ВОИНСКИЕ И БОЕВЫЕ ТРАДИЦИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВОИНСКИЕ И БОЕВЫЕ ТРАДИЦИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Алиев Р.Ф. 1, Шориков Е.В. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Становление Вооруженных Сил Российской Федерации происходит в непростое время. Российская армия переживает один из сложнейших периодов своей многовековой истории. Идет процесс реформирования частей и соединений, сокращается численность личного состава армии, осуществляется переход на смешанную систему комплектования. Существенно изменился социальный портрет армии. Значительно снизился образовательный уровень среди молодого пополнения, поступающего на военную службу. Резко ухудшилось состояние физического и психического здоровья молодежи. Более трети призывников приходит в армию с негативными установками на военную службу. Все большее значение приобретают религиозный и национальный факторы. Изменилась направленность жизненных приоритетов. Принижено чувство коллективизма и общественная активность. На военнослужащих серьезное влияние оказывает криминальная обстановка в стране, рост детской безнадзорности и беспризорности, проблемы пьянства и наркомании среди молодежи.

В столь непростое время, которое в настоящий момент переживает Россия и ее Вооруженные Силы в целом, как никогда возрастает роль комплектования армии настоящими патриотами, готовыми защищать свой народ и Отечество не щадя собственной жизни, до последней капли крови.

В настоящее время органами государственной власти Российской Федерации принимаются меры по формированию у граждан России патриотического сознания, развитию патриотического воспитания.

Приняты Конституционные законы о государственных символах Российской Федерации, утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2009-2015 годы».

В Вооруженных Силах Российской Федерации воспитательная работа строится на основе идей российского патриотизма, верности воинском долгу, готовности защищать интересы России. Главным ее содержанием является проведение в войсках (силах) государственной политики, формирования у военнослужащих качеств гражданина - патриота, военного профессионала, надежного защитника Отечества, личной ответственности завыполнение поставленных задач.

Работа по патриотическому воспитанию военнослужащих наполнилась новым содержанием, приобрела более стройную систему.

Приоритетным направлением стало воспитание военнослужащих на героической истории, традициях и ритуалах Вооруженных Сил, видов и родов войск, округов (флотов), объединений, соединений, воинских частей, военно-учебных заведений и учреждений Министерства обороны.

Опора на славные традиции Российских Вооруженных Сил позволяет поднять на новый качественный уровень весь процесс обучения войск и сил флота, вдохнуть свежие силы в работу по воспитанию высоких морально-психологических и боевых качеств защитников Отечества.

1.История развития воинских традиций и ритуалов.

Воинские традиции и ритуалы Российских Вооруженных Сил находятся в постоянном развитии. Этому способствуют самые различные условия: исторические условия жизни; способ комплектования вооруженных сил; общественно-политический характер государства; уровень развития военного дела; национальные качества личного состава; характер войн, которые велись Российским государством.

История русского народа сопровождалась титанической борьбой за национальную независимость, в ходе которой активно складывались и развивались ратные, боевые традиции. Не меркнет в веках слава бранных подвигов князей Киевской Руси, русских князей Александра Невского и Дмитрия Донского, боярина Дмитрия Пожарского и земского старосты Козьмы Минина. Основу военной организации того времени составляли княжеские дружины. Торжественно и строго проходил ритуал смотра дружины перед выступлением в боевой поход. «Не пощадим жизни своей за землю русскую»- обращался князь к своей дружине. Именно так звучит важнейший из всех военных лозунгов нашего народа, когда он с оружием в руках защищает свою страну.

В ходе смотра проверялось оружие и снаряжение. Дружинники практиковались в выполнении военных сигналов, производстве различных перестроений, разучивали приемы использования оружия. Князья как самые искусные воины личным примером обучали и воспитывали своих ратников, что стало одной из важнейших традиций для командного состава последующих поколений. Церемония выступления в поход проходила под музыку, колокольные звоны, с благословения священника.

Воинское ремесло на Руси всегда было делом почетным и многотрудным. Воин должен быть храбр, быстр и решителен, вынослив в походах, искусен в ратном мастерстве. Именно здесь, в княжеских дружинах зародился обряд испытаний воина, оформившийся впоследствии в ритуала посвящения в воины. В ритуал посвящения входил и обряд клятвы на верность князю. В это время на первый план выступали такие качества воина, как его преданность князю, стойкость, неподкупность, готовность к подвигу. Формированию таких качеств способствовали весьма распространенные наказы родителей, односельчан, поучения великих людей, в которых давались советы, говорилось о нормах повеления воина. Окружающая среда и военные походы формировали воинов - защитников родной земли. В условиях, когда еще не сложилось специальное военное законодательство, регламентирующее военную службу и поведение воина в бою. Военные испытания рождали традиции патриотизма, стойкости, товарищества, взаимовыручки и победы в бою. Летопись и литературные источники подтверждают, что еще в Древней Руси начинают складываться традиции почитания стяга, хоругви как воинской святыни, с особой торжественностью проходили ритуалы чествования победителей, захоронения с воинскими почестями и религиозными обычаями погибших в боях ратников и князей.

Необходимо отметить, что религия, особенно после крещения Руси, освящала самопожертвование человека, примиряла его со смертью, давала надежду на получение небесного венца в случае гибели на поле брани. Такие убеждения способствовали осознанию воином веры - неотъемлемой составляющей воинского духа. Русские воинские традиции не раз приводили к победам в войнах, потому что были освящены именем Бога, что давало сильную поддержку сражающемуся. Был разработан ритуал принятия клятвы на верность царю. Каждый военный человек приводился к крестному целованию - приносил присягу государю «верно служить» и «во всем послушным и покорным быть и делать по его велению». Всякий нарушивший эту клятву признавался теперь не только клятвопреступником, но и вероотступником, так как, целуя крест, брал в свидетели своей верности и преданности царю Бога. Религиозность длительное время выступала важнейшей стороной нравственного облика русского воина и определяла духовное содержание воинских традиций.

Многие традиции и ритуалы возникли в эпоху Петра I, в период его реформ. «В службе честь» - вот основной завет Петра, вошедший в плоть и кровь каждого воина и положенный в основу многих воинских традиций и ритуалов. В торжественной обстановке, при развернутых знаменах проходил ритуал принятия военной присяги, оформился и получил законодательное закрепление ритуал развода почетного караула. В честь побед русского оружия начали проводиться в те годы триумфальные шествия войск; с боевыми знаменами, под оркестровую музыку совершались церемониальные прохождения полков.

Петру I принадлежит заслуга создания русского военно-морского флота и формирования флотских традиций и ритуалов, которые начали складываться в ходе морских походов и сражений со шведами. Особое значение в этом имел Морской устав 1720 г., в котором обоснованно излагались славные традиции русских моряков: действовать в морских сражениях с максимальной самоотверженностью; кораблям категорически запрещалось спускать перед любым противником флаги, самовольно выходить из боя, а в случае невозможности защитить судно, вменялось сжигать его. Храбрость экипажа в морской баталии являлась незыблемым правилом поведения.

Важное место в оценке героизма, подвигов воинов на полях сражений в признании заслуг русского воинства имела традиция боевых награждений. При Петре I начали чеканить специальные медали, которыми награждались участники сражений в память о победах, одержанных над неприятелем. Таких медалей в то время было выбито около двадцати. К примеру, участники первой победы над шведами в море были награждены медалью с надписью «Небываемое бывает». В 1714 г. серебряными медалями были награждены солдаты пехотных полков и матросы за победу в морском бою у

мыса Гангут, в котором русский галерный флот разгромил шведскую

эскадру.

Ритуалы вручения наград воинам играли важную роль в их воспитании. Аналогичным но содержанию и значимости был ритуал награждения воинских частей за мужество и храбрость личного состава в боях памятными царскими реликвиями. Наиболее распространенными из них были стяги, штандарты, серебряные оркестровые трубы.

В Русской армии во все времена высоко ценилась традиция верности боевому знамени. В Древней Руси знамена назывались стягами и служили местом сбора войск. Во время сражения стягами подавались сигналы войскам. Защитить свой стяг в бою считалось доблестью, захватить вражеский - геройством. С начала XVI века слово «стяг» постепенно стало заменяться словом «знамя». Роль и значение знамен особенно высоко поднял Петр I. Они становятся подлинным символом воинской чести, доблести и славы. Была разработана единообразная форма знамени, его расцветка и рисунок. От воинов требовалось защищать знамя в бою, не щадя жизни. Утрата воинской святыни считалась величайшим позором и преступлением. Русская военная история знает немало подвигов, совершенных офицерами и солдатами, отстаивающими честь своих знамен.

Боевые знамена для воинов Российской армии всегда были символом духовного единения людей, символом чести и славы. С боевыми знаменами у них связывались любовь к Отечеству, национальная военная гордость. И в мирное время традиция верности воинскому знамени находит воплощение в практических делах, в успехах боевой подготовки, в безупречной дисциплине, высокой бдительности и организованности. Пост № 1 у знамени части, у флага корабля по праву доверяется лучшим из лучших воинов. Одним из самых почетных поощрений для воина является фотографирование его у развернутого Боевого Знамени части. Проходили годы, совершенствовались оружие и боевая техника, развивались тактика и стратегия, но неизменными на протяжении веков оставались героизм и стойкость в бою русских офицеров и солдат, их верность воинскому долгу и незапятнанная честь. Военная история российского Отечества - это богатейшая сокровищница ярчайших примеров мужества, стойкости, боевого мастерства и героизма русских воинов. Боевые подвиги проявлялись в индивидуальных и коллективных формах в наиболее сложных и опасных боевых ситуациях при защите Отечества под руководством замечательных полководцев петровской школы П.А. Румянцева, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова, М.И. Кутузова, П.И. Багратиона, А.ГТ. Ермолова, М.И. Драгомирова, С.О. Макарова и многих, многих других. Все они прекрасно понимали роль и значение боевых традиций и воинских ритуалов в деле защиты Отечества, в обучении и воспитании войск и многое сделали для их развития и пропаганды.

Особое место в истории Отечества занимает период социалистического развития страны. Воины Красной армии и Флота продолжали следовать героическим традициям своих славных предков. С особой силой это проявилось в годы Великой Отечественной войны, которые стали новым этапом в развитии традиций массового героизма воинов. Такой любви к Родине, духовной стойкости, героизма и мужества, которые проявили воины армии и флота, защищая свою страну в г оды Великой Отечественной войны, история еще не знала. Об этом свидетельствуют примеры беспредельной стойкости защитников Брестской крепости, Одессы и Севастополя, Москвы и Ленинграда, Сталинграда и Новороссийска, мужества и героизма воинов в сражении на Курской дуге, при освобождении Украины и Белоруссии, в битве за Берлин.

В тяжелейших.условиях оборонительных боев наши воины проявили себя настоящими патриотами и на деле показали высокие морально-боевые и нравственные качества. «Стоять насмерть!», «Ни шагу назад!» - так были сформулированы требования к воинам в приказах народного комиссара обороны. Эти лозунги на разных фронтах трансформировались в конкретные задачи частей и соединений. Так, во время обороны Москвы по всей стране пронесся призыв: «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва». В период Сталинградской битвы основным лозунгом был «За Волгой для нас земли нет». История хранит примеры верности воинскому долгу. Высшим проявлением стойкости воинов в боях стал подвиг 28 панфиловцев у подмосковного разъезда Дубосеково, 58-дневная оборона Дома Павлова в Сталинграде и множество других. На волне массового героизма родилась гвардия, ставшая олицетворением мужественного служения Родине. Первыми гвардейскими соединениями стали в боях под Ельней 100-, 127-, 153- и 161-я дивизии. Святое чувство патриотизма, любви к Родине, проявившееся в годы войны, стало источником многих морально-боевых качеств советских людей. Среди них: верность воинскому долгу и военной присяге, мужество и стойкость, героизм и воинское мастерство, инициатива и самопожертвование.

В этом году мы отметили 66 годовщину Великой Победы над фашистской Германией. Из многих парадов, состоявшихся в Москве, наш парод выделяет два легендарных. Один из них - парад советских войск на Красной площади 7 ноября 1941 года, когда фашистские полчища стояли у стен столицы и Гитлер на весь мир объявил, что он в этот день будет проводить парад своих войск на Красной площади. Не удалось. Прямо на фронт уходили советские войска с Красной площади. Ноябрьский парад 1941 г. стал предшественником парада Победы. Враг был разбит под Москвой, под Ленинградом и в Сталинграде. Знамя 11обеды водружено над рейхстагом. 24 июня 1945 г. в Москве состоялся исторический Парад Победы, в ходе которого фашистские знамена, захваченные в боях, были повержены к подножию Мавзолея как символ краха фашизма.

В послевоенные годы в войсках и на флотах установилась благородная традиция - молодые воины принимали присягу, давали клятву на верность Родине у памятников и в музеях боевой славы, в местах героических битв, в присутствии фронтовиков-ветеранов части, корабля, родных и близких, что создавало эффект принятия эстафеты выполнения воинского долга у старшего поколения.

С принятием на вооружение сложной боевой техники неизмеримо повышалась ответственность каждого воина за освоение своей специальности, четкую и слаженную работу расчета в целом. Во всех частях со сложной боевой техникой в целях более совершенного овладения ею широко использовались ритуалы посвящения в боевую специальность, передачи молодым воинам боевых постов, состязания на лучшего специалиста, лучшее отделение или расчет, закрепление за специалистами военной техники. Широким был арсенал награждений лучших специалистов, расчетов, отделений, взводов и других подразделений. За отличные показатели в боевой и политической подготовке военнослужащие награждались знаками отличия: «Отличник Советской Армии», «Отличник Военно-Морского Флота», в гвардейских частях - знаками «Гвардия», за служебную квалификацию и классность «Специалист 1 (2 и 3) класса», «Воин-спортсмен» и др. Лучшие расчеты, отделения, взводы награждались вымпелами, а части, корабли и соединения переходящими Почетными знаменами, правительственными наградами. Вручение орденов, памятных знамен, других правительственных наград производилось в торжественной обстановке, что воодушевляло воинов па новые подвиги в ратном труде.

В 1972 году был учрежден Вымпел министра обороны СССР, которым награждались части, корабли, соединения за мужество и воинскую доблесть, проявленные при выполнении заданий советского правительства и министра обороны.

Именно в эти годы в подразделениях и частях Ракетных войск стратегического назначения, Войск ПВО, на кораблях Военно-Морского Флота зародились некоторые новые традиции и ритуалы, связанные с несением боевого дежурства. Так, выработке у личного состава высокой ответственности за порученное дело способствовал разработанный ритуал заступления на боевое дежурство. На заранее определенном месте

выстраивалась дежурная смена, на правом фланге находились Боевое Знамя части, оркестр. Поименно объявлялись расчеты, заступавшие на боевое дежурство, проверялось знание личным составом своих обязанностей, умение действовать по боевой тревоге. На флагштоке поднимался Вымпел дежурного подразделения. Звучала величественная мелодия гимна. Подразделение торжественным маршем уходило к месту несения боевого дежурства.

Этот ритуал, с некоторыми особенностями, широко используется в Российских Вооруженных Силах и в настоящее время. Кроме того, в некоторых воинских частях поднимают Вымпел в честь лучшей смены, лучшего расчета (экипажа). Прочно вошли в практику отдельных частей и другой ритуал - торжественное вручение номерам дежурных смен и расчетов памятных лент «100 (200, 300) суток боевого дежурства».

В Сухопутных войсках прочно закрепились такие традиции, как:

-смело вступать в бой с превосходящим по силе противникам;

-беречь и защищать командира в бою;

-проявлять отвагу и смелость в бою;

-выполнять наиболее ответственные задачи, связанные с риском для

жизни, и т.д.

В Военно-Морском Флоте каждый матрос в своей флотской службе

свято чтит свои традиции. Среди них такие, как:

-бороться за живучесть корабля до последней возможности;

-гибнувший корабль последним покидает командир;

-отдавать воинские почести при мест героических

-подвигов отечественных моряков;

-не спускать флаг корабля перед противником ни при каких обстоятельствах, предпочитая гибель сдаче в плен.

В Российских Вооруженных Силах идет определенный поиск возможностей для оживления старых традиций нравственного характера,

связанных с православной религией.

Успехи армии как школы боевой и духовно-нравственной подготовки защитников Отечества во многом зависят от ее способности следовать лучшим традициям прошлого, внимать мудрым заповедям и советам лучших ее представителей. Эти традиции, заповеди и советы могут быть результативны лишь в том случае, если будет использоваться весь арсенал форм, методов и средств духовно-нравственного воздействия на воинов.

2.Сущность и содержание воинских традиций и ритуалов.

Военные традиции и ритуалы всегда играли и играют важную роль в становлении и развитии Вооруженных Сил России. Они в значительной степени служили важной предпосылкой блестящих побед в сражениях Русской армии и флота, во многом определяли облик Российской армии и ее

личного состава.

Термин «традиция» (от лат. traditio - передача) характеризует устойчивый, передающийся из поколения в поколение социальный опыт в виде привычек, норм поведения, обычаев, идей, сохраняющийся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции как устойчивые явления общественной жизни распространяются на все ее сферы. В военной области функционируют воинские традиции, исторически сложившиеся в армии и на флоте, передающиеся из поколения в поколение идеи, правила, обычаи, связанные с выполнением боевых задач личного состава, с бытом военнослужащих. Они выступают важным средством воспитания и обучения военнослужащих.

Закреплению и распространению воинских традиций служат воинские ритуалы - исторически военнослужащих при совершении воинских

обрядов, торжественных и траурных церемоний. Обряды и церемонии являются составными компонентами системы ритуалов. Основным признаком, характерным для воинских ритуалов, являются эмоциональное воздействие, торжественная приподнятость, красота и величественность. Воинский ритуал - это своеобразное зрелище, массовое театрализованное представление, создающее необходимое настроение, эмоционально-психологическое воздействие на людей. С помощью воинских традиций и ритуалов осуществляется связь между прошлым и настоящим, старшее поколение передает молодому свой практический опыт, взгляды и представления, нормы поведения, свои чувства.

Воинские традиции и ритуалы охватывают три основные сферы воинской деятельности: боевые традиции; традиции обучения и воспитания; традиции воинского быта.

Воинский труд, разнообразный по своему содержанию, проявляется прежде всего в боевой деятельности. В этой сфере осуществляются и боевые традиции. В них раскрывается сущность Вооруженных Сил России как орудия защиты своего Отечества. Соответственно боевым традициям в возвышенной, эмоциональной форме проводятся ритуалы принятия военной присяги, вручения боевых знамен и государственных наград, торжественного чествования героев, торжественно-траурных захоронений павших воинов. Благодаря всему этому материализуются традиции беспредельной любви к своей Родине, братской взаимопомощи и выручки в бою, выполнения воинского долга.

Высокий уровень подготовки воинов к боевым действиям достигается в ходе боевой учебы еще в мирное время. Важное место в этой сфере учебно- боевой деятельности занимают традиции обучения и воспитания личного состава.

Ритуалы повседневной учебно-боевой службы, закрепленные в уставах, наставлениях, инструкциях, положениях, позволяют формировать у воинов высокие морально-боевые качества, необходимые для победы в современном бою.

Заступление на боевое дежурство, развод и смена караулов, строевые смотры, парады, общие полковые вечерние поверки, учения и боевые стрельбы раскрывают: взаимосвязь армейских будней, боевой учебы с условиями боевой ' обстановки, воспитывают необходимые качества бесстрашного защити ка Отечества.

Значительное влияние на состояние и подготовку войск оказывают традиции воинского быта - уклад и организация повседневной жизни войск, которые связаны с удовлетворением насущных материальных и культурных потребностей воинов.

Важной особенностью Российской армии было развитие частных воинских традиций и ритуалов, связанных с родом оружия, местами их расположения, присущих отдельным частям. Среди них следует отметить традиции и ритуалы гвардейских частей, характерной особенностью которых являлись близость к императорскому двору, специфическое комплектование их личным составом, высокий уровень боеспособности подразделений, льготные условия прохождения службы личным составом и т. п.

Перечисленные воинские традиции и ритуалы, охватывающие основные сферы деятельности войск, - участие в боевых операциях, процессе обучения и воспитания, воинский быт - не изолированы друг от друга. Они тесно взаимосвязаны и переплетены. Умелая опора на их воспитательный потенциал позволит целенаправленно вести работу по формированию морально-боевых и нравственных качеств защитников Отечества.

3. Использование начальником службы МТО традиций старой русской и советской армии в воинской части и подразделении в

воспитательных целях.

Воспитание военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации на традициях армии и флота, является приоритетным направлением в деятельности командиров (начальников) всех степеней, начальников родов войск и служб, в воспитании чувства патриотизма и готовности выполнять свой воинский долг по защите своего народа и Отечества.

Основой практической деятельности должностных лиц в воспитании военнослужащих с использованием традиций и ритуалов армии и флота Российской Федерации является соблюдение статей общевоинских уставов, в которых четко определены основные традиции и ритуалы Вооруженных Сил

Российской Федерации.

Начальник службы МТО в своей служебной деятельности работу по воспитанию подчиненного личного состава на традициях и ритуалах российской армии и флота организует исходя из своих функциональных обязанностей изложенных в статье 105 устава внутренней службы ВС РФ и знать деловые и морально-психологические качества каждого офицера, прапорщика и сержанта непосредственно подчиненных ему подразделений и служб, постоянно проводить с ними работу по воинскому воспитанию и совершенствованию профессиональной подготовки.

В практической деятельности эта работа начинается с приведения подчиненного личного состава к военной присяге, так как она является основным и нерушимым законом воинской жизни и как торжественная клятва, идущая от сердца воина, выражает его готовность выполнить свой долг перед Родиной.

В народной памяти хранится множество пословиц и поговорок о военной присяге. Вот лишь некоторые из них:

-«Принял присягу - от нее ни шагу»;

-«Верность присяге - закон победы»;

-«Присягой сила воина в огне боев удвоена»;

-«Присяга бойца - за Родину стоять до конца»;

-«Для российского солдата все слова присяги святы»;

- «Верность присяге рождает героев».

День и час принятия военной присяги всегда неповторим и памятен для воина. Этот день для части корабля является нерабочим и проводится как

праздник.

Поскольку в присяге сконцентрированы высокие, благородные идеалы - идеалы защиты Отечества, то каждый воин, принимая ее, берет на себя высокие обязательства. Их исполнение составляет смысл его воинской службы. Поэтому с этого момента начинается отсчет гражданского возмужания юноши, ставшего в армейский и флотский строй. В этот торжественный день перед лицом своих командиров, товарищей, родных и близких молодые воины клянутся в верности Родине. Слова этой клятвы ос таются в памяти на всю жизнь.

Следует отметить, что впервые ритуал принятия клятвы на верность царю и Отечеству был закреплен в первом русском воинском “Уставе ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки” (1607 г.). “Каждый военный человек, - говорилось в нем, - должен приводиться к крестному целованию - приносить присягу, верно служить и всем в послушании и покорении быть”.

Принятие военной присяги ассоциируется не только с торжественной клятвой достойно выполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и

Отечество, но и с клятвой быть верным боевому знамени воинской части или корабля. Еще в словах Петра I указана высокая значимость боевого знамени в воспитании чувства патриотизма и готовности выполнять свой воинский долг не щадя собственной жизни - «Кто ко знамени присягнул единожды, у оного до конца стоять должен».

Воспитание военнослужащих на традициях и ритуалах российской армии и флота, и как следствие формирование у них чувства патриотизма и готовности защищать свою Родину до последней капли крови, не заканчивается лишь на привидении подчиненного личного состава к военной присяге и клятве перед боевым знаменем воинской части или корабля, оно продолжается в ходе прохождения всего периода службы в рядах Вооруженных Сил и заключается в выполнении всеми военнослужащими требований статей общевоинских уставов, которые несут в себе воплощение таких традиций и ритуалов Вооруженных Сил Российской Федерации как:

-выполнение воинского приветствия;

-поднятие государственного флага Российской Федерации;

-беспрекословное выполнение приказов и распоряжений командиров;

-прохождение торжественным маршем;

-участие в парадах;

-проведение строевых смотров;

-развод личного состава караула, внутреннего наряда, личного состава заступающего на боевое дежурство;

-вручение молодому пополнению вооружения и военной техники;

исполнение песни при прохождении в составе подразделения;

-отдача воинских почестей в местах захоронения военнослужащих павших при выполнении своего воинского долга но защите своего народа и Отечества; возложение венков к монументам боевой славы;

-ношение военной формы и знаков и т.д.

Вышеперечисленные традиции и ритуалы, являются лишь малой, но основной частью всех традиций и воинских ритуалов российской армии и флота, которые в своей повседневной и служебной деятельности обязан использовать и требовать их выполнение от своих подчиненных начальник службы МТО, в целях воспитания у военнослужащих гордости и ответственности за прохождение военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, воспитании патриотизма и готовности не щадя собственной жизни выполнить свой воинский долг по защите своего народа и Отечества.

Воспитание военнослужащих на основе традиций и воинских ритуалов изложенных в общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации, является основой патриотического, нравственного и воинского воспитания военнослужащих, но не следует забывать о том, что формирование у военнослужащих патриотизма и гордости за службу в рядах ВС РФ, в современных условиях реализуется в практической воспитательной работе главнокомандующих, командующих, командиров (начальников), штабов, органов воспитательной работы, других должностных лиц Вооруженных Сил, организуемой в едином контексте с решением задач боевой и мобилизационной готовности, боевой подготовки, службы войск, повседневной деятельности войск в соответствии с регламентирующими эти виды жизнедеятельности нормативными документами.

Воспитательная работа представляет собой комплекс информационно- пропагандистских, индивидуально-психологических, правовых, социально- экономических, морально-этических, культурно-досуговых, спортивно-массовых и иных мероприятий, осуществляемых субъектами воспитательной деятельности и направленных на формирование у военнослужащих необходимых морально-боевых качеств. Воспитательная работа предполагает единство и согласованность действий всех субъектов воспитания.

В содержательном плане система воспитательной работы включает в

себя следующие составляющие:

-информационно-воспитательную работу;

-работу но укреплению правопорядка и воинской дисциплины;

-военно-социальную работу;

-психологическую работу;

-культурно-досуговую работу.

Основу воспитания военнослужащих на традициях и ритуалах российской армии и флота, и как следствие формирование чувства патриотизма, несут такие составляющие воспитательной работы как информационно-воспитательная и культурно-досуговая работа.

В практической деятельности начальник службы МТО в рамках информационно-воспитательной работы с подчиненным личным составом может организовывать и проводить следующие мероприятия:

-различные виды информирования личного состава;

-занятия информационно-воспитательного характера, на тему соблюдения воинских традиций и ритуалов, победы русского оружия в различных войнах и вооруженных конфликтах, передового опыта и примерах героизма военнослужащих как своей, так и другой воинской части;

-индивидуальные и коллективные беседы;

-единые дни информирования;

-научно-практические конференции;

-тематические вечера;

-диспут, викторина, круглые столы;

-встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы, государственной службы и труда;

-проведение дней воинской славы России с показом вооружения и

техники;

-проведением занятий в системе общественно-государственной подготовки., которая является одним из основных предметов обучения личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации и важнейшей формой государственно­патриотического, воинского, нравственного, правового и эстетического воспитания.

В рамках культурно-досуговой работы с подчиненным личным составом начальник службы МТО может организовывать и проводить следующие мероприятия:

-экскурсии и походы по историческим местам и местам боевой славы;

-посещение музеев, комнатах Боевой славы воинских частей и

соединений;

-организация просмотра подчиненным кинофильмов и телепередач военно-исторической направленности, несущих примеры героизма и мужества военнослужащих российской армии и флота.

Основными направлениями воспитания военнослужащих на традициях и ритуалах российских Вооруженных Сил являются:

-формирование активной гражданской позиции личности военнослужащего, позволяющей ему эффективно решать государственные задачи в мирное и военное время;

-наращивание морального духа Вооруженных Сил на основе героических традиций народов России и Вооруженных Сил;

-обеспечение соответствия профессиональной и морально- психологической подготовки военнослужащих решаемым ими задачам;

-вооружение военнослужащих знаниями о предъявляемых требованиях со стороны общества к их профессиональному и нравственному облику;

-разъяснение военнослужащим социальной значимости военной службы;

-стимулирование потребности военнослужащих в моральном самосовершенствовании;

-применение воспитательных влияний в соответствии с достигнутым уровнем нравственной зрелости военнослужащих;

-целенаправленная организация нравственно-значимой деятельности военнослужащих, в процессе которой формируется, осознается и переживается личностный смысл моральных принципов и норм, предотвращаются негативные действия и поступки, формируются нравственные чувства, такие как ответственность, гордость и доблесть.

Четкое осознание начальником службы МТО основных направлений воспитания военнослужащих па традициях и ритуалах российской армии и флота, умелое применение методов, средств и форм воспитания обеспечит качественное функционирование системы воспитания подчиненного личного состава в рамках патриотического, нравственного и воинского воспитания.

Заключение.

Воспитание военнослужащих на традициях и ритуалах российской армии и флота достигается всем укладом жизни и деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, регламентированной требованиями статей общевоинских уставов, а также умелой организацией проведением мероприятий воспитательной работы. Ведущая роль в воспитании военнослужащих на традициях и ритуалах Вооруженных Сил Российской Федерации и как следствие воспитание у подчиненного личного состава чувства патриотизма и гордости за прохождение военной службы, готовности выполнить свой воинский долг по защите своего народа и Отечества, не жалея собственной жизни принадлежит командирам и начальникам всех степеней, видов и родов войск и служб.

Литература.

1.Конституция РФ.

2.Общевоинские уставы ВС РФ.

3.Приказ МО РФ №170 «Об организации общественно­государственной подготовки в ВС РФ»

4.Воспитательная работа в Вооруженных силах РФ, учебное пособие, Москва 2005, под общей редакцией Н.И. Резника

5.Теория и практика воспитательной работы, учебное пособие, Новосибирск 2007, В.В. Авдеев

6.Методическое пособие «Воспитание патриотизма», Москва, ГУВР, 97 стр., 2007 год.

7.На службе отечеству / Под ред. Е.В. Савостьянова. - М., 1998.

8.Теория и практика воспитания военнослужащих: Уч. пособ. / Под ред. Н.И. Резника. - М., 2005.

9.Проблемы воспитательной работы в подразделениях МТО. Вольск. 2011.

Просмотров работы: 8015