированность на 71,2 млрд рублей.

Количество субъектов Российской Федерации,которые получили дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, в 2013 году составляло 73. В 2014–2015 годах общее количество таких субъектов составляет 70 и 43 соответственно. Оказание финансовой помощи в виде указанных дотаций позволило, по данным Правительства Российской Федерации, в 2013 году сократить разрыв в уровне бюджетной обеспеченности между 10 наиболее и 10 наименее обеспеченными субъектами Российской Федерации.

Важно отметить, что дотационность большинства субъектов Федерации, снижает заинтересованность в мобилизации внутренних резервов и развитии потенциала субъекта. На фоне глобализации и интеграции российской экономики в мировую экономику это осложняет освоение рыночных механизмов в налоговом и бюджетном законодательстве.

Таким образом, Министерство финансов играет первостепенную роль в регулировании межбюджетных отношений между всеми уровнями бюджетной системы Российской Федерации, осуществляемое в виде совершенствовании межбюджетных трансфертов. Одним из итогов совершенствования межбюджетных финансовых отношений является создание законодательной базы разграничивающей расходные полномочия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, формирование структуры межбюджетных трансфертов.

Список литературы:

1. Путятинская, Ю.В. Оптимизация финансового механизма регулирования воспроизводства лесных ресурсов в регионе [Текст] / Ю.В. Путятинская // Вестник БГАУ. - № 3 (35) 2015. – с. 133 – 137.

2. Слепов, В.А. Финансы [Текст]: учебник/ В.А.Слепов, А.Ф.Арсланов, В.К.Бурлачков и др., 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 336с.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : [принят 31 июля 1998 г.] : (ред. от 30.11.2016)// СПС «Консультант Плюс»..

4. О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов [Электронный ресурс] : [принят 3 декабря 2012 г.] // СПС «Консультант Плюс».

5. Российский статистический ежегодник. 2012: Стат.сб./Росстат. — М.,2012. -[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru

Просмотров работы: 546