СТРАХ И ПРИЧИНЫ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СТРАХ И ПРИЧИНЫ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Цель данного исследования – анализ теоретических обоснований отечественных и зарубежных персоналий, занимающихся изучением страхов, а предметом изучения выступят причины возникновения страха. Сравнительный анализ является методом нашего исследования. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что каждый из нас хотя бы раз в жизни испытывал боязнь, трепет, опасение, испуг, панику, фобию или ужас. Все эти эмоции можно объединить одним словом – СТРАХ, которые существовали и будут существовать, пока живет человечество. Страх сопровождается вынужденным молчанием, пассивностью, отказом от действий, избеганием общения, неуверенным поведением, возникновением дефектов речи (заиканием) и вредных привычек (верчение в руках предмета, обгрызание ногтей, оглядывание, сутулость и др.). Человек стремится к уединению, что может приводить к дальнейшему развитию депрессии, меланхолии, а иной раз и к суициду. Люди, испытывающие боязнь, лишаются инициативности, вынуждены бездействовать и, как результат, не могут жить полноценной жизнью.

В словаре практического психолога, Головина С. Ю., дано следующее определение: «Страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности». В психологии под страхом понимают внутреннее состояние индивида, которое обусловлено предполагаемым или реальным бедствием.

Захаров Александр Иванович, доктор психологических наук, считал, что страх отражает исторический путь развития человека. Первый страх появляется у детей в возрасте шести месяцев, так как он требует определенного когнитивного развития, включая способность к прогнозированию испытанной однажды опасности. Начиная со второго года жизни, постепенно растет, становясь значительным, страх наказания со стороны родителей, который обусловлен возросшей активностью детей и запретами со стороны взрослых. Возникают страхи животных. А. И. Захаров полагал, что для детей возраста 3 – 4 лет характерна триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. В 5 – 6 лет может появиться фобия, выражающаяся в страхе перед какими-либо катастрофами, ведущими к гибели мира: нападением инопланетян, войнами, ядерными взрывами, наводнением. К этому же виду фобий относится и боязнь нападения бандитов, хулиганов. Кроме того, у дошкольников особенно распространены так называемые «медицинские» страхи. В связи с поступлением в школу меняется и характер страхов детей: на первое место выходят страх опоздания, невыученных уроков и наказания родителей. Обобщая эти данные, А. И. Захаров отмечал преобладание в дошкольном возрасте страхов, исходящих из инстинкта самосохранения, в то время как, начиная с подросткового возраста, нарастает удельный вес социальных страхов. Таким образом, страхи взрослых людей зачастую пускают свои корни в детстве, обладают особенностью переходить из одного возрастного этапа в другой.

Доктор биологических наук Щербатых Юрий Викторович разделил наши страхи на три группы:

1. Биологические страхи напрямую связанны с угрозой для жизни человека;

2. Социальные страхи отвечают за опасения и боязни в социальном статусе индивида (например, боязнь публичных выступлений, ответственности, социальных контактов);

3. Экзистенциальные страхи вытекают из сущности человека (например, страх перед временем, смертью, бессмысленностью человеческого существования).

Психологи относят страх к эмоциональным процессам. Профессор психологии Делавэрского Университета Изард Кэррол такое состояние определил к базовым эмоциям, относящимся к врожденным, которые имеют генетические, физиологические компоненты. Страх мобилизует организм индивида к избегающему поведению. Отрицательная эмоция человека сигнализирует о состоянии опасности, которая напрямую зависит от многочисленных внешних и внутренних, приобретенных или врожденных причин.

Считается, что за развитие чувства страха отвечают два нейронных пути, которые должны функционировать одновременно. Первый ответственен за основные эмоции, быстро реагирует и сопровождается большим количеством ошибок. Второй реагирует гораздо медленнее, но более точно. Первый путь помогает нам быстро отреагировать на признаки опасности, однако, зачастую срабатывает как ложная тревога. Второй путь дает возможность более досконально оценить ситуацию и поэтому ответить точнее на опасность.

В случае чувства страха, который инициирован первым путем, т.е. первичными эмоциями человека на случившееся, происходит его блокировка запуском второго пути, оценивающим некоторые признаки опасности как нереальные. В случае фобии ситуация развивается иначе. Фобия – это сильно выраженный упорный навязчивый страх, необратимо обостряющийся в определённых ситуациях и не поддающийся полному логическому объяснению. При возникновении фобии второй путь начинает функционировать неадекватно, что провоцирует развитие чувства боязни на стимулы, которые несут опасность.

Что же является причиной страха?

В качестве причин страха американский психолог Томкинс Сильван Соломон называет драйвы, эмоции и когнитивные процессы. Рассмотрим более подробно каждый из них.

  1. Драйвы как активаторы страха.

По сравнению с эмоциями и когнитивными процессами, драйвы и процессы, обеспечивающие гомеостаз организма, составляют наименее значимый класс активаторов страха. Драйв приобретает психологическое значение тогда, когда его интенсивность достигает критического уровня, когда он сигнализирует человеку об остром физиологическом дефиците. В этих случаях драйв активирует эмоцию, и такой эмоцией может быть страх. Томкинс приводит следующий пример:

Когда потребность в кислороде становится настолько критической, что активирует драйв, она в то же самое время активирует и аффект, и этим аффектом, как правило, является массированная реакция страха. Если препятствия, стоящие на пути удовлетворения потребности, не будут немедленно устранены, реакция страха перерастет в панику. Потребность в кислороде – одна из жизненно важных потребностей живого организма, и мощный аффект, сопровождающий ощущение удушья, гарантирует немедленную концентрацию внимания на удовлетворении потребности, и потому является одним из важнейших факторов безопасности.

  1. Эмоции.

Любая эмоция может активировать страх по принципу эмоционального заражения. По мнению Томкинса, реакции испуга и возбуждения в силу сходства их нейрофизиологических механизмов с механизмами, лежащими в основе эмоции страха, часто являются активаторами последнего. Он полагает, что базовая взаимосвязь между эмоциями интереса, удивления и страха обусловлена сходством их нейрофизиологических механизмов. Томкинс считает, что «внезапное и полное освобождение от длительного и интенсивного страха активирует радость, тогда как частичное освобождение от страха вызывает возбуждение». Обратную связь между страхом и возбуждением мы наблюдаем, когда эмоция интереса-возбуждения перерастает в страх.

Специфические взаимосвязи между возбуждением и страхом или удивлением и страхом могут быть результатом научения. В процессе научения человека и приобретениям им эмоционального опыта активаторами страха могут становиться любые эмоции. Кроме того, страх сам для себя является активатором. Переживая страх и выражая его в поведении, человек получает обратную связь от собственной эмоциональной экспрессии, и это может усиливать его страх. В этом смысле само по себе переживание страха пугает человека.

  1. Когнитивные процессы.

Прежде всего, дадим расшифровку этого понятия. Когнитивные процессы – это познавательные процессы человека, включая его ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь.

Страх (как и любая другая эмоция) может быть результатом когнитивной оценки ситуации как потенциально опасной; Томкинс называет такую причину когнитивно сконструированной, т.е. сконструированной в процессе познания. Действительно, когнитивные процессы составляют самый обширный, самый распространенный класс активаторов страха. Так, например, страх может быть вызван воспоминанием об определенном объекте, мысленным образом объекта или антиципацией определенной ситуации. К сожалению, эти когнитивные процессы довольно часто отражают не реальную угрозу, а вымышленную, в результате чего человек начинает бояться ситуаций, не представляющих реальной угрозы, или слишком многих ситуаций, или жизни вообще. Воспоминание о пережитом страхе или ожидание страха само по себе может быть активатором страха. Если человек ошибочно воспринимает другого человека как источник угрозы, он может испытывать страх не только при реальной встрече с ним, но и когда думает о нем или ожидает его увидеть. Таким образом, человек, предмет или ситуация могут стать источником страха в результате:

а) формирования гипотез (воображаемых источников вреда),

б) ожидания вреда,

в) непосредственного столкновения со сконструированным (воображаемым) объектом страха.

Некоторые ученые делят причины страха на естественные и приобретенные. Английский психиатр и психоаналитик Боулби Джон в своих трактованиях причин страха опирается на исследования биологов и этологов. В качестве естественных сигналов опасности, порождающих страх, Боулби называет четыре фактора, а именно: боль, одиночество, внезапное изменение стимуляции и внезапное приближение.

  1. Боль и антиципация боли.

Боль, первый и важнейший из естественных активаторов страха, воистину хороший учитель. Страх, вызванный ожиданием боли, чрезвычайно ускоряет процесс научения. Любой объект, событие или ситуация, связанные с переживанием боли, могут стать условными стимулами, повторная встреча с которыми напоминает индивиду о прошлой ошибке и о переживании боли.

  1. Одиночество.

Другим естественным активатором страха является одиночество. Зачастую, оставаясь в одиночестве, человек ощущает угрозу своей безопасности, но стоит ему оказаться среди людей, как страх отступает. Старая пословица гласит: «На миру и смерть красна». Как всякое обобщение, эта народная мудрость применима далеко не всегда, но мысль, заключенная в ней, безусловно, заслуживает внимания.

  1. Внезапное изменение стимуляции.

Внезапные изменения стимуляции, к которым индивид не в состоянии приспособиться, могут служить для него сигналом опасности и вызывать эмоцию страха.

  1. Внезапное приближение.

Стремительное приближение объекта при определенных условиях может служить естественным сигналом опасности.

В дополнение к перечню естественных сигналов опасности Джона Боулби можно привести следующие причины страха:

Необычность.

Эта гипотеза постулирует, что любой стимул, достаточно отличный от привычных стимулов, может активировать эмоцию, причем степень несоответствия этого стимула привычным стимулам влияет на тип и интенсивность активируемой эмоции. Именно в силу своей странности и непонятности стимул чужероден индивиду и воспринимается им как источник угрозы.

Высота.

Высота как активатор страха также может рассматриваться в качестве естественного сигнала опасности.

Теперь поговорим о приобретенных страхах. Многие наши страхи являются результатом особой формы научения, которую можно было бы назвать «социальным заимствованием». В определенных обстоятельствах эта форма научения может быть чрезвычайно эффективной. Так, когда маленький ребенок наблюдает реакцию страха у отца, то вероятность того, что он начнет бояться того же объекта, который испугал отца, очень велика. Для усвоения страха не обязательно иметь опыт непосредственного столкновения с опасным стимулом.

Одним из видов приобретенных страхов являются фобии. Фобий огромное множество, вот некоторые из них: страх замкнутых пространств (клаустрофобия), страх темноты (никтофобия), страх мышей и пауков (мусо- и арахнофобия), страх ездить в транспорте (амаксофобия), страх людей (антропофобия), страх ответственности (гипенгиофобия), страх высоты (акрофобия) и др.

Большинство ученых сходятся во мнении, что фобии – интенсивные, иррациональные страхи, связанные с определенными объектами или ситуациями, - являются приобретенными расстройствами. Однако ученые расходятся в суждениях о том, каким образом человек приобретает их. Некоторые рассматривают фобии просто как условные эмоциональные реакции. Другие считают, что в основе этих условных эмоциональных реакций лежит биологическая предрасположенность (или готовность) индивида реагировать страхом на определенные стимулы.

Джейкобс и Нэйдел утверждают, что страхи и фобии взрослых людей имеют специфические характеристики, не соответствующие классической модели обусловливания. Они выделили следующие специфические характеристики фобий:

1. Пациенты, страдающие фобиями, не могут припомнить ни одного случая, когда пугающий объект причинил бы им хоть какой-нибудь вред. Фобии возникают как будто внезапно, без всяких видимых причин.

2. Пациенты, страдающие фобиями, могут перечислить множество вредоносных событий, которые не вызывали у них страха и не привели к развитию фобии.

3. Умеренный страх может возникнуть после периода стресса, не охарактеризованного сколько-нибудь специфическим травматическим событием.

4. Манифестации страха или фобии происходят без всякой видимой связи с контекстом ситуации или со специфическим событием.

5. Некоторые фобии (например, агорафобия) приобретают столь генерализованный характер, что индивид не в состоянии понять, чего именно он боится.

6. Страхи пациентов с фобиями не исчезают после многократного и систематического столкновения с пугающим объектом даже при отсутствии отрицательных последствий этого столкновения, и это несмотря на то, что пациенты осознают иррациональность своих страхов.

Джейкобс и Нэйдел называют два условия, создающие почву для формирования страха, который позже может перерасти в фобию: незрелость нервной системы и тяжелый стресс. Оба условия могут серьезно нарушить процесс научения индивида.

Как мы видим из проведенного анализа теоретических и практических обоснований, изложенных как отечественными, так и зарубежными психологами, страх является одной из проблем современного общества, которая видоизменяется и развивается вместе с человечеством. Со страхом необходимо бороться, так как непонимание человека собственных ощущений и их причин лишь усугубляет это подавленное состояние. Существует достаточно много методов того, как побороть страх. Большинство из них основаны на самодисциплине и поддержании чувства уверенности в себе, храбрости. С учетом того, что страху чаще подвержены неуверенные в себе люди, необходимо начинать с повышения самооценки. В этом помогает умение общаться с людьми, не бояться быть открытым и идти на контакт. Чем выше ваша уверенность в себе – тем меньше риск ощутить приступы паники и боязни. Смысл заключается в том, что страх не имеет четких границ, это достаточно обобщенное чувство, которое может распространяться на все сферы жизни. Поэтому необходимо начинать борьбу с ним путем преодоления маленьких бытовых и социальных страхов. Также больше значение имеет умение анализировать информацию и оценивать ситуацию, происходящую с вами. Это поможет не растеряться, поскольку именно непонимание происходящего и растерянность бывают частыми факторами страха. Если вы страдаете от страха, то вам необходимо в первую очередь понять себя, природу, причину своего страха. Самоанализ должен заключаться не в критике своих поступков и своего «Я» в целом, так как это лишь усугубит ситуацию, а должен быть направлен на принятие себя вместе со всеми «ошибками». Если вы ощущаете трудности с самодисциплиной, самооценкой и своими социальными навыками, вы всегда можете обратиться к специалисту за помощью. Главное – НЕ БОЯТЬСЯ!

Список используемой литературы:

1.Байдукова Л.Д., Богатырева Ж.В. Проблемы социализации личности в условиях дистанционного обучения. / Современные наукоемкие технологии. 2013. № 7-2. С. 179-181.

2.Богатырева Ж.В., Асташов М.А. Значение эмпатии для позитивного самоотношения студентов. / Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5-1. С. 70-73.

3.Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Мн.: Харвест, 1998. - 800 с.

4.Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребенка». — СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000. — 448 с; ил.

5.Зимина Н.Ю. Орнаментальный стиль современного постмодернистского художественного текста. // Вестник Университета Российской академии образования. – Москва, 2007. № 4 (38). С. 192 – 194.

6.Изард К.Э. Психология эмоций /Перев. с англ. — СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 464 с.: ил.

7. Лихачева О.Н., Емельянова Т.Ю. Поговорим о России. Учебно-методическое пособие для студентов-иностранцев подготовительного отделения / Майкоп, 2009.

8.Лихачева О.Н., Темникова Л.Б. Спектр основных региональных кубановедческих реалий. Научные труды Кубанского государственного технологического университета. 2015. № 9. С. 12-16.

9.Хачиянц А.Л., Афнари С.А., Богатырева Ж.В. Секрет эффективного общения. / Современные наукоемкие технологии. 2013. № 7-2. С. 172.

10.Хачиянц А.Л., Богатырева Ж.В. Роль репрезентативной системы в процессе обучения. В сборнике: Модернизация системы непрерывного образования Материалы V Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией: Т.Г. Везирова, Тищенко Л.Н., Мамедов Ю.А., Султанов Э.С., Харченко Л.Н., Палангов А.Г., Бакмаев Ш.А.. 2013. С. 312-316.

11.Щербатых Ю.В. «Психология страха: популярная энциклопедия» - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 512 с., ил.

Просмотров работы: 1876