Распределение доходов - одна из важнейших проблем государственной социальной политики. Первые этапы становления рыночных отношений в России характеризуются чрезмерной неравномерностью в уровне доходов населения. От степени неравномерности доходов зависит не только благосостояние населения, но и политическая стабильность общества. Поэтому велика роль государства в обеспечении социальной защиты населения, грамотной политики с целью уменьшения дифференциации доходов, борьбы с бедностью.
Самый важный показатель в рыночной экономике, позволяющий оценить возможности человека или семьи - это доход. Доход определяет степень удовлетворения потребностей человека, его политические убеждения.
Доход представляет собой общую сумму денег, заработанных или полученных в течение какого-либо периода.
За прошедшие пятнадцать лет социальных и экономических реформ большинство жителей России смогло на личном опыте убедиться в правоте Уильяма Черчилля, сказавшего, что социализм это равномерное распределение нищеты, а капитализм - неравномерное распределение богатства. С приватизацией национального богатства население ещё как-то смирилось , но увеличивающееся с каждым годом неравенство в трудовых доходах вызывает все большее недовольство.
Главным фактором, определяющим высокий уровень бедности в России, является низкий уровень заработной платы, не обеспечивающий реализацию воспроизводственной и стимулирующей функций оплаты труда. Сегодня даже средняя заработная плата не обеспечивает достойные условия жизни для работников, скорее является увеличенным пособием для покупки всего самого необходимого. Низкая заработная плата большинства наемных работников сочетается с экономически и социально неоправданной дифференциацией в оплате труда высших менеджеров. Различия между минимальной и максимальной оплатой составляют 10-15 раз на предприятии, 20-40 раз в рамках отрасли и 20-45 раз между регионами.
Оплата труда не может быть единой для всех регионов страны, поскольку региональные рынки труда предъявляют спрос на работников разной квалификации и в то же время по-разному оценивают труд работников схожих профессионально-квалификационных групп. Более того, в условиях конкурентной экономики на рынке труда генерируются компенсирующие различия в заработной плате. Согласно теории компенсирующих различий, работники должны получать компенсацию в терминах заработной платы за занятость в регионах с относительно худшими условиями проживания и более высокой стоимостью жизни.
Различия в уровне доходов на душу населения, или на одного занятого, называется дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем.
Неравенство доходов и богатства может достигать огромных масштабов и тогда оно создает угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно реализуют меры по сокращению такого неравенства.
Причинами неравенства доходов являются:
1. Наследственные причины, например обеспеченность ресурсами, способностями и наличие одаренности.
2. Человеческий капитал в виде профессиональных качеств, наличие опыта в какой-либо деятельности, уровень образования. Эти факторы не являются врожденными, а приобретаются индивидом в процессе его жизнедеятельности.
3. Трудовые усилия работников, их заинтересованность в труде.
4. Наличие или отсутствие рыночной дискриминации.
5. Везение и другие факторы, влияющие на решения, принимаемые экономическим субъектом и определяющие результат его деятельности.
6. разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем в форме лопаты);
7. разная успешность использования факторов производства (например, работник в фирме, производящей дефицитный товар, может получать более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом);
8. разный объем принадлежащих людям факторов производства (владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины).
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в России с января 2016 года равен 6 204 рублям. При этом прожиточный минимум для трудоспособного населения в целом по России — 10 187 рублей, что является уменьшением(по решению правительства) по сравнению с 2015 годом, когда за II квартал года он был равен 10 792 рублям для трудоспособных. Он был снижен также для детей с 9 806 рублей до 9 197 рублей, и пенсионеров с 8 210 до 7 781 рубля. 10 марта 2016 года правительство Российской Федерации своим постановлением сократило средний прожиточный минимум (для всех категорий), установив его на четвёртый квартал 2015 года в размере 9 452 рублей. Он уменьшился на 221 рубль по сравнению с третьим кварталом (9 673 рубля).
Так как эти цифры повергли меня в неимоверный шок, то я решил провести небольшое исследование, а именно выяснить каков же доход тех политиков и представителей президента, которые считают, что 10792 рубля для трудоспособного населения – это большая сумма.
1 - Дми́трий Ви́кторович Лива́нов— российский государственный деятель, учёный, физик-теоретик. Специальный представитель Президента Российской Федерации по торгово-экономическим связям с Украиной (с 19 августа 2016 года). Министр образования и науки Российской Федерации (с 21 мая 2012 года по 19 августа 2016 года).
По данным Кремля за 2015 год, находясь на должности Министра образования и науки Р.Ф., заработал 32,1 млн рублей.
2- Вячесла́в Ви́кторович Воло́дин (р. 4 февраля 1964, Алексеевка, Саратовская область) — российский государственный и политический деятель, председатель Государственной Думы VII созыва (с 5 октября 2016 года).
В прошлом — первый заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации. Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации — Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации (2010—2011), Первый заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации (2011—2016).
По данным Кремля за 2015 год, находясь на должности Первый заместитель руководителя администрации президента, заработал 87,1 млн рублей.
В 2007 году Володин декларировал доходы в сумме 3,16 млн рублей, в 2009 году — 359,9 млн рублей. Володину принадлежало 7,57% акций ООО «Ж.К.», контролирующего Саратовский, Московский и Новосибирский жиркомбинаты. Володин рассказал газете Ведомости, что акции и доли в предприятиях он продал в 2007 году, деньги за них по условиям договора поступили в 2009 г. У Володина в собственности квартира площадью 74 м², земельный участок 83 сотки и одно машино-место. Также Володин участник многих скандалов с “BBC” и журнала “Forbes”.
3 - Алексе́й Валенти́нович Улюка́ев - Министр экономического развития Российской Федерации(2015). Доход за 2015 – 60млн руб
В собственности его семьи находятся: 17 земельных участков, 3 жилых дома, 3 квартиры и 3 легковых автомобиля.
14 ноября 2016 года Следственным комитетом Российской Федерации при оперативном сопровождении Управления собственной безопасности ФСБ Российской Федерации задержан по подозрению в получении взятки в особо крупном размере — двух миллионов долларов США за выданное Минэкономразвития России положительное заключение, предоставившее ПАО НК «Роснефть» право осуществить сделку по приобретению государственного пакета акций ПАО АНК «Башнефть» в размере 50 %. Предъявлено обвинение по части 6 статьи 290 УК РФ (получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, с вымогательством взятки и в особо крупном размере). 15 ноября Басманный суд Москвы освободил Улюкаева из под стражи и отправил под домашний арест. Распоряжением Правительства РФ обязанности министра временно возложены на заместителя министра экономического развития РФ Евгения Елина. В этот же день уже после решения суда указом Президента России освобождён от должности в связи с утратой доверия.
Что же делает государство чтобы противостоять такой дифференциации доходов?
Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.
Социальные трансферты - это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.
Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.
Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета, даже в пределах полученных доходов, ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.
Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рынком, например, гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы.
Главный аргумент в пользу равного распределения доходов заключается в том, что оно необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя, или предельной полезности. Основное возражение против равенства доходов состоит в том, что для достижения этой цели государство должно изъять в виде налогов часть доходов высокооплачиваемых семей и передать их низкооплачиваемым. Тем самым уменьшается стремление и тех, и других к максимальному увеличению заработка. В результате подрываются стимулы к производительному труду, а следовательно, снизится эффективность экономики и народное хозяйство рискует войти в полосу затяжной стагнации (что и произошло в СССР в 70-х -- первой половине 80-х гг.).
Помощь населению оказывает:
Минимальный размер стипендии студентов государственных, муниципальных вузов равен 900 рублей, студентов (учащихся) учреждений среднего специального и начального профессионального образования - 315 рублей.
Пособия:
- Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель) - 325,5 рублей;
- Родовой сертификат - 10000 рублей
- Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву - 14000 рублей
- Единовременное пособие при рождении ребенка - 8680 рублей
- Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью - 8680 рублей
- Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет - 1627,5 рублей
- за вторым и последующими детьми - 3255 рублей
- Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву - 6000 рублей;
- Ежемесячные выплаты на содержание ребенка в семье опекуна - 4000 рублей;
- Размер оплаты труда приемных родителей - 2500 рублей;
- Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - 276250 рублей;
- Социальное пособие на погребение - 1000 рублей
Доходы населения определяют социальное положение в обществе, также уровень доходов каждого человека зависит от экономики страны, в которой он проживает. В настоящее время в обществе увеличивается количество беднейшего населения. Нарастает массовое обнищание людей. У большинства населения страны рост доходов существенно отстает от роста прожиточного минимума.
Рыночная экономика неизбежно связана с дифференциацией доходов населения, усилением неравенства, с проблемой бедности. Поэтому вопрос должен стоять о создании социально-ориентированной экономики, ставящий на первое место не темпы экономического роста, а рост благосостояния нации, создание равных стартовых возможностей для всех граждан страны. В этом случае требуется активное вмешательство государства, выработка эффективной социальной политики, которая заключается в перераспределении доходов через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. Также необходимо разрабатывать региональные целевые программы снижения бедности, повышения уровня и качества жизни. Это позволит в полной мере реализовать новые социальные полномочия органов государственной власти субъектов Федерации перед жителями соответствующих регионов, скоординировать усилия государственных органов и четко распределить их функции.
Список литературы
Бобков В. Дифференциация благосостояния // Экономист. 2005. № 6.
Бобков В. Уровень социального неравенства // Экономист. 2006. № 3.
https://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.rbc.ru/politics/15/04/2016/5710db5e9a794717f35e38d1
Макроэкономика. Теория и российская практика / под ред.А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. - М., 2004.
Ефимова Е. Г. Экономическая теория. — М.: Изд-во МГИУ, 2007.
Данканич С. А. Неравенство доходов населения: виды и последствия // Проблемы современной экономики. — 2011.