ВАРИАНТЫ ВВЕДЕНИЯ ПРОГРЕССИИ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВАРИАНТЫ ВВЕДЕНИЯ ПРОГРЕССИИ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Шарафутдинов А.Н. 1
1Башкирский ГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях экономического кризиса перед государством стоит важная проблема обеспечить достойный уровень жизни населения. В период становления рыночных отношений в экономике прослеживается четкая тенденция роста неравенства среди населения страны, которое в последнее время постоянно увеличивается: коэффициент отношения денежных доходов 10% самых богатых граждан России к доходам 10% самых бедных граждан составлял в 2015г.15,6против 13,9 в 2000г.[2]. На данный момент существуют три не связанных между собой понятия, характеризующие уровень доходов и расходов населения: минимальный размер оплаты труда, потребительская корзина, прожиточный минимум. Реальная заработная плата зависит лишь от одного из них - минимального размера оплаты труда. При этом минимальный размер оплаты труда является наименьшим, и он подлежит обложению налогу на доходы физических лиц. Из чего следует, что нет гарантии того, что гражданин, получающий, заработную плату выше или равную МРОТ может позволить себе потребительскую корзину. Потребительская корзина в свою очередь состоит из жизненно необходимых продуктов. Таким образом, минимальный размер оплаты труда оставляет человека за чертой бедности[ 9].

Эффективным механизмом государственного регулирования уровня оплаты труда является оптимизация основных элементов налога на доходы физических лиц.

Как всем известно, на данный момент, минимальный размер оплаты труда по России в целом составляет с 1.01.2016 6 204 руб. (с 01.07.2016 г. МРОТ будет увеличен до 7 500 руб. на основании федерального закона №164-ФЗ подписанный Президентом РФ от 02.06.2016 г. ), а по Республики Башкортостан с надбавками выходит 6 900 руб., но эта сумма также облагается НДФЛ. Учитывая, что прожиточный минимум в целом по стране на начало 2016 г. составлял в среднем на человека 9 776 руб., а в Республике Башкортостан данная цифра составляет 8 691 руб.

Сопоставим эти данные с потребительской корзиной.

Потребительская корзина представляет структуру и объемы потребления товаров и услуг, а прожиточный минимум отражает стоимость потребляемого. Главное предназначение потребительской корзины - служить основанием для расчета прожиточного минимума. Сама по себе она не является индикатором уровня жизни. Потребительская корзина (минимальный объем продовольственных и непродовольственных продуктов) на 2016 год составляет в среднем по стране 9900 руб.

Если вычесть их из потребительской корзины оставшиеся средства из МРОТ по РБ, то получается 3 000 рублей, а из прожиточного минимума 1791 руб., которых в принципе не хватает на «выживание». Где брать эти средства неизвестно. К тому же, из них необходимо еще уплатить НДФЛ. Напрашивается только один вопрос, как среднестатистический гражданин, не имеющий оснований для получения налогового вычета, получающий заработную плату в размере МРОТ, из которого также ему необходимо уплатить налог, может прожить хотя бы месяц?

Сравним все три показателя за I квартал 2016 г. в Республике Башкортостан (таблица 1):

Таблица 1 Основные индикаторы уровня жизни в Республике Башкортостан

Показатель

Сумма, руб.

Минимальный размер оплаты труда

6 900

Прожиточный минимум

8 691

Потребительская корзина

9 900

Наглядно видно, что все три показателя отличаются между собой примерно на 1 500 руб., причем МРОТ из них является минимальным. Т.е. правительство устанавливает прожиточный минимум совершенно не опираясь на размер оплаты труда. Как можно прожить на деньги, которых в принципе и нет, при этом в нашей стране одна треть граждан уплачивает кредиты и ипотеки. Поэтому мы предлагаем установить минимальный размер оплаты труда не ниже прожиточного минимума и скорректировать процентные ставки в зависимости от величины доходов. Данное предложение согласуется с мнениями ряда авторов, которые предлагают использовать необлагаемый минимум на уровне прожиточного минимума[ 6].

Предлагаемая нами прогрессивная шкала налоговых ставок основана на дифференциации в зависимости от величины трудовых доходов (таблица 2). Доходы сгруппированы пропорционально средней заработной плате в Республике Башкортостан за 2015г.

Таблица 2 Ставки налогообложения доходов физических лиц в Республике Башкортостан

Доход, руб.

Ставка налога

До 8691 (1 – кратный прожиточному минимуму)

0%

До или кратный средней заработной плате по РБ – 25 600

10%

25 601 – 51 202

13%

51 203 – 102 406

15 %

102 407 – 204 814

20%

Свыше 204 815

30%

Рассчитаем НДФЛ на примере одного из работников Березовского сельского потребительского общества – Воробьевой О.В. за декабрь 2015г. :

(12795,41 – 1400 – 1400) * 13% = 1 299 руб

Теперь рассчитаем НДФЛ с введением прогрессивной ставке налога:

(12795,41 – 1400 – 1400) * 10% = 1 000 руб.

Вышеприведенная прогрессивная шкала позволит снизить налоговую нагрузку работников с низким уровнем доходов и повысить налоговую нагрузку работников с высоким уровнем доходов, тем самым выполнить одну из задач налога на доходы физических лиц – соблюдение социальной справедливости.

Второе предложение – это ввести льготное дифференциальное налогообложение на основе Франции - «семейный налог». Это позволит не только скорректировать социальные слои, но и повысить демографическую ситуацию в стране [3].

Принципиальное отличие от нашей системы налогообложения физических лиц состоит в том, что во Франции подлежит обложению подоходным налогом не каждый человек в отдельности, целая семья. Правительство Франции рассматривает достаточно много возможных вариантов состава семьи:

- супружеские пары (также к этой категории относятся живущие по договору) с детьми до 18 лет либо с детьми до 25 лет, если они являются студентами, либо с другими иждивенцами;

- холостые, разведенные;

- вдовы, вдовцы.

В качестве налоговой базы используется показатель среднедушевого дохода семьи Quotient Familial (QF). Среднедушевой доход семьи равен общей сумме доходов за вычетом некоторых расходов всех членов семьи деленный на коэффициент, показывающий размер семьи. Таким образом, семейные и имеющие детей в среднем платят налогов меньше, чем холостые и незамужние. Что в свою очередь весомо влияет на рождаемость и рост браков в стране. Рассмотрим коэффициенты показывающие размер семьи (таблица 3):

Таблица 3 Коэффициенты, характеризующие размер семьи

Тип семьи

Количество детей

1

2

3

4

5

6

7

8

Женатые или живущие по договору

2,5

3

4

5

6

7

8

9

Вдовы, вдовцы

2,5

3

4

5

6

7

8

9

Одинокие, разведенные

1,5

2

3

4

5

6

7

8

Далее налоговая база будет уменьшена на суммы вычетов (в Российской федерации 4 категории вычетов). Ставка налога будет дифференциальной, как мы уже рассчитывали в таблице 2.

Теперь рассмотрим пример, возьмем того же работника Воробьеву О.В., она замужем и имеет двоих детей. Совокупный доход на двоих с мужем в месяц составляет 55 000 руб.:

55 000*12 = 660 000 руб. – совокупный доход за год

660 000:3 = 220 000руб. - НБ с корректирующим коэффициентом

2 800*12 = 33 600 руб.

(220 000 – 33 600) = 186 400 руб.

Следовательно, доход попадает под налоговую ставку 20% а не 30%, таким образом, рассчитаем НДФЛ:

186 400*20% = 37 280 руб. – составит НДФЛ на семьи состоящую из 4-х человек по данной системе налогообложения.

Если бы не было корректирующего коэффициента, то налог составил бы:

2 800*5=14 000(доход не должен превышать 320 000руб.)

646 000*30% = 193 800руб.

Такие цифры могут позволить себе уплатить организации или крупные бизнесмены, но никак семья с двумя детьми.

Можно сделать вывод, что нет идеальной системы налогообложения доходов физических лиц, везде есть свои и плюсы и минусы. Нельзя резко и бесповоротно приноровить систему одной страны другой, для этого нужны годы и реформы по совершенствованию их. Налоговая система нашей страны, касаемо налога на доходы физических лиц, тоже далеко не совершенна и для улучшения положения необходимо заняться ее изменением. На сегодняшний день внедрение прогрессивной шкалы налогообложения вряд ли затронет действительно состоятельных людей в нашей стране: ни для кого не секрет, что они знают и умеют защищать свои доходы. На наш взгляд, эффект от внедрения прогрессии возможен, если введут контроль за соответствием расходов доходам, тогда больше граждан будет вынуждено обелять доходы, и в этом случае, возможно, эта прогрессивная шкала по НДФЛ сможет заработать и даст результат в виде роста поступлений в бюджет[7,8]. Следовательно, несмотря на происходящие в России преобразования в области экономики, налогового администрирования, по-прежнему актуальными продолжают оставаться проблемы функционирования теневой экономики, уклонения от уплаты налогов, осуществления незаконной предпринимательской деятельности, легализации противоправно полученных доходов [4,5].Решение данных проблем возможно за счёт совершенствования учёта налогоплательщиков.

В сфере унификации учета и регистрации населения следует поставить задачу о переводе всех граждан на единый фискальный (он же и социальный) номер, который ведется налоговыми органами и который должен заменить все виды государственного учета населения (по линии медицинского и пенсионного обеспечения, органов внутренних дел (рождений, изменений семейного статуса, полиции), межгосударственной миграции и т.д.). Построение унифицированного учёта и регистрации населения, развитие института налогового консультирования будут способствовать прозрачности налогового контроля доходов граждан[5].

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая: от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой 19.07.2000 : одобр. Советом Федерации 26 июля 2000г.: (в ред. от 03.07.2016) // СПС «Консультант Плюс».

2. Бобков В.Н., Алиев У.Т., Черенько Л.Н., Куница С.М. Неравенство в распределении доходов и уровне бедности населения: межстрановые постановления // Вопросы статистики. -2011. -№ 6. С. 47-54.

3. Велькер Л.В. НДФЛ: налоговые вычеты и льготы (социальный аспект): Практическое пособие. М.: Издательский дом Дашков и К, 2014.- 175 с.

4. Кулешова В.П. Развитие государственной политики в области налогового контроля./В. П.Кулешова//News of science: Proceedings of materials the international scientific conference. Czech Republic, Karlovy Vary -Russia, Moscow, 3031 August 2015 /Editors prof. N.P. Nesgovorova, M.R. Jakimov, V.A. Gur'eva, O.L. Rybakovskij. -Electron. txt. d. (1 файл 8,1 MB). -Karlovy Vary: Skleněnэ Můstek -Kirov: MCNIP, 2015.-P.181-192.

5 . Кулешова В.П. Контроль доходов граждан путём унификации учёта регистрации населения /В.П.Кулешова // Scince, technology and life- 2015 Proceedings of materials the international scientific conference/Editors L.I. Savva, A.I. Marasanov, A.V. Podoprigora, T.G. Gurnovich.- 2016.-С.240-251

6. Кулешова, В.П., Галиева, Г.М. Развитие социально-экономического стимулирования труда в сельском хозяйстве : монография/В.П. Кулешова, Г.М. Галиева//Уфа: БашГАУ, 2007. -132 с

7. Прогрессивное налогообложение: "за" и "против". [Электронный ресурс].URL: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/177034

8. Плоская и прогрессивная шкала налогообложения: мировой опыт [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/spravka/20131108/975541579.html.

9. Региональные особенности уровня и качества жизни: монография. Учреждение Российской академии наук Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН. М.: ООО «М-Студио», 2012. 392 с.

Просмотров работы: 566