В результате исследования было выявлено, что основной эффект от внедрения заключается в экономии рабочего времени и сверхурочных часов, которые приходилось тратить на реализацию основных процессов учёта товара.
Рассмотрим процесс приемки товара, который условно можно разделить на два этапа: сверка поставки с накладной и регистрация поступления товара. Подробнее временные затраты представлены в Таблице 5, из которой видно, что внедрение АИС экономит примерно 1,67 часа рабочего времени продавца-консультанта в месяц.
Ревизия выполняется один раз в два месяца, при этом основная сложность процесса ложится на плечи директора, который на основе данных о продажах должен составить инвентаризационную опись. Сверка товара автоматизации не подлежит, поэтому внедрение АИС её затронет косвенно – нужно будет ввести 83 цифры (количество конкретного вида товара) в систему. В таблице 6 подробно представлены временные затраты на ревизию после внедрения АИС, из которых видно, что АИС «Движение товара» позволит сэкономить примерно 4 часа рабочего времени директора.
Таблица 5 – Временные затраты на приемку товара до и после внедрения АИС
Функция |
Длительность до внедрения |
Длительность после внедрения |
Сверка поставки с накладной, мин |
30 |
30 |
Регистрация поступления товара, мин |
30 |
5 |
Итого за 1 раз, мин |
60 |
35 |
Итого в месяц, мин |
240 |
140 |
Итого экономия в месяц, час |
- |
1,67 |
Таблица 6 – Временные затраты на ревизию до и после внедрения АИС
Функция |
Длительность до внедрения |
Длительность после внедрения |
Подготовка инвентаризационной описи, мин |
240 |
3 |
Сверка товара, мин |
30 |
35 |
Итого за 1 раз, мин |
270 |
38 |
Итого за 2 месяца, мин |
270 |
38 |
Итого экономия за 2 месяца, час |
- |
3,87 |
Функция заказ товара кроме временной экономии изменит своё содержание, поэтому в Таблице 7 отразим не только длительность операций, но и их наименование. Следует отметить, что подсчет количества проданного товара выполняется продавцом-консультантом достаточно быстро и до внедрения АИС, поскольку она долгое время работает в отделе бытовой химии «Обиход» и способна держать в уме данные по продукции каждого вида, а также визуально оценивать количество товара, которое нужно докупить. Директор в этом случае играет роль контролирующего органа, и зачастую полностью полагается на мнение работника. Конечно, менее опытный сотрудник на выполнение первой функции тратил бы несколько больше времени, тогда как после внедрения системы длительность заказа товара не будет зависеть от опыта работы продавца.
Таблица 7 – Временные затраты на заказ товара до и после внедрения АИС
До внедрения |
После внедрения |
||
Функция |
Длительность |
Функция |
Длительность |
Подсчет количества проданного товара, мин. |
10 |
Генерация заявки, мин |
2 |
Подготовка заявки на поставку, мин. |
10 |
Редактирование перечня товара в заявке, мин. |
3 |
Обзвон поставщиков, мин |
10 |
Обзвон поставщиков, мин |
10 |
Итого за 1 раз, мин |
30 |
15 |
|
Итого в месяц, мин |
120 |
60 |
|
Итого экономия в месяц, час |
- |
1 |
Оценка временных затрат на реализацию товара до и после внедрения усложнена тем, что частота выполнения различных функций различна. В Таблице 8 курсивом выделим те операции, которые выполняются один раз в неделю – это размещение товара на витрине и подготовка ценников. Несмотря на некоторую автоматизацию, они выполняются одинаковое количество времени, поэтому при оценке экономии трудозатрат их также учитывать не будем. Консультирование покупателей – функция, которая не имеет фиксированных временных затрат: кто-то обходится без консультации, кому-то достаточно двух минут, а кто-то может минут 10 отнимать время у продавца прежде, чем решится на покупку. Поскольку эта операция не автоматизируется, и, зачастую, выполняется параллельно с обслуживанием клиентов, время её выполнения указывать не будем и, соответственно, в таблице тоже не будем отражать. Аналогично таблице 7 укажем не только длительность функций, но и их наименование.
Таблица 8 – Временные затраты на реализацию товара до и после внедрения АИС «Движение товара»
До внедрения |
После внедрения |
||
Функция |
Длительность |
Функция |
Длительность |
Размещение товара на витрине и оформление ценников, мин. |
30 |
Размещение товара на витрине, мин. |
15 |
Получение денег за товар, мин. |
2 |
Оформление ценников, мин. |
15 |
Оформление товарного чека, мин. |
2 |
Получение денег за товар, мин. |
2 |
Передача оплаченного товара и чека, мин. |
0,5 |
Передача оплаченного товара и чека, мин |
0,5 |
Оформление продажи товара, мин |
1,5 |
Оформление продажи товара, мин |
0,5 |
Итого 1 продажа, мин |
6 |
- |
3 |
Итого за день, час |
10 |
- |
6 |
Итого в месяц, час |
300 |
180 |
|
Итого экономия в месяц, час |
- |
- |
120 |
Анализ таблицы позволил выяснить, что внедрение АИС сокращает время одной продажи в два раза, при этом покупатель обслуживается на 2 минуты быстрее. В результате в месяц экономится примерно 120 часов рабочего времени продавца, которое он может посвятить повышению привлекательности для клиентов отдела бытовой химии «Обиход», а также выполнению всей работы, для которой ранее приходилось оставаться сверхурочно.
Рассмотрим экономию временных и финансовых затрат на учёт товаров после внедрения АИС, исходя из стоимости часовой ставки директора и продавца-консультанта. Значение ставок было введено в параграфе 2.2 при планировании проекта внедрения. Таким образом, благодаря экономии рабочего времени сотрудников магазина после внедрения АИС «Движение товара» экономия финансовых затрат составит 12873 руб. в месяц.
Таблица 9 – Временные и финансовые затраты на процесс учёта товара до и после внедрения АИС «Движение товара»
Функция |
Экономия в месяц, час |
Экономия в месяц, руб |
Приемка товара |
1,67 |
167 |
Реализация товара |
120 |
12000 |
Заказ товара |
1 |
100 |
Ревизия |
1,9 |
570 |
Итого: |
124,57 |
12837 |
Данные о затратах
Стоимость внедрения АИС в зависимости от варианта составит от 20,2 до 22,8 тыс. руб. на одно рабочее место. Стоимость аппаратного (технического) обеспечения при этом - 15870 руб.
Капитальные затратыбыли рассчитаны в 2.2. В связи с тем, что внедрение АИС состоялось в соответствии с ожидаемым сценарием, капитальные затраты на проект К = 21 488 руб.
Эксплуатационные затратырассчитываются по формуле (2) и включают в себя только затраты на электроэнергию (Сэл), т.к. затраты на использование интернета равны нулю (ноутбук не будет подключен к сети), затраты на заработную плату персоналу по обслуживанию персонала также равны нулю, поскольку такого персонала нет, затраты на амортизационные отчисления тоже равны нулю.
С=150 руб./мес*кол-во ИС*12мес.=150*1*12=1800 руб.
Годовые приведенные затраты(П) рассчитываются по формуле (3):
П=1 800 +0,0825*21 488=3 573 (руб.)
Расчет прямого экономического эффектавыполняется на основе формулы (4), при этом сокращение заработной платы управленческого персонала при внедрении ИС не предполагается, т.е значение Cзп примем за 0, годовые приведённые затраты равны 3 573 руб. Таким образом, Эпрям = -3 573 руб.
Величина прямого экономического эффекта является отрицательной, это объясняется тем, что ИС внедряется с нуля и отсутствием экономии на заработной плате.
Внедрение ИС целесообразно, только если есть уверенность в достаточно большом косвенном экономическом эффекте.
Расчет косвенного экономического эффекта выполняетсяна основе формулы (5), при этом
годовой прирост выручки связанной с использованием АИС (А) = 12 837 руб*12 мес. =154 044 руб.;
годовая экономия на себестоимости продукции (Ссеб) равна нулю;
Ш – штрафы за потерю документов также равны нулю.
Таким образом, косвенный эффект Экосв = 154 044 руб.
Годовой экономический эффектрассчитывается по формуле (7) и равен: Эгод=154 044 -3 573=150 471 руб.
Годовой экономический эффект представляет собой абсолютный показатель эффективности. Система считается эффективной так как Э>0.
Абсолютная экономическая эффективность (Эа) внедрения ИТ-системы рассчитывается по формуле (9): Эа = А/К =154044 руб./ 12837 руб. = 12. Уровень экономической эффективности можно охарактеризовать как очень высокий.
Рентабельность проекта (Ер) рассчитывается по формуле (10) : Ер =Эгод/К = 150 471/21 488= 7,002.
Рентабельность - показатель эффективности деятельности предприятия, характеризующий уровень отдачи от затрат и степень использования средств, отношение прибыли к затратам. В нашем случае, этот показатель имеет хорошее значение.
Срок окупаемости(Ток) рассчитывается по формуле (11) и составляет:
21 488 руб. / 150 471 руб. = 0,14 года * 365 дн. = 52 дня.
Срок окупаемости проекта составляет менее двух месяцев.