Подготовка учащихся к правильному и осознанному выбору профессии – одна из наиболее важных задач школьного обучения и воспитания. Целью профориентационной работы среди учащихся начального звена является расширение представлений о многообразии мира профессий и формирование интереса к познанию и миру труда через организацию разнообразной досуговой, исследовательской и трудовой деятельности; расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей, о мире профессий и предоставление возможности учащимся попробовать себя в различных профессиях через игру, игровые ситуации, тренинги; развитие мотивации к учебной и трудовой деятельности через систему активных методов познавательной и профориентационной игры; выявление общих тенденций в развитии способностей ребенка в совместной деятельности с родителями и педагогами; развитие творческого потенциала детей в процессе знакомства с профессиями.
Современное общество требует человека со сформированной мотивацией к профессиональному становлению, способного разобраться в современном рынке труда, умеющем в раннем возрасте осуществлять осознанный выбор в пользу того или иного вида трудовой деятельности.
В младшем школьном возрасте происходит смена ведущего вида деятельности, детство заканчивается, но, не смотря на это, ребенок сохраняет в себе много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Переходя из класса в класс, младший школьник становится всё менее непосредственен в поведении, у него развивается логика и мышление. Успехи в учении для него являются значимой целью. Именно в этот период ребенок начинает задумываться о своей будущей профессии, он фантазирует о том, кем станет, когда вырастет. Данный возраст характеризуется любознательностью, любопытством, огромным желанием и умением собирать информацию о мире профессий и охотно выбирать соответственную роль в игровой деятельности.
В процессе изучения трудностей социализации выделяют способности, позволяющие ребенку преодолеть все необходимые преграды. Одной из важнейших способностей является способность к профессиональному самоопределению, которая позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения с социумом и при этом оставаться индивидом, способным самостоятельно мыслить и решать все поставленные перед ним задачи. Благодаря выбору профессии ребёнок определяет место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя наиболее значимым.
С целью создания условий для формирования представлений у младших школьников о ценности и важности выбора профессий в современном мире целесообразным является использование тематических классных часов. Тематика классных часов может быть разнообразной, познавательной и интересной: «Мои интересы и склонности», «Кем быть?», «Работа каждая важна, работа каждому нужна», «Профессия моих родителей», «Какой я вижу свою будущую профессию», «Труд на радость себе и людям», «Пусть меня научат», «Моя профессиональная карьера». Перед собой мы ставим ряд задач, основными из которых выделяем: углубить и расширить представления детей о профессиях через сообщение новых сведений; способствовать осознанию учащимися ценности и важности профессий для общества, поддерживать интерес к профессиям; способствовать развитию памяти, внимания, воображения, сообразительности, креативности; воспитывать в детях положительное отношение к различным видам профессий.
Перед проведением классного часа школьникам можно дать задание изобразить определенную профессию, подготовить сообщение, создать презентацию презентации о профессиях своих родителей. Можно предложить написать сочинение о своей будущей профессии. У многих школьников дома есть питомцы, но далеко не все знают, как правильно за ними ухаживать. Поэтому можно разработать классный час по профессии ветеринара. Инициативность могут проявить и родители. Они участвуют в проведении классного часа, рассказывая о своей профессии или о профессии других людей.
Таким образом, в младшем школьном возрасте каждого учащегося необходимо знакомить с различными видами профессиональной деятельности, благодаря чему расширяется общий кругозор ребёнка, но и раскрывает его возможности для проявления интересов, склонностей и творческого потенциала. Ребёнок, который с младшего школьного возраста знаком с многообразием профессий, адекватно оценивая свои физические и психические возможности, способен быстрее и правильнее сделает свой профессиональный выбор.
Список литературы:
1. Гусакова, А.М. Ознакомление с профессиями [Текст] / А.М. Гусакова // Начальная школа. – 1980. – №1. – С. 15-18.