ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Конева И.А. 1, Васильева В.С. 1
1Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г.Челябинск, факультет инклюзивного и коррекционного образования
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе. С самого рождения ребенок вступает в разнообразные отношения с окружающими.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Проблема социализации и интеграции глухих в общество была всегда. По концепции Л.С. Выготского и многих других авторов нам известно, что в основе всех психических процессов лежат навыки более ранних этапов. Так межличностное общение обеспечивает фундамент социализации детей и успешного получения среднего образования.

Общение не является предметом только психологического исследования, поэтому с необходимостью встает задача выявления специфически психологического аспекта этой категории. При этом вопрос о связи общения с деятельно­стью является основополагающим; одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи является идея единства общения и деятельности. Таким образом, под общением понимается реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей.

Основы, определяющие успешность личностного становления и развития закладываются в дошкольном детстве. Этот важный этап жизни делает детей полноценными личностями и рождает такие качества, которые помогают человеку определиться в жизни, найти в ней своё достойное место.

Важную роль в жизни каждого человека играет межличностное общение. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнёра.

Контакты со сверстником приносят ни с чем не сравнимую радость. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми.

Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении. Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс, уступая друг другу игрушку, наиболее привлекательную роль в игре и т.д.

Организуемая взрослым практика общения с детьми обогащает и преобразует их коммуникативные потребности. Важнейшее значение для развития общения имеют воздействия взрослого и его опережающая инициатива в установлении и поддержании контактов с ребенком.

Специфика общения дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками, кривляньями, смехом. В контактах с другими детьми отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, общаясь со взрослым. Разговаривая со старшими, ребенок использует общепринятые высказывания и способы поведения. В общении со сверстниками дети более раскованны, говорят неожиданные слова, передразнивают друг друга, проявляя творчество и фантазию.

Слух имеет огромное значение для развития человека. У ре­бенка, лишенного слуха, познание окружающей действительно­сти крайне затруднено. Дети с нарушениями слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении, порожденных первичным недостатком - нарушением слуха. Эти особенности не позволяют слабослышащим эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки [1].

Глубокие нарушения слуха и речи способствуют изоляции ано­мальных детей, так как ограничено их участие в различных видах деятельности совместно с нормально слышащими детьми.

Различные поражения слухового анализатора вызывают неод­нозначную выраженность дефекта слуховой функции. Характер последствий зависит и от времени возникновения патологическо­го процесса, приведшего к нарушению слуха, и от того, в какой степени и в какой период развития был нарушен слух.

Внешние физические недостатки и хронические заболевания, как правило, негативно сказываются на «Я-концепции» и в конечном итоге затрудняют формирование межличностных отношений.

Слух играет большую роль в межличностных отношениях детей. Ребенок с сохранным слухом слышит речь взрослых, подражает ей и учится самостоятельно говорить. Слушая объяснения взрослого, малыш знакомится с окружающим миром, овладевает сложным познанием действительности, усваивает значения многих слов. С помощью слуха он может контролировать собственную речь и сравнивать с речью окружающих.

Неполнота восприятия устной речи, отставание в речевом развитии затрудняют контакт с партнером, заставляя человека с нарушенным слухом прибегать к интенсивному использованию невербальных средств общения, вносят специфические особенности в осознание и осмысление отношений.

Формирование социально-перцептивных процессов, обуславливаемое спецификой деятельности и особенностями актуализации отношений в различных сферах общения, а также индивидуальными особенностями развития личности, степенью потери слуха, происходит неравномерно. Так, дети с нарушенным слухом не всегда адекватно оценивают свое место в общей системе личных взаимоотношений в группе.

Таким образом, изучив различные источники литературы по вопросу особенностей межличностных отношений детей с нарушениями слуха можно сделать вывод, что такие дети не достаточно глубоко понимают всю сложность социальных отношений. У них происходит замедленное формирование социально зрелых межличностных отношений. Это обусловлено объективными трудностями акта коммуникации, которые ведут к недостаточному обобщению и дифференциации социальных контактов. У них слабо формируются положительные отношения к товарищам, отзывчивость, чуткость, внимательность, взаимопомощь.

Нормально слышащие дети имеют большие возможности накопления опыта общения в повседневной жизни. У них достаточно легко и своевременно формируются способы оценки партнеров по общению. У детей с нарушениями слуха - глухих и слабослышащих - опыт общения не столь широк и разнообразен, поэтому для формирования у них межличностных отношений требуются специальные усилия со стороны взрослых - родителей и педагогов. При этом важны два взаимосвязанных процесса: с одной стороны, нужно, чтобы дети усвоили нормы и правила поведения, необходимые при общении с другими людьми, с другой стороны, следует научить их распознавать личностные качества, выполнение или невыполнение норм и правил в реальном процессе общения, давать им оценку.

Таким образом, при работе с детьми, имеющими нарушения слуха, необходимо знать характерные для них особенности межличностных отношений и межличностного восприятия. Педагогу и психологу надо учитывать характер групповой дифференциации и те факторы, которые на него влияют.

Дети, имеющие нарушение слуха, сразу же попадают в неблагоприятные условия развития: отклонения в физическом развитии; нарушения пространственных ориентировок, связанных с восприятием звука; более позднее включение ребенка во взаимодействие с предметом, задержка в развитии восприятия и т.д. По уровню развития межличностного общения дошкольники с нарушением слуха также отстают от своих нормально развивающих сверстников.

Проблема становления межличностных отношений у детей с нарушениями слуха приобретает особое значение. Специфика развития личности ребенка обуславливается нарушением слуха и относительной изолированностью его от социума. От микроклимата, созданного в ДОУ, от личных взаимоотношений детей и взрослых зависит и то, усилится травмирующее влияние нарушения, вызывая при этом дополнительные невротические реакции, или оно нейтрализуется.

Поэтому одним из важных направлений коррекционной работы с детьми со слуховой депривацией, начиная с раннего возраста, является целенаправленная работа по формированию, прежде всего, межличностного общения.

Для изучения особенностей межличностного общения у старших дошкольников с нарушением слуха нами был организован педагогический констатирующий эксперимент.

Для диагностики уровня развития межличностного общения мы изучили методику Т. Сенько «Изучение личностного поведения ребенка». Методика включает в себя оценку личностного поведения детей в различных видах деятельности совместно со сверстниками и выявление причин, влияющих на их поведение при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

В основу предлагаемой методики положены следующие пар­ные характеристики отношения человека к человеку: доминиро­вание-подчинение и положительность-отрицательность. Характе­ристика «доминирование-подчинение» фигурирует в двух вариан­тах:

а) сильное доминирование — сильное подчинение;

б) слабое доминирование — слабое подчинение.

Различные сочетания этих характеристик образуют отношения, проявляющиеся в действен­ном и вербальном поведении [5].

Выбор методики обусловлен особенностями межличностного общения детей с нарушением слуха, когда диагностика с использованием речевых средств затруднена.

Экспериментальная работа была проведена в МДОУ №263 г. Челябинска с детьми, имеющими нарушения слуха, шестого и седьмого года жизни.

В эксперименте принимали участие 10 детей: 9 детей старшего дошкольного возраста с диагнозом «нейросенсорная тугоухость II и III степени» и 1 дошкольник с диагнозом «смешанная тугоухость II степени».

Диагностика показала, что в экспериментальной группе уровень развития межличностного общения недостаточный.

Результаты, полученные после проведения изучения личностного поведения ребенка, показали, что у детей преобладает отрицательное доминирование и подчинение.

Отрицательное доминирование. Дети, обладающие этой формой поведения, всегда и везде стремятся быть первыми самыми главными, часто не имея для этого достаточно оснований.

Отрицательное подчинение (-П). Дети с этой формой по­ведения малоактивны, застенчивы, необщительны. У них часто возникают трудности в процессе межличностного взаимодейст­вия со сверстниками. Такие дети всегда подчиняются, боясь проявить смелость в поступках и суждениях. Чувствуя посто­янную неуверенность в себе, они предпочитают во всем уступать сверстникам. Заниженная самооценка приводит к возникнове­нию таких качеств, как плаксивость, обидчивость.

Никогда прежде слабослышащие и даже глухие дети не могли развивать полноценную речь таким естественным путем, как это происходит в настоящее время. Важной основой для этого является как ранняя диагностика нарушений слуха, компетентное слухопротезирование, так и квалифицированная сурдопедагогическая помощь.

Ребёнок с нарушенным слухом овладевает речью в процессе специального педагогического воздействия, а приобретенные произносительные умения и навыки реализуются в процессе речевого общения.

В условиях воспитания детей с нарушенным слухом в детских садах компенсирующего вида ведущая роль в организации межличностного общения принадлежит взрослым [2]. Но, несмотря на специально организованную работу по формированию взаимодействия таких детей друг с другом, надо отметить, что «нарушение слуховой функции ограничивает межличностные контакты, что ведет к обеднению опыта социального общения и несовершенству межличностных отношений» (Речицкая Е.Г., Гайдова Ю.В.), а также к замедленному темпу развития коммуникативной потребности. Вербальные средства коммуникации заменяются жестовой речью.

Одним из важнейших факторов развития речи дошкольников с нарушениями слуха является организация слухоречевой среды.

Создание слухоречевой среды предполагает постоянное мотивированное общение с ребёнком с нарушенным слухом, независимо от его возможностей восприятия речи и уровня речевого развития. В создании этой среды участвуют, прежде всего, педагоги группы, сотрудники дошкольного учреждения, родители, другие взрослые, вступающие в постоянное общение с ребёнком.

Интегрированные или смешанные группы (Н.Д. Шматко) [3], группы комбинированной направленности ДОУ или «инклюзивные группы» (Т.В. Волосовец, Е.Н. Купепова) [4] для детей с нарушенным слухом являются альтернативой формой воспитания и обучения в специальном (коррекционном) дошкольном учреждении комбинированного вида.

Условия совместного воспитания и обучения детей с нарушенным слухом и нормально развивающихся сверстников дают возможность создания естественной речевой среды, того самого необходимого условия для развития самостоятельной речи детей с проблемами слуха. Эти условия делают необходимым использование речевой деятельности для взаимодействия с взрослым и самое главное со своим нормально слышащим сверстником.

В таких условиях повышается мотивация речевого общения. В процессе общения со слышащими сверстниками происходит совершенствование речевых навыков, полученных на специальных занятиях, накопление коммуникативных умений и навыков.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. В процессе этой игры дети берут на себя роли взрослых людей и в специальной, создаваемой самими детьми ситуации воссоздают деятельность взрослых и их отношения между собой.

В число основных задач коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с нарушенным слухом в старшем дошкольном возрасте входит формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения, то есть коммуникативных навыков.

Особое внимание при коррекционной работе необходимо обратить на ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игровую деятельность. Развитие межличностного общения детьми с нарушениями слуха происходит в сюжетно-ролевых играх, подвижных и дидактических играх. Они создают эффективные условия для развития и обогащения межличностного общения ребенка дошкольного возраста. Участие дошкольников в игре позволяет установить доброжелательные, и позитивные отношения и мотивирует детей использовать межличностное речевое общение со сверстниками.

Мы считаем, что после проведения специально организованной коррекционной работы у детей должно нормализоваться поведение со сверстниками и родителями.

Список литературы

  1. Сурдопедагогика: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений [Текст] / И.Г. Багрова, Т.Г. Богданова, Е.А. Большакова и др.; под ред. Е.Г. Речицкой. — М.: Владос, 2004

  2. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Л.А. Головчиц. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001

  3. Шматко, Н.Д. Инновационные формы воспитания и обучения детей с нарушенным слухом [Текст] / Н.Д. Шматко // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2009

  4. Волосовец, Т.В. Инклюзивная практика в дошкольном образовании [Текст] / Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011

  5. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. — Ярославль: Академия развития, 2014

Просмотров работы: 3441