СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ УЧЁТА ТОВАРОВ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ УЧЁТА ТОВАРОВ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА

Шелеметьева В.А. 1, Есина Е.А. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время существует множество программных средств автоматизации учёта товаров в компаниях любого размера. Наиболее популярным решением в силу являются информационные системы 1С, сконфигурированные в зависимости от потребностей заказчика. В то же время набирают популярность мобильные терминалы ввода данных в систему, упрощающие как приемку товара, так и его реализацию. К сожалению, этот вариант требует дорогостоящего оборудования, приобретение которого выходит за рамки выделенного директором магазина бюджета. Третьим интересным вариантом решения задачи выступает разработка собственной программы учёта товаров, в которой нет лишних функций. И, наконец, в настоящее время существует множество небольших программ учёта товаров с недорогой лицензией, но покрывающих весь требуемый функционал. Анализ вариантов будем проводить по следующим критериям: функциональность, цена лицензии, стоимость сервисного обслуживания, требования к оборудованию, стоимость необходимого аппаратного обеспечения, а также время настройки и обучения. Предполагается, что выигрышную позицию будет занимать самое недорогое и простое в установке и обучении программное обеспечение, поддерживающее выполнение всех описанных в параграфе 1.2 функций.

Сведем данные по вариантам автоматизации в таблицу 3.

Таблица 3 – Сравнительный анализ программных продуктов автоматизации учёта товара

Критерий

1С: Управление небольшой фирмой 81

Собственная разработка на основе СПО

Программа «Движение товара»2

Программа товарного учёта «Лайт-учёт»3

Цена лицензии на 1 ПК, руб.

14500 (или аренда 5400 в год)

12000 (проект)

0

1200

Дистрибьютор/

разработчик

1С:Рарус

Free lance

Колмаков Игорь Викторович

ИП Горев Дмитрий Евгеньевич

Стоимость обслуживания, руб. в год

-

-

-

-

Требования к оборудованию

Процессор от 1800 МГц,1 Гб оперативной памяти, 5 ГБ свободного места на диске

-

Не указаны

4Мб оперативной памяти, 20Мб на диске, любой принтер

Операционная система

Windows XP, Vista, 7 (32 и 64 битная) ,8 Linux

Windows, Linux

Windows 95, 98, 2000, XP, Vista + Linux-системы (под Wine)

Windows 98, 2000, XP, Vista, 7 (32 и 64 битная) + Linux-системы (под Wine)

Стоимость оборудования

11490 (ноутбук)

2490 (принтер

11490 (ноутбук)

2490 (принтер)

11490 (ноутбук)

2490 (принтер)

11490 (ноутбук)

2490 (принтер)

Расходные материалы

1890 (1000 стр.)

1890 (1000 стр.)

1890 (1000 стр.)

1890 (1000 стр.)

Время настройки системы и ввода в действие, дней

2

21

1-2

1

Время обучения, дней

7-10

2-3

5-7

2-3

Итого , руб

21 270..30 370

27 870

15 870

17 070

Как видно из таблицы, у всех программных средств достаточно скромные требования к аппаратному обеспечению, следовательно, можно приобрести самый недорогой ноутбук с предустановленной Windows. На основе данных сайта http://www.dns-shop.ru/ была выбрана следующая модель: 15.6" [Office] Ноутбук DNS (0164772) следующей конфигурации : Celeron 1005M(1.9), 2048, 500, Intel HD, DVD-Smulti, WiFi, BT, Cam. Принтер также выбираем самый недорогой и в соответствии с ним – расходные материалы.

Рассмотрим подробнее перечисленные программы.

1С:Управление небольшой фирмой 8 (Маркетинг и продажи) поддерживает ведение товарного ассортимента, цен и скидок предприятия, планирование продаж, а также работу с покупателями и заказчиками.

В программе автоматизированы операции с товарным ассортиментом:

  • регистрация и хранение номенклатуры товаров и услуг предприятия;

  • регистрация, хранение различных видов цен номенклатуры, печать прайс-листа;

  • регистрация видов скидок и наценок.

Планы продаж могут формироваться в натуральном и стоимостном выражении и составляться по предприятию в целом или по отдельным подразделениям.

Для анализа эффективности продаж формируется план-фактный анализ продаж по отдельным подразделениям, номенклатурным группам и товарам.

Подготовка продаж и работа с клиентами в «1С:Управлении небольшой фирмой 8» осуществляются операциями:

  • регистрация и хранение контактной информации клиентов;

  • регистрация договоров с покупателями;

  • регистрация заказов покупателей (заказ фактически является спецификацией к договору, в котором отражены виды товаров, работ, сроки поставки/выполнения, а также стоимость);

  • объединение заказов покупателей в проекты;

  • формирование графика отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

  • обеспечение потребности в товарах, работах, услугах, образуемой заказами покупателей путем резервирования свободных остатков товаров на складах, размещения в заказах поставщикам и/или заказах на сборку (производство);

  • отслеживание обеспечения заказа покупателя товарами, продукцией, работами и услугами.

В «1С:Управлении небольшой фирмой 8» поддерживаются следующие схемы продаж:

  • продажа со склада и под заказ;

  • отгрузка в кредит или по предоплате;

  • реализация товаров, принятых на комиссию;

  • передача товаров на реализацию комиссионеру.

Документальное оформление продаж продукции, работ и услуг осуществляется товарными накладными или актами выполненных работ. На основании документов продаж формируются счета-фактуры.

Таким образом, «1С:Управлении небольшой фирмой 8» поддерживает все необходимые функции, может обслуживаться сертифицированными специалистами 1С, регулярно обновляется, при этом старые версии не теряют своей работоспособности. Освоение программы в зависимости от подготовки пользователя займет 7-10 дней, у производителя есть самоучитель, покупка которого обойдется ещё в 300 рублей (http://v8.1c.ru/metod/books/book.jsp?id=406).

Собственная разработка подразумевает написание программы в соответствии с техническим заданием программистом, нанятым на стороне. Поскольку покупка лицензионного, но очень популярного для решения таких задач, MS Access приведёт к дополнительным расходам, было принято решение использовать бесплатные СУБД (Firebird) и средства разработки (Lazarus). Типовой проект разработки АИС займет у программистов-фрилансеров в среднем 3 недели и будет стоить примерно 12000 рублей4. При этом будут учтены все пожелания сотрудников отдела бытовой химии «Обиход», учебная и справочная литература не потребует дополнительных вложений. Однако этот вариант потребует больше всего времени и будет ненамного дешевле, чем покупка лицензии «1С:Управлении небольшой фирмой 8». Сопровождение также потребует дополнительных финансовых вложений.

Программа «Движение товара» - это бесплатная автоматизированная система учета движения товара в магазине и на складе. Она позволяет организовать процесс розничной торговли, формировать отчеты, вести учет текущих продаж, на основании которых формировать заявки на поставку товара и т.д. Программа включает в себя бухгалтерский учет прихода/расхода товаров и рабочее место кассира. Основана на использовании СУБД Firebird 1.5. Основные возможности:

  • приходовать товар вручную и автоматически из накладных в формате Excel;

  • импортировать из Excel кроме наименования, единицы измерения (шт, кг), количества и цены также артикул (идентификационную строку), штрихкод и тип (марку) товара;

  • продавать товар, учитывая остатки;

  • резервировать товар для будущих продаж или ремонта брака;

  • для быстрых продаж имеется отдельное рабочее место кассира, реализована автоматизация кассы быстрых продаж;

  • показать остатки, приход, движение товара, формировать отчеты о движении товара;

  • «заключать» договора рассрочки и отслеживать платежи;

  • составлять заявки на поставку товара с учетом остатка на день составления;

  • проводить инвентаризацию и ревизию остатков на складе по отчетам ответственных лиц;

  • использовать торговое оборудование (сканеры штрихкодов, принтеры этикеток и кассовых чеков);

  • работать, как на одном компьютере (однопользовательский режим), так и на множестве компьютеров, объединенных в локальную сеть, с использованием сервера базы данных.

Обновления программы выходят 2-3 раза в месяц, может потребоваться покупка лицензионного MS Office. На сайте программы выложены обучающие материалы, автор-разработчик достаточно оперативно отвечает на все вопросы пользователей. Поддерживается сетевая работа. Установка программы подразумевает использование ПК на уровне опытного пользователя или администратора.[Error: Reference source not found]

Программа для складского учета товаров «Лайт-учет» позволяет вести торговый складской, финансовый, а также бухгалтерский учет товаров как в розничной, так и в оптовой торговле. Может быть использована на всех предприятиях торговли: от продуктовой лавки до оптовой базы, от магазина канцелярских товаров, до супермаркетов с самообслуживанием. Разработана читинским программистом Горевым Дмитрием Евгеньевичем, первая версия вышла в 1997 году, и с тех пор постоянно обновляется с целью обеспечения совместимости с новыми операционными системами и платформами. Программа не требовательная к ресурсам ЭВМ, т.е. допускается приобретение самого недорого ноутбука и принтера. Обслуживание программы бесплатное.

Достоинства программы:

  • простая и быстрая в процессе обучения и работы, возможность работать в сети на 2-х и более компьютерах;

  • технология «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ-СТАНЦИЯ», позволяет работать на нескольких компьютерах в разных торговых точках;

  • обособленный учет накладных, товарных чеков и счетов-фактур, возможность вести оптовый и розничный учет одновременно;

  • возможность настроить фасовку товара и единиц измерения, легкая работа как с весовыми товарами, так и не имеющих весовое значение (количество, размер);

  • работа с использованием процентных скидок, учет товаров по дате изготовления, срокам годности, учет услуг перевозки и иных оказанных услуг;

  • складской учет можно вести по 99-ти складам или отделам, авансовые отчеты, справочник поставщиков и клиентов;

  • учет накладных на продажу, учет бартерных операций, расчет товарных продаж для расчетов с поставщиками;

  • программа позволяет вести одновременный и независимый складской и бухгалтерский учет товаров;

  • защита вашей информации путем разделения вариантов доступа к базам данных (администратора и оператора), возможность установить пароль; автоматизированная периодическая архивация информации;

  • возможность сформировать и сохранить для дальнейшей печати следующие формы и документы:

  1. счета-фактуры и товарные чеки, складские накладные, кассовые ордера прихода и расхода товаров, платежные поручения, прайс-листы, квитанции на оплату, объявления, товарные ценники, карточка по покупателям и по товарам, списки задолженности и должников, бухгалтерские отчеты различного вида (доходная книга для предпринимателя, книги покупок и продаж);

  2. задаваемые произвольные формы для статистики (наиболее прибыльные товары, складское распределение товаров, расчет прибыли по отделам/складам, остатки товара на складе по закупочным и продажным ценам, наценка/уценка товара, прибыльность каждой единицы продукции, анализ продаж для склада и фирмы).[Error: Reference source not found]

Таким образом, на текущий момент наиболее привлекательным вариантом автоматизации учета товаров в отделе бытовой химии «Обиход» является внедрение программы «Движение товара», которая сочетает в себе доступность, функциональность и методическую поддержку.

Список использованных источников

  1. Информационные системы и технологии в экономике и управлении : Учебник / Под. ред. В.В. Трофимова. – М.: Юрайт, 2014. – 544 с.

  2. Кадушин, А., Михайлова, Н. Оценить нельзя верить // IT-форум. –. – Режим доступа: http://www.cfin.ru/itm/kis/value_vs_trust.shtml

1 На основе данных сайта http://rarus.ru/1c8/1c-upravl-nebolsh-firm-8/#tab-product-licenses-desc-link

2 Официальный сайт программы : http://ivk.narod.ru/index.html

3 Официальный сайт программы http://lite-uchet.ru/

4 По результатам собеседования с исполнителем Algoritmer : http://www.cyberforum.ru/freelancers-offers/thread973818.html

Просмотров работы: 1147