ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА КАК АЛЬТЕРНАТИВА ТЕХНОГЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО МИРА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА КАК АЛЬТЕРНАТИВА ТЕХНОГЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО МИРА

Остальцева М.В. 1
1Донской Государственный Технический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Глобализация, унификация и автоматизация принесли большим корпорациям огромную прибыль и существенно повлияли на развитие производства. Увеличение темпов и масштабов производства стали причиной того, что человек противопоставил себя природе, стал активно вмешиваться в ее естественные процессы. Плотная городская застройка, широкое использование искусственных материалов и излишне стандартизированные товары со временем стали вызывать недовольство людей.

Миссию формирования нового отношения общества к природе и ее сохранности взял на себя экологический дизайн, который возник в конце ХХ века как ответ на вредное для окружающей среды промышленное производство. Благодаря эко-дизайну произошло переосмысление роли человека в мире, зародилась новая «зелёная» философия, главным принципом которой стала гармония с природой [2:373].

Забота об окружающей среде, уникальность и натуральность сделали экологический дизайн очень популярным направлением, которое привлекает людей, заботящихся о своем здоровье и состоянии планеты. В наше время модно быть «экологичным», что значит быть этичным и осознанным по отношению к природе. Но экологический дизайн это не только модный тренд, но и настоящая философия, в которой можно выделить пять главных принципов.

Принцип 1. Гармония с природой

Экологический дизайн способствует общению человека с живой природой в городской среде, где природе обычно отведено недостаточно места. Концепция экологического дизайна созвучна идее органической архитектуры, которая состоит в сохранении ландшафта местности и вписывание здания в существующую природный рельеф (впадину или возвышенность). Это помогает жильцам чувствовать себя внутри экосистемы, а также является способом экономии ресурсов благодаря использованию энергии ветра или воды.

В мегаполисах из-за недостаточного количества скверов и парков всё более популярными становятся вертикальное озеленение и «зелёные стены».

Одним из самых необычных выражений экологического дизайна являются «зелёные граффити», состоящие чаще всего из мха и не требующие особого ухода. Такие экологические граффити – интересное украшение как улиц города, так и интерьеров. Ещё одним проявлением эко-дизайна являются сады на крышах зданий.

Принцип 2. Натуральные материалы

Экологический дизайн это не только озеленение города, но и внимание к обычным повседневным предметам, для которых характерны простота, гармоничность, натуральность, естественные формы и природные материалы.

Особенность нашего восприятия мира состоит в том, у людей существует потребность в прикосновении к различным по фактуре предметам. Человеческие органы чувств тысячи лет привыкали к тактильному общению с природными материалами, и у людей сформировалась потребность в естественном, которая тяготит в выборе натуральных тканей, камня и дерева.

Проведено большое количество исследований о важности контакта ребёнка с натуральными материалами, благодаря которым он познаёт свойства окружающего мира. Поэтому принципы эко-дизайна отлично подходят для производства игрушек: материалы безопасны для ребёнка; натуральные цвета и формы не раздражают и не приводят к перевозбуждению; различный запах, вес и вкус материалов являются разнообразием, без которого невозможно гармоничное развитие ребёнка.

Экологические принципы актуальны не только в изготовлении детских вещей. Люди всегда предпочитают делать выбор в пользу качества и долговечности, а эти свойства присуще таким природным материалам как металл, камень и дерево.

Природные материалы при правильном уходе за ними долго служат человеку, не утрачивая своих качественных характеристик. Не случайно, эко-дизайн позволяет производить предметы, которые можно передавать по наследству, как это происходило множество веков назад. К тому же, главным трендом современной моды является интерес к здоровому образу жизни. Натуральные материалы, их надёжность, естественность и привычность создают комфорт для органов восприятия человека и приносят уют в любой дом.

Принцип 3. Культурные традиции

Существуют такие предметы, которые всегда будут занимать особенное место в жизни человека: предметы с историей, отражающие культурные традиции народа и имеющие особое значение; вещи ручной работы, сделанные из природных материалов и передающиеся по наследству. Эко-дизайн трепетно относится к традициям, создаёт предметы посредством обращения к культурной памяти людей и использования техник, узоров и материалов, характерных для определённой местности.

Экологический дизайн ассоциируется у людей с чем-то настоящим, уютным, не выходящим из моды и произведенным с заботой о человеке. Часто эко-дизайн является возвращением к чему-то уже существующему и проверенному временем. Кроме того, это путь к возвращению человека к бережному отношению к природе путём экономного и эффективного использования природных ресурсов.

Принцип 4. Рукоделие

Экологическому дизайну присуще использование простых конструкций и форм, изготовленных из бережно обработанных материалов, сохраняющих естественный цвет и фактуру. Это предоставляет возможность человеку самостоятельно придавать предметам индивидуальность, что очень хорошо развивает фантазию и способствует творческому взаимодействию с вещью.

Самая известная компания, работающая с этой идеей – это IKEA. Некоторые предметы можно повторить и сделать самому. Это даёт возможность отойти от использования готовых вещей и войти в контакт с природными материалами, как это тысячелетиями делали наши предки [4:1].

Исследуя проблему отчужденности человека от природы и видя в этом причину кризиса духовности в современном обществе, Т.О. Бердник пишет: «В век торжества высоких технологий в окружении вещей безупречных и холодных мы порой испытываем душевный дискомфорт и мечтаем о чем-то более человечном. Возможно, это усталость горожанина XXI века от созерцания слишком правильных линий и строгих схем, несуществующих в естественной природе. Так или иначе, но нуждаясь в постоянной подпитке духовной энергией, мы инстинктивно тянемся к изделиям, позитивно заряженным любовью и живым теплом человеческих рук». Может быть, именно поэтому в наше время высоких технологий так популярно рукоделие и рустикальность в дизайнерском проектировании обиходных вещей [3:57].

Принцип 5. Вторичная переработка материалов

Одной из важнейших задач экологического дизайна является проблема утилизации отходов производства и эксплуатации вещей. Вещи, сделанные из природных материалов, обычно служат дольше, а после их легко переработать, «вернуть природе», либо использовать по иному назначению. Известные коврики, сделанные из мха, можно создать самим, а потом «вернуть в природу». Актуальная также идея переработки вторсырья.

Существуют высокотехнологичные предметы, созданные с учётом их особой переработки. Например, биоразлагаемые кроссовки OAT Shoe и Adidas-x-parley-for-the-oceans.

В производстве экологических вещей не задействовано ничего лишнего, так как главная цель дизайнера – сохранить природу в её нетронутом виде. Эко-дизайн вдохновляется природой и переосмысляет отношение человека к окружающей среде. В настоящее время человек может минимизировать вред производства для природы путём выбора практичных вещей из местных натуральных материалов и поиска более экологичных принципов производства и эксплуатации повседневных предметов быта [1:71].

Список использованных источников

1. Уваров, А.С. Экологический дизайн. История, теория и методология экологического проектирования. – М.: Совпадение, 2015. – 192с.

2. Панкина, М.В. Экологический дизайн как интегрирующее содержание профессиональной подготовки дизайнеров и специалистов в области экологического образования / М.В. Панкина, С.В. Захарова // Фундаментальные исследования. Пенза: Издательский дом "Академия естествознания" – 2012. - № 6 (часть 2) – С. 373-377.

3. Бердник Т.О. В поисках «золотой» середины [Текст] / Т.О. Бердник // Дизайн-ревю. Казань: Издательско-просветительский центр "Дизайн-квартал" – 2008. - № 3-4. – С. 57-60.

4. 5 основных принципов эко-дизайна [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://say-hi.me/design/5-osnovnyx-principov-eko-dizajna.html. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 15.09.2016).

Просмотров работы: 853