Смена общественно-политического строя, образовавшийся идеологический вакуум отразились непосредственно и на армии. Взаимодействие Вооружённых Сил, других войск и воинских формирований (силовых ведомств) с религиозными объединениями (военно-религиозные отношения) началось в начале 90-х годов ХХ века, вскоре после их департизации и деполитизации. Это способствовало поиску военными людьми национальной идеи и самоидентификации. Новая «государственно-патриотическая идеология» виделась некоторым военным руководителям и учёным в «возврате» к религиозным православным традициям.
На смену отношению к религии и церкви как явлению пережиточному, тормозящему общественное развитие пришло отношение к ней как важному общественному институту.
В этот период стал проявляться интерес различных конфессий к Вооружённым Силам. Начали устанавливаться контакты религиозных деятелей с командованием частей. Появились новые общественные организации военнослужащих: Ассоциация христиан-военнослужащих «Вера и мужество», «Движение за духовное возрождение армии» и др. Они провозгласили своими целями возрождение религиозных традиций среди военнослужащих.
Рост влияния религии на сознание и поведение военнослужащих, её связь с проблемами межнациональных отношений вызвал необходимость изучения мировоззренческих ориентаций военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации. В ходе исследований, проведённых Центром военно-социологических, психологических и правовых исследований Министерства обороны (ЦВСППИ) в июле 1992 г. выяснилось, что к числу верующих себя относят 25% военнослужащих. Причём примерно пятую часть из них можно характеризовать как «актив», стремящийся к соблюдению обрядности. Треть опрошенных (35%) – колебались между верой в Бога и неверием, 40% являлись неверующими, из них 10% - активно позиционировали себя как атеисты. Возникла необходимость учёта потребностей верующих военнослужащих со стороны командования.
В целом, начальный этап военно-религиозных отношений характеризовался переходом от жёсткого ограничения государством деятельности религиозных организаций к свободе вероисповедания, что сопровождалось возрастанием интереса к религии, её роли в истории, религиозным традициям, праздникам, обрядам. Вместе с тем относительно практических шагов сближения армии и церкви мнения высказывались самые противоречивые. Большинство военнослужащих различных категорий поддерживали нормализацию отношений между армией и религиозными организациями. 59% считали, что между ними должны быть установлены самые доброжелательные отношения, и что религия может положительно влиять на уровень культуры и нравственность военнослужащих. 46% заявляли о необходимости открытия в крупных гарнизонах культовых учреждений. По мнению ряда экспертов, эти данные свидетельствовали не столько о росте религиозности, сколько о стремлении военнослужащих к гуманизации внутриармейских отношений.
Свобода совести ошибочно понималась и ныне понимается ни как свобода мировоззренческого выбора, а как свобода вероисповедания. Кроме того, свободу совести военное руководство понимает и трактует не только как удовлетворение религиозных потребностей военнослужащих, но, прежде всего, как осуществление духовно-нравственного, патриотического воспитания. Право на осуществление такого воспитания воинов делегировано так называемым «традиционным» религиозным организациям, в первую очередь Русской православной церкви (РПЦ). Такая установка на воспитание сопровождается коллективными богослужениями и строительством на территории воинских частей православных храмов исключительно Московского патриархата. Это санкционировано и официально организуется командованием воинских частей и соединений, несмотря на то, что подобная практика противоречит российскому законодательству.
Именно на начальном этапе взаимодействия Вооружённых Сил и религиозных объединений были заложены основные проблемы и негативные тенденции. Корни этих проблем находятся в сфере политики и методологии государственно-религиозных отношений. Находясь в непосредственной зависимости от политического истеблишмента, высший генералитет «силовых» министерств и ведомств увидел, что руководство страны остановило выбор на РПЦ. Ориентация на религиозное мировоззрение должна по замыслу власти обеспечить лучшую управляемость общественных и государственных институтов, включая армию. А создание национал-патриотического имиджа должно обеспечить власти и военной бюрократии авторитет в виде духовной легитимизации. Это обстоятельство, наряду с искренним желанием использовать религиозный потенциал в целях воспитания военнослужащих, подтолкнуло высшее армейское командование к установлению контактов с руководством религиозных организаций, в первую очередь с РПЦ, которые были зафиксированы в официальных документах: соглашениях между силовыми министерствами (ведомствами) и религиозными конфессиями, директивах, публичных выступлениях военачальников, материалах СМИ и т.д.
Глава 1. Основные традиционные конфессии на территории Российской Федерации.
На протяжении многих веков лучшие умы человечества стремились найти рациональное объяснение причин возникновения специфической, иллюзорно-мистической, иррациональной формы мышления человека и понять религию как форму общественного сознания, как социальный феномен. Возникнув на заре человечества и складываясь веками, укрепляясь в сознании людей, фиксируясь в памяти поколений, религия становилась частью культурного потенциала народа, страны или даже многих стран.Действующая Конституция России, принятая на всенародном референдуме в 1993 году, определяет Российскую Федерацию как светское государство. Конституция гарантирует «свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Федеральный закон 125-ФЗ от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести, вероисповедания и религиозных объединениях» подтверждает «равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений»1
В России отсутствует специальный федеральный государственный орган, призванный заниматься контролем соблюдения законодательства религиозными объединениями.
Основными религиями, представленными в России, являются христианство (главным образом православие, есть также католики и протестанты), а также ислам, буддизм и иудаизм. Христианство. Наиболее распространенная и одна из самых развитых религиозных систем мира, появившаяся в I веке нашей эры в Иудее - восточной провинции Римской империи.2
В основе христианства лежит учение о богочеловеке Иисусе Христе, сыне Божием, который пришел к людям с добрыми деяниями и заповедал им законы праведной жизни. Христиане верят, что мир создан единым предвечным Богом, и создан без зла. Воскресение Христа знаменует для христиан победу над смертью и вновь обретенную возможность вечной жизни с Богом. Христианство рассматривает историю как однонаправленный, неповторимый, «разовый» процесс, направляемый Богом: от начала (сотворения) к завершению, концу (приход мессии, Страшный суд). Священное Писание христиан - Библия - это не изложение вероучения и не история человечества, это рассказ о том, как Бог искал человека, это речь Бога, обращенная к людям. Основная идея христианства - идея греха и спасения человека. Люди грешны перед Богом, и именно это уравнивает их: все грешники, все «рабы Божии».
Христианство привлекало людей обличением испорченности мира и несправедливости. Им было обещано Царство Божие: тот, кто здесь первый, там станет последним, а последний здесь - там будет первым. Зло будет наказано, а добродетель вознаграждена, высший суд свершится, и каждому будет воздано по делам его. Проповедь евангельского Христа призывала не к политическому сопротивлению, а к нравственному совершенствованию.Православие. Православие утвердилось в Европе на территории, некогда принадлежавшей Византийской империи или странам, находившимся под ее влиянием: на большей части Балканского полуострова и в России.Слово «православие» - перевод греческого «ортодоксия».
«Ортос» - значит «правильный» (отсюда, например, «орфография»), а слово «докса» имеет в греческом языке два значения: «суждение», «мнение» и «слава», «славление». Таким образом, слово «ортодоксия» можно было бы перевести на русский язык и как «правомыслие», и как «православие», т.е. умение правильно славить Бога. Восточная Церковь выбрала для себя второй смысл, тем самым подчеркивая преобладания этико-эстетического начала над рассудочным. В древней Церкви словом «ортодоксальность» обозначалось главное требование к вере и жизни христиан.Определение «православная» закрепилось за Восточной Церковью в позднем Средневековье.3
Период независимости Русской церкви от Константинопольского патриархата фактически начался с 15 декабря 1448 года, когда русские епископы самостоятельно избрали своим предстоятелем митрополита Иону. Во время приезда в Москву 26 января 1589 года Константинопольского патриарха Иеремии в Успенском соборе Кремля митрополит Московский Иов был возведен в патриарший сан. Православие принесло с собой из Византии на Русь высокий уровень культуры, нравственного опыта, философско-богословской мысли, эстетического чувства. Церковное искусство оставило бесценные творения зодчества, иконописи, пения.В нынешней России православие исповедуют по большей части верующие славянского происхождения, а также народы Севера и Поволжья.Резиденция Патриарха Московского и всея Руси находится в Москве. Под управлением Московской Патриархии помимо российских епархий состоят епископии в странах СНГ, ряд епархий в Западной и Центральной Европе, Северной и Южной Америке.
Католичество. Термин «католичество» (или «католицизм») образован от греческого прилагательного «кафоликос» - «всеобщий». Словосочетание «экклесия кафолика» означает «всеобщая (соборная) Церковь». Католическая церковь претендует на то, что она, и единственно лишь она, является истинным и полным воплощением христианства. Католическая церковь в отличие от православной имеет единого главу - Папу. Глава церкви считается наместником Христа на земле и преемником апостола Петра.4
Протестантизм. Ему присущ индивидуализм в делах веры: каждый верующий вправе читать и интерпретировать откровение Божие - Библию. Протестантизм учит, что важны не столько обряды, сколько добросовестное выполнение каждым своих обязанностей, то есть в добросовестном труде человек воплощает христианские заповеди. Протестантизм (евангелическое учение) утверждает равенство всех верующих перед Богом и проповедует спасение верой уже в земной жизни, отрицает монашество, а также безбрачие духовенства (кстати, обязательное для католических священников), не принимает церковные чины и признает только авторитет Библии. Для протестантизма характерно стремление разделить сферы влияния духовной власти церкви и светской власти государства. Протестантизм распространен и в России. Наиболее многочисленны евангельские христиане-баптисты, адвентисты седьмого дня, пятидесятники, лютеране.
Ислам - вторая после христианства по числу последователей мировая религия, религия смирения и полной покорности всевышней воле. Ее основал в VII веке на почве арабских племенных религий пророк Мухаммед. Он провозгласил, что существует лишь один великий Аллах и, что все должны быть покорны его воле. Мухаммед призвал арабов верить в единого бога и служить ему в ожидании конца мира, Судного дня и установления «царства справедливости и мира» на Земле.
В исламской религии Аллах - бог единственный, безликий, высший и всемогущий, мудрый, всемилостивейший, творец всего сущего и его верховный судья. Рядом с ним нет никаких богов, никаких самостоятельных существ. В исламе есть учение о рае и аде, о воздании человеку в загробном мире за его дела. На Страшном суде сам Аллах будет допрашивать каждого из живых и мертвых, и они, нагие, с книгой, в которой записаны их дела, будут в страхе ждать его решения. Грешники попадут в ад, праведные - в рай.Священная книга мусульман - Коран. В нем зафиксированы основные идеи и вероучения Мухаммеда. Согласно общепринятой в исламе традиции текст Корана был поведан пророку самим Аллахом через посредство ангела Джебраила. Коран состоит из 114 глав, в которых говорится обо всех сторонах жизни, включая правосудие, мораль, обрядовые предписания. По характеру эти трактаты очень разнообразны. Много места уделяет Коран основам мусульманского права, встречаются в нем и лирико-поэтические тексты, и мифологические сюжеты. Словом, Коран, как и Библия, - это своего рода божественная энциклопедия, «книга книг», свод знаний и инструкций чуть ли не на все случаи жизни.
Буддизм. К ведущим мировым религиям относится также и буддизм. Буддизм - религия преодоления страданий. Буддизм возник в Индии в VI-V вв. до н.э., на пять столетий раньше христианства и на двенадцать - ислама. Сиддхартха Гаутама Шакъямуни, известный миру под именем Будды, т.е. Просветленного, был сыном князя из племени Шакъя.Мир, как его видел Будда, - это бесконечное число отдельных мимолетных сущностей, находящихся в состоянии безначального волнения, но постепенно направляющихся к успокоению и абсолютному уничтожению всего живого, когда его элементы приведены один за другим к полному покою. Успокоение - вот реальное единственное блаженство, которое может дать жизнь.5
Рождение и старение, болезнь и смерть, разлука с любимым и союз с нелюбимым, недостигнутая цель и неудовлетворенное желание - все это страдание. Страдание происходит от жажды бытия, наслаждений, созидания, власти, вечной жизни. Уничтожить эту ненасытную жажду, отказаться от желаний, отрешиться от земной суеты - вот путь к уничтожению страданий. Чтобы избежать страдания, человек должен подавить в себе всякую привязанность, всякое желание, стать безразличным к радостям и горестям жизни, к самой смерти. Именно за этим путем лежит полное освобождение, нирвана.6
В буддизме большое значение имеет заповедь милосердия. Нельзя убивать никакое живое существо. Нужно равно доброжелательно относиться и к добрым, и злым. Нельзя платить злом за зло, ибо это лишь множит зло и страдание. Ближе всего стоят к учению буддизма отказавшиеся от всего мирского и отдавшие всю жизнь благочестивым размышлениям монахи.Вступившие в монастырь (сангху) отказываются от всего, что связывало их с миром, - от семьи, касты, собственности и принимают пять обетов: не убий, не укради, не пьянствуй, не лги, не прелюбодействуй. Главное в буддизме - этическое учение о личном спасении человека без помощи сверхъестественных сил.Иудаизм также одна из религий России. На территории, занятой ныне Российской Федерацией, иудаизм существовал еще с античности. В Средние века иудаизм исповедовало одно из соседних с Киевской Русью мощных государств - Хазарский каганат. В Киеве иудейская община известна с X века.
Суть иудаизма в том, что только дела - критерий оценки человека, и только они определяют его судьбу в этом мире и мире грядущем.В большинстве языков мира слова «иудей» и «еврей» обозначаются одним и тем же словом и соответственно не разграничиваются. Это соответствует позиции иудаизма, который считает каждого, принявшего иудаизм, частью еврейского народа. Поэтому говоря о численности иудеев, о распространенности иудаизма, трудно провести границу между еврейским религиозным и еврейским этническим признаками.По разнообразию исповедуемых религий Россия - страна уникальная. Среди ее населения имеются последователи всех основных мировых религий: христианства (православия, католицизма, протестантизма), ислама, буддизма и т.д.7
Глава 2. Христианское вероучение о войне и воинской службе
Ныне, в период реформирования современной российской армии, в среде военных часто сталкиваются полярные точки зрения: кто-то полностью отрицает возможность любого взаимодействия служителей Русской Православной Церкви и защитников Отечества, а кто-то чуть ли уже не готовит штатные расписания частей и соединений с учетом военных священников. Очевидно, так уж устроен наш славянский характер: мы нередко впадаем в крайность, во многом сомневаясь, но многое и беря на веру... Однако невозможно отрицать, что церковные Таинства были притягательными для нас во все времена. Участие Божественного Промысла в судьбах человечества и отдельных личностей - вечная тема художественного творчества, философских споров, обывательских разговоров. 8
Что же говорит Священное Писание о войне и воинах? Чем объяснить то, что с распространением христианского вероучения не прекратилось взаимное истребление народов и не воцарился на земле вечный мир? Как примирить войну и военную службу с учением Христа о Едином Боге для всех людей, требующим от Своих последователей любви даже к врагам, воспрещающим месть за несправедливость? Как объяснить это кажущееся несоответствие?
Некоторые мыслители и художники прошлого предлагали свои пути к установлению мира. Так, английский историк Г. Т. Бокль считал главным и естественным условием мира распространение просвещения. Стремился разрешить этот вопрос в своем литературном творчестве русский писатель В. М. Гаршин. Художник В. В. Верещагин на живописных полотнах раскрывал оборотную сторону войны: страдания, смерть... Социалисты препятствовали организационным мероприятиям своих правительств по подготовке и ведению военных действий. Наконец, были и те, кто, выступая против войны, создавали секты, членам которых запрещалось ношение оружия. Таковы были секты мормонов, штундистов, квакеров, генгутеров, духоборов.
Вопрос об отношении Православной Церкви, благословляющей воинов на брань, на войну, послужил одной из причин публичного отречения от Православия русского писателя-философа XIX-XX века графа Л. Н. Толстого. Один из идеологов религиозно-этического учения Л. Н. Толстого, толстовства, И. М. Трегубов, указывал: «Конец православно-самодержавному деспотизму наступил бы сейчас, если бы все те миллионы русских людей, которые не верят уже в Православие, и все те, которые считают военную службу грехом или просто дурным делом, решились бы сейчас открыто, дружно и одновременно отказаться от Православия и военной службы».
Однако Православная Церковь весьма далека в своем отношении к войне от прямолинейной толстовской односторонности.
На протяжении истории Церкви одни христианские богословы и философы утверждали, что война есть убийство, которое запрещается Богом, ссылаясь на Божию заповедь: «Не убий» (Исх. 20, 13); что христиане не должны воевать ни против какого народа, так как через Иисуса Христа они стали детьми мира; что не подобает одновременно служить Христу и диаволу, что не может одна душа служить двум господам. Этих воззрений придерживались христианские богословы II-III веков Тертуллиан и Ориген, христианский писатель и ритор III-IV веков Лактанций. Другие, наоборот, считали, что смерть врагов на войне не является убийством. Это видно, например, из 13-го правила одного из отцов Церкви - святителя Василия Великого, архиепископа Каппадокийского (IV век).
Причина такого различия во взглядах на войну у представителей Церкви заключалась в том, что одни из них имели в виду войны несправедливые, в то время как другие (считавшие войну законной) подразумевали войны справедливые - войны с целью защиты правого дела, защиты от насилия и зла.
Выдающийся богослов митрополит Московский Филарет (Дроздов, † 1867) поучал: «Бог любит добродушный мир и Бог благословляет праведную войну. На земле всегда есть немирные люди, посему нельзя наслаждаться миром без помощи военной... Не страшись опасности, подвизаясь за правду: лучше умереть за нее, нежели пережить ее. Искупи кровью для потомков те блага, которые купили для тебя предки. Уклоняясь от смерти за честь веры и за свободу Отечества, ты умрешь преступником или рабом: умри за веру и Отечество, - ты на небе приемлешь жизнь и венец!».
Война как обычное явление, как одна из форм жизни с древности имела опору в религиозных воззрениях многих народов. В Ветхом Завете говорится о том, что еврейский богоизбранный народ вел частые войны с соседними народами. В книге Екклесиаста сказано: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом... время убивать, и время врачевать; время разрушать и время строить; время войне, и время миру» (Еккл. 3, 1, 3, 8). По закону Моисея каждый израильтянин, исключая левитов, должен был носить оружие (Числ. 1, 3, 49, 50; 2, 33; 26, 2). Очевидно, войны считались необходимыми и справедливыми. Потому невозможно говорить о запрещении войны и военной службы ветхозаветным учением.
Определенное внимание вопросам насилия уделяет и новозаветное учение. С одной стороны, Новый Завет не проповедует своим последователям ничего воинственного, напротив, им внушается терпение, смирение, самоотречение. Не противься злому, - говорит Христос. - Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую... (Мф. 5, 39). Однако надо заметить, что речь здесь идет лишь о сравнительно легких формах насилия, которым не следует сопротивляться. Этими словами Христос вовсе не запрещает человеку сопротивления преступнику, который ему явно грозит убийством. Спаситель повелел Апостолу Петру вложить меч свой в ножны: Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф. 26, 52). Очевидно, данные слова обозначают лишь грозное предостережение всякому, поднимающему меч на другого.
Если даже считать, что христианин должен довести свою уступчивость до того, чтобы не сопротивляться злодею и в такой экстремальной ситуации, когда ему самому грозит большое нравственное зло или убийство, - это не запрещает ему оказывать помощь другим.
Христианское вероучение не осуждает безусловно и прямо войну как одну из форм жизни человека. Нет никакого безусловного и прямого запрещения христианину употреблять меч в земной жизни. Христос говорит: Не думайте, что Я пришел принести мир на землю: не мир пришел Я принести, но меч (Мф. 10, 34) и на прощальной Вечери: Но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму: а у кого нет, продай одежду свою и купи меч. Они сказали: Господи! Вот здесь два меча. Он сказал им: довольно (Лк. 22, 36-38).
Из приведенных слов Спасителя следует вполне соответствующий априорному отношению христианства к войне и военной службе вывод, что христианство, не предписывая войну своим последователям, прямо и безусловно ее не запрещает. Более того, Христос и апостолы подтверждают признание Ветхим Заветом войны в некоторых случаях неизбежной и законной.
Таким образом, считать войну недопустимой никогда и ни в каком случае, ссылаясь на заповедь не убий, нельзя, поскольку такое отрицание будет противоречить Священному Писанию. Бог дал Моисею не только заповедь не убий. Он дал ему также и наставление о том, как вести войну, чтобы врагов победить (См.: Исх. 21; 22). И согласно христианскому учению, христианин, защищая одних, вынужден воевать с другими: во имя защиты правды и добра, защиты ближних он может нарушить мир.
Однако и такие войны, вытекающие даже из идеальных побуждений, христианство считает несчастьем, бедствием. При этом грех за человеческие страдания возлагается прежде всего на тех, кто развязывает войну, - на честолюбивых политиков, неудачливых дипломатов, жаждущих наживы собственников, а не на воинов, жертвующих на полях сражений собственной жизнью за чужие ошибки и преступления. Они, по учению Церкви, совершают подвиг жертвенной любви в защиту Отечества, а не убийство. Согласно христианскому учению, совершающееся при убийстве зло заключается не в самом действии, следствием которого является лишение человека жизни, а во внутренней, нравственной причине этого действия - в злой воле его субъекта. А на войне, согласно Священному Писанию, убийство врагов не составляет ее сущности, не является ее целью. Оно - лишь неизбежное следствие. Если цели войны можно достичь без кровопролития, то к нему, согласно христианскому учению, не следует прибегать. Также и неприятеля, положившего оружие, не следует убивать. Сущность христианства состоит в действенной, жертвенной любви к Богу и ближним, согласно поучению Спасителя: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13).
Именно эти слова Священного Писания, заключающие в себе смысл самоотречения, легли в основу солдатской заповеди, сформулированной видным военным теоретиком второй половины XIX века, представителем русского воинства генералом М. И. Драгомировым: «Не думай о себе, думай о товарищах: товарищи о тебе подумают. Сам погибай, а товарища выручай». (См.: Драгомиров М. И. Избранные труды: Вопросы воспитания и обучения войск. М., 1956. С. 43.)
Согласно христианскому вероучению, течением дел человеческих управляет Промысл Божий. В Священном Писании сказано: Они надеются на оружие и на отважность, а мы надеемся на Всемогущего Бога, который одним мановением может ниспровергнуть и идущих на нас и весь мир (2 Мак. 8, 18).
Внушая воинам смелость и мужество, слово Божие учит: Совершенная любовь изгоняет страх... боящийся не совершен в любви (1 Ин. 4, 18). Впрочем, по учению Церкви, существует чувство, также именуемое страхом, которое не только не противодействует воинской доблести, но даже способствует ей: это страх Господень, называемый в слове Божием началом мудрости (Притч. 1, 7). По учению Церкви, страх Господень - светлое чувство, соединение сердечной любви, глубокого благоговения перед Господом и сыновней покорности Его воле. Утвердившись в чувстве страха Господня, воин не должен бояться ничего - ни трудов, ни опасностей, ни страданий, ни самой смерти на поле брани. Ничто не может придать столько мужества верующему воину, как сознание того, что на лишение жизни его благословляет сам Бог и что героической смертью он может искупить все прегрешения своей жизни.
По словам Апостола Павла, древние пророки верою побеждали царства, творили правду. Получали обетования... угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи. Были крепки на войне, прогоняли полки чужих (Евр. 11, 33-34).
В глазах Апостола военные подвиги - не греховные и Богу неугодные действия, а, напротив, дела веры, на совершение которых Господь Сам давал силу людям, уповавшим на Него и посвящавшим имени Его свои победы. 9
Правитель государства, чтобы защитить своих подданных от покушений злонамеренных лиц, нуждается в войске. Он, по словам Апостола Павла, носит меч как Божий слуга, отмститель, в наказание делающему злое(Рим. 13, 4). Однако Церковь внушает воинам дух милосердия к побежденному и обезоруженному неприятелю, основываясь на Священном Писании, где сказано: Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. Иначе увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его... (Притч. 24, 17-18). Согласно учению Церкви, военное звание праведно и учреждено Богом. Священное Писание повествует нам о том, что римский сотенный начальник по имени Корнилий в числе других язычников получил дар Духа Святого, в чем ему военное звание нисколько не помешало. Он был первым язычником, который удостоился вступления в христианскую общину, при этом Апостол Петр не запретил ему остаться в военном звании (Деян. 10).
В Евангелии нет порицания воинскому званию, что непременно было бы, если бы воинская служба противоречила нравственному достоинству христианина. 10
По слову Священного Писания, войны не прекратятся до Второго Пришествия Христа, когда Он очистит землю от всякого зла (Откр. 19), которое есть причина войн, голода, болезней и всех бедствий. Бедствия - это наказание, посылаемое Богом для исправления людей и для утверждения в их душах благочестия, ибо Господь Бог - человеколюбивый и милосердый... прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода (Исх. 34, 6-7). Выход же из ужасов войн к спасению народа - в христианской жизни.
Слово «воин» - высокое слово в церковном языке. Об уважении Православной Церкви к воинству свидетельствует и то, что, когда за богослужением поминаются живые и усопшие, из всех мирян только к именам военнослужащих прилагается их звание - воин. За каждым своим богослужением Русская Православная Церковь молится о властях и воинстве своей державы. Смысл такого литургического внимания к защитникам Отечества и властям предержащим состоит в том, что от них в большей степени, чем от кого-либо другого, зависит судьба народа и государства, судьба людей, наконец, сам священный и драгоценный дар - человеческая жизнь. Церковь ежедневно возносит молитвы об упокоении душ всех на поле брани живот свой положивших.
Во время войн Русская Православная Церковь усугубляла молитвы о даровании побед русскому воинству и сопровождала их коленопреклонением, как в знак покаяния за грехи, которые привели к брани, так и ходатайства о Божией помощи. Само название «христолюбивое», данное русскому воинству, объясняло смысл его служения. С давних времен существовала связь между Церковью и воинством. Подвижники Русской Православной Церкви оказывали духовное содействие воинам в деле оберегания Православия и сохранения целостности государства. В словах «христолюбивое воинство» заключен глубокий смысл, это свидетельство христианского воспитания русского народа, и недаром в дни скорби и в дни великих побед на Руси призывали: «Звоните во все колокола!»
Русская Православная Церковь благословляла воинов на ратную службу как в мирное, так и в военное время. Церковное благословение ободряло воинов. Священник благословлял воина, которого провожали на ратный подвиг жена, сестра, дети... Так был воспитан русский народ.
Доброе и чистое сердце - главнейшая добродетель, открывающая безграничные горизонты бытия, придающая жизни человека высший смысл. Церковь, воспитывающая подданных в таком духе, безусловно, является опорой власти, пекущейся о благоденствии Отечества.
В предисловии к сборнику «Великая Россия» В. И. Рябушинский писал: «Есть целые стороны и области культуры, особенно волевой, а также моральной и физической, развитию которых служит атмосфера армии. Воля, решительность, самоотвержение, физическое здоровье, особенно же гармония ума и воли - вот что делает хорошего воина. Когда какой-нибудь народ начинает разлагаться, то материальная и умственная культура его еще может держаться столетиями, - первыми начинают шататься волевые и моральные устои. Это сейчас же отражается на армии - и она быстро начинает портиться - у помирающих народов всегда дрянное войско. В свою очередь, упадок военного дела в стране - грозный признак: часто это начало конца. Но развитие одной моральной культуры храбрости, самоотвержения, честности, без материальной и умственной, военного могущества не создает; для этого требуется гармоничное развитие культуры вообще, во всей ее целости и совокупности. Поэтому подъем военной мощи России неразрывно связан с ее общим культурным процветанием». Сказано в начале века - а словно о дне сегодняшнем. 11
Глава 3. Армия и ислам
По числу верующих ислам - вторая религия в России, а потому не может игнорироваться руководством нашего государства и его Вооруженных Сил. В 1997 г. было заключено соглашение о сотрудничестве между Русской православной церковью и Главным управлением воспитательной работы Министерства обороны РФ. А налажены ли контакты у российского военного ведомства с мусульманским духовенством?12 Этот и ряд других вопросов стали темами беседы корреспондента "ВПК" с председателем Совета муфтиев России Равилем ГАЙНУТДИНОМ. Эту беседу мы представляем в нашей работе.
- Равиль-хазрат, как ислам относится к воинской службе?
- Ислам считает службу в армии одной из основных обязанностей мусульманина, поскольку таким образом он защищает Родину. А в Коране записано, что защита Родины "является частью твоей веры". О том же не раз говорил и пророк Мухаммед.
Что касается современной российской действительности, то в "Основных положениях социальной программы российских мусульман" есть прямые указания, касающиеся службы в Вооруженных Силах РФ, обороноспособности и национальной безопасности России. Это - доктринальный документ Совета муфтиев России (СМР). Он разработан в 2000 году и получил положительную оценку президента Владимира Путина.- Сколько военнослужащих-мусульман сегодня в Вооруженных Силах России и будет ли меняться их численность в результате военной реформы?
- В конце ноября прошлого года состоялась конференция, организованная Росвоенцентром при правительстве РФ. На ней начальник Главного управления воспитательной работы ВС РФ генерал-полковник Николай Резник сообщил, что согласно результатам социологического исследования в боевых частях, полностью укомплектованных и находящихся в постоянной боевой готовности, 5% мусульман. Заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками по воспитательной работе генерал-майор Александр Чечетенко летом 2003 года сказал, что в его виде Вооруженных Сил 11-13% военнослужащих, исповедующих ислам. В аппарате заместителя министра обороны по строительству и расквартированию войск называют цифру в 25-30%. По всей видимости, в ВМФ и ВВС эти показатели значительно ниже.
В целом, при сохранении ныне существующего способа комплектования (преимущественно по призыву) и с учетом высокой рождаемости в исламских семьях тенденция к росту числа мусульман в армии будет сохраняться. Причем она не изменится и при переходе Вооруженных Сил на комплектование по контракту, если принять во внимание заявление министра обороны России о привлечении на контрактную службу граждан стран СНГ. 13
- Какие шаги предпринимает сейчас СМР в сфере взаимодействия с Вооруженными Силами?
- Нами было сформулировано несколько принципиальных положений о том, как организовывать сотрудничество духовных управлений мусульман с воинскими коллективами самого различного уровня, начиная от конкретной части, военного вуза и заканчивая Министерством обороны. Однако Совет муфтиев России не стремится заключать широкомасштабный договор с ним, как РПЦ. Хотя в принципе не против этого. Но пока Минобороны прямо говорит, что не готово к подобному шагу.
Исламские духовные лидеры считают, что инициатива в налаживании контактов должна исходить от военных. И там, где есть такая потребность, никаких затруднений не возникает. Подчеркну: у мусульманских организаций вовсе нет намерений "проникать" в воинские коллективы, как это иногда утверждается. Основные усилия они направляют на реализацию права военнослужащих на свободу совести и вероисповедания, на участие в патриотическом воспитании.
- Как осуществляется непосредственное взаимодействие с армейскими структурами?
- В первую очередь мы пытались систематизировать ту информацию, которая поступает из различных исламских общин. И убедились в том, что туда обращается много и офицеров, и солдат, которые хотят решить либо свои личные вопросы, либо проблемы воспитания подчиненных. СМР получает немало писем от родителей и командиров. Спрашивают в основном адреса ближайших мечетей, религиозных исламских организаций, просят выслать специальную литературу. В помощи мы никогда не отказываем. Не отправляем лишь Коран, так как неподготовленному человеку не удастся освоить эту великую книгу.
Очень часто командование приглашает имамов или муфтиев на различные торжественные мероприятия - день части, принятие присяги. Их нередко просят прийти, когда возникают сложности с воспитанием молодых бойцов. В первую очередь это касается парней из республик Северного Кавказа.14
Налажены контакты с военными СМИ. Мы предложили им выступить заказчиками наших материалов по исламской проблематике. И в большинстве случаев это нашло понимание. С нами начал активно сотрудничать журнал "Армейский сборник". Мы выпустили первый номер исламского приложения "Азан" к газете МВО "Красный воин". Намереваемся далее продолжить это начинание, так как в таком издании заинтересованы войска и ввузы.
В связи с заинтересованностью Сухопутных войск мы провели несколько рабочих встреч с его Управлением по воспитательной работе. 2 июня 2003 года мы подписали с генерал-майором Александром Чечетенко протокол о намерениях. На его основе будет развернуто долговременное сотрудничество между СВ и мусульманскими организациями.
- А как с этим обстоят дела на Северном Кавказе?
- Там есть надрегиональная организация - Координационный центр мусульман Северного Кавказа. Его возглавляет муфтий Кабардино-Балкарии.
Практически все муфтии и имамы взаимодействуют с органами власти, а значит, с военными. Примером в этом отношении может служить сотрудничество Духовного управления мусульман Дагестана и Пограничной
Службы ФСБ.
В прошлом году заместитель министра обороны - начальник Главного управления кадров генерал-полковник Николай Панков высказал просьбу, чтобы исламские духовные лица занимались психологической поддержкой раненых военнослужащих, которые находятся в госпиталях. И там, где необходимо, это делается. Оказывается и гуманитарная помощь.
- Не пора ли знакомить с основами ислама слушателей военных академий, курсантов ввузов?
- Это трудно сделать. И главным образом в силу причин ментального характера. У многих россиян вообще отсутствует интерес к религии. Поэтому маловероятно, что наши офицеры будут изучать ислам. Хотя, например, в армии США каждый военнослужащий от рядового до генерала проходит курс в объеме 18 часов, посвященный основным национальным и религиозным проблемам. Среди российских командиров, как выяснили в СМР, более всего затребованы практические советы, как действовать в той или иной ситуации. Например, военнослужащий с Северного Кавказа отказывается мыть полы, ссылаясь на положения Корана. Офицер открывает наши рекомендации и видит, что такого положения в Коране нет.Это же касается употребления алкоголя и наркотических средств. - Имеют ли место контакты исламских религиозных организаций с представителями других конфессий в сфере взаимоотношений с Вооруженными Силами? Может ли быть создан единый орган по взаимодействию с армейскими структурами?
- Взаимоотношения с ВС РФ осуществляются как бы параллельно. Русская православная церковь раньше начала сотрудничать с армией, создала синодальный отдел по связям с ней. У Совета муфтиев России есть понимание того, что необходима координация этой деятельности. Возможно, надконфессиональной организации и не требуется, так как не возникает проблем, когда дело касается вопросов свободы совести и патриотического воспитания. Положение изменится после введения института военного духовенства. Но пока это только сфера отвлеченных теоретических рассуждений.
- Специалисты отмечают противоречия между законодательной базой и реальной практикой взаимоотношений армии и религиозных организаций. Каким образом они будут решаться?
- Подобные противоречия объясняются вот чем. Принцип светскости не означает, что религиозные и государственные структуры знать не хотят друг друга. Он предполагает равноудаленность государства от всех конфессий, независимо от исторических традиций и менталитета. Это же касается и армии. Но на практике соблюсти этот принцип не удается. И в первую очередь из-за большой активности РПЦ. Хорошо известны примеры, когда на территориях воинских частей Минобороны, МВД, МЧС, погранслужбы открываются православные храмы. Но если так, то с увеличением количества мусульман в ВС необходимо будет открывать мечети.
Ситуация сейчас в военно-религиозных отношениях имеет тенденцию к повторению дореволюционной, начала XX века. Тогда в полках имелись православные священники, получавшие жалование от государства. Духовное окормление военнослужащих-мусульман производилось теми священнослужителями, которые находились ближе к воинской части. В крупных военных гарнизонах, например, в Кронштадте, Казани, именным указом царя назначался имам. Жалование он получал от царя, но в штате не состоял, в отличие от своих православных коллег.
Позиция мусульманских лидеров в настоящее время такова: не надо строить храмов в военных городках, не надо вводить у нас в армии капелланов, как, допустим, в США. Такое сближение религиозных организаций и государства пока никому не идет на пользу.
Зато СМР хочет внести ряд предложений в новую программу патриотического воспитания россиян, которую Росвоенцентр при правительстве РФ готовит на 2015-2017 годы. Сейчас мы намереваемся подготовить серию патриотических плакатов, посвященных подвигам российских мусульман, которые были совершены при защите Родины. Эти плакаты будут использованы в качестве наглядной агитации. Данное начинание одобрено Минобороны. Намереваемся также издать пособие для
офицерского состава с рекомендациями.
Одна из приоритетных задач для СМР - поощрение военнослужащих-мусульман, которые добросовестно выполняют свой конституционный долг. Таких абсолютное большинство. Это также относится к тем военнослужащим-мусульманам, кто отличился в ходе боевых действий в Чечне. Таких офицеров и солдат будут награждать орденами и медалями, которые учреждены Советом муфтиев.
Еще одной задачей, которую поставил для себя СМР, это активная работа с военкоматами, то есть теми организациями, которые готовят ребят к службе. Но это дело будущего.
- Таким образом, можно говорить о положительной динамике, которая складывается в отношениях с ВС РФ?
- Совершенно верно.
Проанализировав вышеизложенную беседу можно сделать несколько выводов об «Исламе и армии»:
1. Есть много планов на будущее, которые нужно реализовывать, например, активна работа с военкоматами.
2. В стране складывается положительная динамика отношений между «Исламом и армией».
3. Ислам считает службу в армии одной из основных обязанностей мусульманина.15
Заключение.
Наличие взаимосвязи между религией и политикой очевидно. Религия никогда не сводилась лишь к вере в Бога и в потустороннюю жизнь, к совершению религиозных обрядов. Именно социальные учения позволяли монотеистическим религиям овладевать массами и тем самым влиять на расстановку сил в обществе. Религия по-своему объясняет реально существующий мир и регулирует не мнимые, а реальные отношения между людьми. Без религиозной интерпретации чисто земных отношений между людьми религия не смогла бы выполнять сложные социальные функции, в том числе и интегрирующую, потеряла бы свою привлекательность, перестала бы существовать. Сами причины возникновения новых религиозных движений, как правило, носили социально-политический характер. Такие движения появлялись в ответ на назревшие Потребности общественной жизни. Фактически каждая вновь возникшая религиозная секта X выступает как социально-политическая ячейка, а система ее воззрений - это новая социально-политическая доктрина, появляющаяся в религиозной форме. Такова в сущности история возникновения христианства, ислама, буддизма, других религий
Взаимоотношения между церковью и государством во многом определяются уровнем социально-экономического развития страны, историческими традициями, сложившимися в обществе. Возможно несколько моделей таких взаимоотношений.
Литература
1. http://www.liveinternet.ru/users/alexcourageous/post71059868/2. http://vpk-news.ru/articles/3623. http://religa.jofo.ru/376061.html4. Крывелев И. История религии. - М., 1988.5. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. 125-ФЗ «О свободе совести, вероисповедания и религиозных объединениях».
1 Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. 125-ФЗ «О свободе совести, вероисповедания и религиозных объединениях».
2 Крывелев И. История религии. - М., 1988.
3 http://religa.jofo.ru/376061.html
4 http://religa.jofo.ru/376061.html
5 Крывелев И. История религии. - М., 1988.
6 http://religa.jofo.ru/376061.html
7 http://religa.jofo.ru/376061.html
8 http://www.liveinternet.ru/users/alexcourageous/post71059868/
9 http://www.liveinternet.ru/users/alexcourageous/post71059868/
10 http://www.liveinternet.ru/users/alexcourageous/post71059868/
11 http://vpk-news.ru/articles/362
12 http://vpk-news.ru/articles/362
13 http://vpk-news.ru/articles/362
14 http://vpk-news.ru/articles/362
15 http://vpk-news.ru/articles/362