ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ В 5-6 КЛАССАХ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ В 5-6 КЛАССАХ

Мухаметова Л.К. 1
1Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ведущей идеей современной концепции школьного образования является идея гуманизации, ставящая в центр процесса обучения ученика с его интересами и возможностями, требующая учета особенностей его личности. Такая позиция определяет общие направления перестройки школьного математического образования, главными из которых являются усиление общекультурного звучания курса и повышение его значимости для формирования личности подрастающего человека.

В настоящее время уделяется большое внимание школьному образованию как первой ступени образовательного процесса. Одна из важнейших его задач – обеспечить учащимся глубокие и прочные знания, а также умение рационально применять их в учебной и практической деятельности.

Решение задач выступает и как цель, и как средство обучения. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями: знакомится с новой ситуацией, описанной для решения задачи и т.д. Иными словами, при решении задач человек приобретает математические знания, повышает свое математическое образование. При овладении методом решения некоторого класса задач у человека формируется умение решать такие задачи, а при достаточной тренировке и навык, что тоже повышает уровень математического образования.

При решении ученик обучается применять математические знания к практическим нуждам, готовится к практической деятельности в будущем, к решению задач, выдвигаемых практикой, повседневной жизнью.

Решение задач приучает выделять посылки и заключения, данные и искомые, находить общее и особенное в данных, сопоставлять и противопоставлять факты.

Решение задач занимает в математическом образовании огромное место. Поэтому обучению решения задач уделяется много внимания (уже в первом классе учащиеся начинают решать текстовые задачи). Связи с ведением Единого государственного экзамена в 11 классе и Основного государственного экзамена в 9 классе умение решать текстовые задачи стало ещё более актуальным. Большое практическое значение имеет умение решать задачи на движение, потому что понятие движение широко используется как в реальной жизни, так и в различных областях науки.

В связи с чем цель нашего исследования состояла в разработке методических рекомендаций по решению задач на движение в 5-6 классах.

Одной из особенностей задач на движение является то, что всякая такая задача требует обязательного анализа. Без предварительного анализа трудно определить, какой метод, и какая соответствующая математическая модель являются наиболее подходящими для решения данной задачи. Процессы реальной жизни характеризуются величинами, между которыми существуют определенные зависимости. Поэтому целесообразно научить детей начинать решение всякой задачи с установления процессов, описываемых в задаче, затем выявлять величины, характеризующие каждый процесс, уяснять функциональную зависимость между величинами.

Л.А. Масьянова отмечает, что стандарт нацеливает на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Соответствующие результаты сформулированы по отношению к этапу завершения обучения в основной школе. Вместе с тем авторы учебников математики считают необходимым заложить основы формирования соответствующих качеств личности уже в 5-6 классах с учётом возрастных психологических особенностей учащихся и возможностей курса. С этого пункта начинается обучение приёмам решения некоторых видов задач на движение.

Можно выделить следующие общие методические указания, которые следует иметь в виду при изложении материала данного пункта и в последующем.

1. Обучение решению на движение нацелено прежде всего, на развитие мышления учащегося. Поэтому здесь важен не столько результат, сколько сам процесс решения задачи. Способ рассуждения должен быть представлен максимально ясно и доступно.

2. Этот вид учебных заданий сложен для учащихся, и лишь немногие задачи включены в обязательные результаты обучения по курсу 5-6 классах. Решать можно и нужно со всеми школьниками различные задачи, в том числе и сложные, но требовать от всех в обязательном порядке следует значительно меньше.

3. Не следует стремиться прорешать все задачи, содержащиеся в учебнике и дидактических материалах за время, отведённое на изучение данного вида задач в поурочном планировании. Оставшиеся задачи можно включать в уроки при изучении других вопросов. Кроме того, учитывая уровень подготовки учащихся, можно отказаться от рассмотрения некоторых задач.

4. Важно убедиться, что учащиеся понимают все термины и обороты речи, используемые в тексте задачи, что они понимают саму ситуацию, описанную в ней. Иногда эту ситуацию полезно даже разыграть.

5. Не менее важно также использование в процессе решения схематических рисунков, моделей, позволяющих представить рассматриваемую ситуацию в наглядном виде. Это принципиальное условие, без которого многим учащимся трудно будет понять логику рассуждений. Учащиеся и сами должны приобрести привычку изображать условие задачи в виде схематического рисунка. Это поможет осознать и запомнить условие, увидеть способ решения задачи и проверить − убедиться в том, что задача решена верно.

6. Одна из целей решения задач на движение − развитие речи. Учащиеся должны пересказывать условие, анализировать его, при необходимости переформулировать, ставить вопросы и давать на них развёрнутые ответы.

7. При переходе к рассмотрению нового вида задач полезно полное решение хотя бы одной из них (по вопросам или с пояснениями) записать в тетради, чтобы его можно было использовать в качестве образца. Здесь целесообразно ещё раз повторить, какая зависимость связывает расстояние, время и скорость движения, что означает термин «скорость» (скорость показывает, какое расстояние проходит объект в единицу времени: например, сколько километров за один час проезжает автомобиль; сколько метров за одну минуту проплывает пловец; сколько метров за одну секунду пробегает спортсмен).

В связи с этим полезно проверить умение решать задачи примерно следующего содержания:

Задача 1. Автомобиль проехал 120 км за 3 ч. С какой скоростью ехал автомобиль?

Задача 2. Автомобиль едет со скоростью 60 км/ч. Какое расстояние проедет он за 4 ч?

Задача 3. Автомобиль едет со скоростью 50 км/ч. За какое время он проедет 100 км?

Таким образом, решение задач на движение дает положительный результат при условии, что решаются они на каждом уроке, учитель использует разные способы решения, не ограничивается только одним учебником, а использует учебники разных авторов, организует конкурсы, блицтурниры и другие формы поддержки интереса к решению сюжетных задач.

Обучение решению задач на движение в 5-6 классах, главное назначение которых заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся решением нестандартных и сложных задач. Ведь некоторые учащиеся к началу 5 класса ещё не успели почувствовать себя способными к успешному изучению математики. Это может происходить по разным причинам (медленное письмо, ошибки по невнимательности, накопившиеся пробелы в знаниях и т. п.). Поэтому их успехи в работе с задачами, решение которых мало зависит от предыдущего обучения, а больше от сообразительности, могут вернуть им веру в свои силы. Их можно использовать как в классной работе с сильным классом, так и для индивидуальной работы с сильными учащимися или для внеклассной работы.

Просмотров работы: 727