РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИИ В ОБЩЕНИИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИИ В ОБЩЕНИИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Глухова О.А. 1
1Череповецкий государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях трансформации российской системы образования предъявляются новые требования, как к организации образовательного процесса, так и к его содержанию. Конечной целью данных изменений на этапе дошкольного образования является приобретение ребенком компетенций, соответствующих его возрасту, которые необходимы для вхождения растущей личности в социум. Приобретаемые компетенции должны способствовать овладению умениями и навыками коллективного поведения и коллективной деятельности, умению принимать общие цели, осуществлять познавательную деятельность, привыкать к саморегламентации своей активности, к согласованию ее с другими людьми на основе общечеловеческих ценностей. благодаря чему и формируется социальный опыт и социальная зрелость [5]. Сформированные перечисленные компетенции обеспечат успешность социализации дошкольников. В данном контексте встаёт вопрос о поиске факторов социализации.

В рамках настоящего исследования под факторами социализации принимаются условия или обстоятельства, которые побуждают человека к активности, к действию [3].

Анализ философской и психолого-педагогической литературы позволил определить в качестве такого фактора рефлексивность.

Рефлексивность – это базовое свойство личности, благодаря которому происходит осознание и регуляция субъектом своей деятельности (Г.П.Щедровицкий) [6].

Применительно к детям дошкольного возраста данные относительно рефлексивности разнятся от полного отрицания рефлексивных способностей у детей дошкольного возраста (Л.И.Айдарова, М.Э.Боцманова, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.З.Зак, А.В.Захарова, Г.И.Катрич, А.Р.Лурия, П.В.Новиков, Г.А. Цукерман и др.) до признания наличия признаков осознанного отношения к себе, окружающему миру и своему месту в нём (Ю.В.Громыко, Н.И.Люрья, Н.Г.Салмина и др.). Некое промежуточное место занимают точки зрения Л.А. Венгер, О.М.Дьяченко, B.C. Мухиной, М.В.Телегина, согласно которым в дошкольном возрасте существуют некие предпосылки рефлексивности, которые проявляются в разных сферах жизнедеятельности ребенка. Авторы отмечают, что детям старшего дошкольного возраста доступны для понимания и осознания знания ребенка о своём теле, половой принадлежности, физических возможностях и особенностях в сопоставлении с возможностями других людей – взрослых и сверстников; автобиографические данные в достаточно широком диапазоне (имя, фамилия, родители, время и место рождения, адрес, детский сад, в который ходит, бабушки, дедушки, родственники, знакомые и т.д.); сведения о своем социальном положении; представления ребенка о собственных умственных возможностях, степени успешности в различных видах деятельности; знания о собственной коммуникабельности, типичном для себя месте в детских сообществах; информация о своих особенностях, отличиях от других людей, о «сильных» и «слабых» сторонах, о том, что «получается» и что «не получается»; представления о том, что «нравится» и что «не нравится», о сфере собственных интересов, симпатий и антипатий; знания о скрытых от непосредственного наблюдения собственных внутренних, субъективных, личностных качествах [4].

Одной из сфер проявления рефлексивности является сфера общения.

Рефлексия в общении – это базовое условие и одновременно механизм более эффективного и результативного взаимодействия людей. Рефлексия в общении определяется как сложная система рефлексивных отношений, возникающих и развивающихся в процессе межличностного взаимодействия (Е.В.Лушпаева) [2]. Это существенная составляющая развитого общения, включающая личностно-коммуникативную, социально-перцептивную рефлексию и рефлексию ситуации, взаимодействия.

Согласно С.Ф.Жуйкову, Ф.А.Сохину, О.С.Ушаковой к старшему дошкольному возрасту развитие рефлексии в общении приводит к изменению ценностно-смысловой сферы, к большей адаптированности ребенка к внешним условиям, к саморегулированию и самоконтролю поведения. В процессе опосредованного рефлексией общения и взаимодействия с людьми старший дошкольник рассматривает, оценивает, принимает или отвергает определенные ценности и нормы поведения, свойственные семье, обществу сверстников, значимым лицам.

Особо остро вопрос о развитии рефлексии в общении встаёт применимо к детям с нарушениями развития: любая форма дизонтогенеза сопровождается своеобразным «социальным вывихом», существенно затрудняя приобщение ребенка к социокультурному опыту (Л.С.Выготский, М.А. Галагузова, Е.М. Мастюкова, А.В. Мудрик, С.В. Устинова, Л.М. Шипицына). В данном контексте повышенного внимания требует самая многочисленная категория детей с нарушениями в развитии – дети с тяжёлыми речевыми нарушениями.

Ранее проведенные нами исследования позволяют сделать вывод о том, что рече-языковая сторона рефлексии в общении у старших дошкольников с общим недоразвитием речи практически не развита: дети не сравнивают свою речь с речью сверстников и взрослых, не обнаруживают неточного употребления знакомых им слов, не замечают неправильное ударение в словах, не осознают интонационной выразительности, не регулируют громкость голоса в различных ситуациях. У детей с тяжелым нарушением речи практически отсутствует критичное отношение к речи и поведению других людей, а также к собственной речи и поведению. Дошкольники с нарушением речи осознают наличие правил поведения и морально-этических норм, но, как правило, только декларируют эти нормы. [1]

Последние экспериментальные исследования, проведенные нами в данной сфере, показывают, что у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями базовые предпосылки развития рефлексии в общении и её компонентов характеризуется дефицитарностью и качественном своеобразием в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.

Поиск условий включения детей с ОВЗ в социум и значимость формирования соответствующих возрасту компетенций у детей данной категории определяет необходимость дальнейшего решения проблемы изучения и формирования у детей с нарушениями речи рефлексии в общении.

Список литературных источников

  1. Леханова, О.Л. Своеобразие употребления, понимания и интерпретации невербальных средств общения дошкольниками с общим недоразвитием речи / О.Л. Леханова // Дефектология. – 2011. - № 6. – С. 19-24.

  2. Лушпаева, Е.В. Развитие рефлексии в общении средствами социально-психологического тренинга: автореф. дис. … канд. психол. наук /Е.В. Лушпаева. – М., 1989.

  3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии : Учеб. / Под ред. С. А. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

  4. Телегин, М. В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста/ М.В.Телегин. — М.: МГППУ, 2006.

  5. Трубайчук, Л.В. Социальная компетентность дошкольника /Л.В.Трубайчук //Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретические и прикладные аспекты социализации и социального развития детей дошкольного возраста// Материалы V Международной научно-практической конференции. Челябинск, 2007г./ ЧГПУ. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование» , 2007.- с. 300-307

Просмотров работы: 417