ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Стич Л.В. 1, Филиппова А.Р. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сохранение здоровья детей и формирование у них культуры безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья на сегодняшний день рассматриваются как одна из основных задач системы образования. Безопасность ребенка представляет собой состояние защищенности его жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз для устойчивого развития его личности в обществе [1, с.4].

На пороге третьего тысячелетия увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасности социального характера, отсутствие навыков правильного поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях актуализируют необходимость поиска механизма формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих (Б. Мишин, В. Сапронов, А. Смирнов и др.). Специалистами разных научных направлений отмечается, что таким механизмом является образование (Н.А. Едимская, Г. Казанцев, М.А. Котик, Л.А. Михайлов, Ю.Н. Мотин, В. Немсадзе С.А. Проскурин В.П. Соломин, И.А. Щеголев и др.).

Анализ исследований показывает, что в качестве специфического компонента образования, который направлен на подготовку человека к безопасному существованию в окружающей среде, должен выступать опыт безопасного поведения (ОБП), как составляющая часть опыта личности (Н.А. Андреев, Ц. Васильева, Е.Н. Ермакова, М.А. Котик, Ю.Н. Мотин, Е.В. Нисковская, Я. Палкевич, О.Н. Русак, П. Статмэн, В.И. Устинов и др.).

Безопасность является одной из основных потребностей человека, без реализации которой невозможно полноценное развитие и самореализация личности. Безопасность наиболее часто рассматривается в контексте таких понятий, как безопасное поведение, безопасный образ жизни, здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни. Безопасное поведение - это поведение обеспечивающее безопасность существования личности, а также не носящий вред окружающим людям. Безопасности детства и безопасному поведению ребенка на улице, в настоящее время, уделяется большое внимание со стороны государства, общества и системы образования. Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности.

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и ко взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание [2, с. 66].

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и педагоги дошкольных образовательных организаций, а в дальнейшем школа и другие образовательные организации.

Именно поэтому дорожно–транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в условиях дошкольных образовательных организаций [3, с. 35].

Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и педагогов детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность ребенка, но и обучить его необходимому безопасному поведению на улицах города.

Основными целями и задачами формирования у дошкольников основ безопасности на улицах города является передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы; уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.

Необходимо отметить, что в соответствии с ФГОС ДО, в направлении «социально-коммуникативное развитие» дошкольников выделяется задача по формированию основ безопасного поведения в социуме, включая поведение на улицах города. Поэтому главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

В последние годы проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности детей до 7 лет находит свое отражение в методической литературе и образовательных программах для дошкольных образовательных организаций («Детство», «Радуга», «Истоки», «Основы безопасности детей дошкольного возраста»). В них, наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья, выдвигается требования к формированию у ребенка представлений и умений безопасного поведения. Однако, данные задачи обращены на воспитание безопасного поведения на улице и ориентированы, в основном, на старший дошкольный возраст. Вместе с тем, старший дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций в доме. Это подтверждается данными медицинской статистики о наибольшем проценте бытового травматизма в данный возрастной период (С.Я. Долецкий, С.М. Мартынов, В. Немсадзе, В.И. Теленчи и др.). Поэтому, чрезвычайно важно создать условия в дошкольной образовательной организации и в семье, позволяющие ребенку - дошкольнику планомерно накапливать основы безопасности поведения [4, с.35].

Особая роль в организации педагогического процесса по освоению ребенком основ безопасного поведения принадлежит окружающим его взрослым. При этом, родители и педагоги дошкольной организации, не отрицая необходимости специальной работы, испытывают затруднения в создании условий для формирования основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста из-за методической неразработанности данного вопроса.

Огромная роль в формировании основ безопасного поведения ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности и основной форме организации образовательного процесса. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на окружающий мир. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [5, с. 50].

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

«Освоение» мира взрослых, приня­тие или непринятие их педагогиче­ских установок и отношения к жизни, происходит у дошкольников в ходе совместной предметной и предметно-игровой деятельности.

Для формирования основ безопасного поведения педагоги могут исполь­зовать такую форму работы по развитию речи детей, как игровые обучающие ситуации. Известно четыре их вида: ситуации-иллюстрации, си­туации-упражнения, ситуации-проб­лемы, ситуации-оценки [6, c. 86].

Игровые обучающие ситуации (ИОС) - одна из форм совместной деятельности. Навыки игрового общения, которые будут при­обретены в игровые обучающие ситуации, дети свободно пере­несут и в повседневную самостоятельную деятель­ность.

По мнению О.В. Сомковой игровые обучающие ситуации по­зволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционны­ми, например, для формирования основ безопасного поведения на улице: формировать умения детей предвидеть опасные ситуации на дорогах, способствовать овладению навыками наблюдения (умеет осматриваться, заме­чать, оценивать ситуацию, предвидеть, определять скорость, направление машины, расстояние до нее) за дорогой и движением транспортных средств.

Показывая, обучая и поучая, взрос­лые стараются передать ребенку свой опыт. Поощряя или запрещая, они вынуждают ребенка ему следовать. Но суть воспитания – в присвоении этого опыта. А присвоение во многом зависит от внутренних, собственных установок ребенка [7, с. 39].

С помощью игрушек либо персонажей настольного или пальчикового театра можно разыграть ситуацию, отражающую те стороны жизни, в которых ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении: «Как Юра бабушке помог», «Правильно - неправильно», «Кто самый грамотный пешеход», «Расположи правильно дорожные знаки». Демонстрирую детям конкретные способы правильного решения ситуаций. Выступая в роли заинтересованных зрителей, дети получают образец социально одобряемого поведения.

Игровые ситуации активного участия типа «Инсценировка с игрушками – подскажи решение».

Как считает Н.А. Короткова целесообразно подключать детей к поиску правильного решения. С этой целью игровые персонажи обращаются к детям с вопросами, вступают в спор, выражают сомнение в правильности их советов, предлагают самим выбрать лучшее решение из нескольких, просят показать, какие действия нужно предпринять, какие слова сказать, чтобы решить проблему (например, как перейти улицу, какой сигнал светофора запрещает переходить дорогу и т.д.) [8, с. 74].

Игровые ситуации непосредственной помощи типа «Поможем нашим игрушкам».

Необходимо организовать ситуации, требующие от детей активного сочувствия, помощи, заботы: помочь Незнайке разобраться в дорожных знаках, показать Дюймовочке, как нужно переходить дорогу и т.д. Успех зависит от того, насколько содержание совпадает с опытом детей, их жизненными впечатлениями. Дети подключаются к решению проблемы: они не только обсуждают, но и практически осуществляют необходимые действия.

Эти ситуации могут быть организованы и как инсценировки, и как практические ситуации игрового и реального содержания. Например, игра «Мы переходим улицу», «Покажем Мишутке, как нужно вести себя на улице», «Расставим дорожные знаки». Привычка правильного поведения на улице формируется постепенно, поэтому регулярная организация таких ситуаций помогает детям получить необходимый опыт безопасного поведения. Наибольшее значение для формирования основ безопасного поведения на улице имеют ситуации, в которых дети разрешают конкретные житейские проблемы. В нашей работе эти ситуации, отражающие нормы поведения на улице: например, «Движение по улице»: проезжая часть (оградить брусочками), пешеходный переход - картон с нарисованными полосками, тротуар; побуждать обыгрывать ситуации: игрушки идут по тротуару, переходят через дорогу, или другая игра «Едем на автобусе»: пассажиры входят в автобус через переднюю дверь, проходят через турникет. Водитель ведет автобус, делает остановки. Пассажиры выходят из автобуса, переходят через дорогу по пешеходному переходу.

Для большего эффекта необходимо эмоционально представлять возникшую проблему («Мальчик нарушает правила дорожного движения. Как мы можем ему помочь?») и вовлекаю детей в поиск решения. Если они затрудняются, подсказываю или показываю правильный способ решения проблемы и предлагаю самостоятельно его осуществить.

Игровые обучающие ситуации проблемного типа «Как быть, что делать?».

Это различные ситуации затруднения, которые создаются, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Например, светофор сломался, ребенок потерялся на улице, к ребенку подошел незнакомец. Как быть? Дети самостоятельно ищут решение. Не надо спешить давать советы, выслушиваю все мнения и предложения. Совместно с детьми нужно находить способы разрешения проблем: оглядеться по сторонам, не разговаривать с незнакомцами и т.д. [9, с. 60].

Практические игровые обучающие ситуации типа «Мы самые старшие в детском саду».

Дети учатся проявлять заботу о малышах. У них развиваются чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем. Для этого можно организовать ситуации: «Поможем малышам перейти дорогу», «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Подготовим для малышей кукольный театр (концерт, спектакль)», «Покажем малышам, где можно кататься на велосипеде, играть в мяч», «Научим малышей вести себя в машине».

Важно подчеркнуть чувства малышей, на которых была направлена забота старших дошкольников. Это даст толчок для переживания или для проявления ответных чувств. Способствуют в процессе игры закреплению навыков безопасного поведения на улице.

Игра — это одна из наиболее привлекательных, ярких и эмоциональных форм детской деятельности по усвоению правил поведения в различных сферах жизни. Игра по инициативе ребенка — это форма его самовыражения. Игра по инициативе воспитателя направлена (так должно быть) на усвоение специально подобранных, педагогически целесообразных знаний и умений. К таким знаниям и умениям, безусловно, относятся и те, которые обучают дошкольника безопасному поведению на дороге.[10,с.23]

Но выбор игры должен быть очень осторожным. Игра ни в коем случае не должна быть самоцелью! Воспитателю всегда следует ясно себе представлять, какой конкретной цели он желает достичь той или иной игрой. Эта цель должна быть сформулирована очень четко на основе конкретной темы программы ПДД и строго отвечать конкретному содержанию соответствующих пунктов Правил дорожного движения, конкретным дорожным ситуациям.

Большую роль в формировании основ безопасного поведения на улице у детей старшего дошкольного возраста играет организация предметно-развивающей среды [10, с. 23].

Для этого целесообразно:

- в каждой группе детского сада организовать уголки по ГИБДД, состоящие из макетов с игрушечным транспортом различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т.д.) светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков);

- подобрать настольно – печатные игры, разрезные картинки, кубики, атрибуты для сюжетно – ролевых игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка, соответствующие маркам машин эмблемы и значки и т д.)

- в каждой группе детского сада создать ширмы по правилам дорожного движения и правилам на дороге по временам года, в которых отображены климатические особенности, возможные транспортные ситуации, отрицательные факторы, влияющее на детей и взрослых, возможные опасные ситуации, что прочитать детям, какие посмотреть мультфильмы, опыт семей по обучению детей безопасного поведения на дорогах и т.д.;

- оформить информационные стенды для родителей «Роль родителей в воспитании безопасного поведения детей на улицах и дорогах» а так же представить опыт работы педагогов по данной теме;

- на территории детского сада расположить детскую автоплощадку для практических занятий с детьми по обучению и закреплению безопасному поведению на улицах и дорогах, в помещении отвести отдельную комнату по обучению детей безопасного поведения на дорогах и около них;

- в детском саду организовать специально отведенное доступное для всех детей место с настенными картинами, плакатами, сюжетными картинками, отражающими дорожные ситуации, настольный макет, моделирующий улицы и дороги с различным видом транспорта, регулировщиками, пешеходами, где дети могут получить, уточнить закрепить знания и представления поведения, необходимые для безопасности на дорогах большого города [11, с. 40].

Таким образом, можно уверенно утверждать, что именно игровая деятельность помогает ребенку раскрепоститься, научиться сопереживать окружающим и выработать определенные навыки социального поведения, и основы безопасного поведения в быту и на улице.

Литература:

  1. Русак О. Н. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / О.Н. Русак. – СПб.: Питер, 1994. – 115 с.

  2. Пидкасистый, П.И., Технология игры в обучении и развитии [Текст]/ П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров - М., РПА, 1996. –270с.

  3. Профилактика детского дорожного- транспортного травматизма. [Текст]: Разработки занятий Автор-Р.А.Жукова.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2010. - 112с.

  4. Жичкина, А. Значимость игры в развитии человека: воспитание и обучение [Текст] / А. Жичкина // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 4. - 2-7с.

  5. Михайленко, Н.Я., Короткова H.A. Организация сюжетной игры в детском саду. Пособие для воспитателя. 2-ое изд., испр. [Текст]/ Н.Я Михайленко, Н.А. Короткова - М.: ГНОМ и Д, 2001.-96 с.

  6. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД. [Текст]/ В.И.Ковалько -М.:ВАКО, 2011-192с.

  7. Извекова, Н.А. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. [Текст] / Извекова Н.А., А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова, А.Б. Федотова.- М.: ТЦ Сфера ,2005.-64с.

  8. Иванов А. Как неразлучные друзья дорогу переходили. Азбука безопасности [Текст] / А. Иванов.- М.:АСТ-ПРЕСС,1976 -96с.

  9. Клименко, В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения [Текст]/ В.Р.Клименко - М.: Просвещение, 1995. – 328 с.

  10. Калашникова О.В. Праздники в детских садах и школах. Путешествие в страну дорожных знаков. [Текст] / О.В.Калашникова –М.: Учитель 2006 -70 с.

  11. Дьяченко, О. Основные направления работы по программе «Развитие» [Текст] / О. Дьяченко, Н.Баренцева // Дошкольное воспитание.- 2004. - № 2; 3; 9; 10. – 11-17с; 22-30с; 5-10с; 28-35с.

Просмотров работы: 1414