Среди появившихся в последнее время работ по проблеме смысла жизни есть уже достаточно широкое направление исследований, посвященных роли смысложизненных ориентаций в профессиональной деятельности (В.Э. Чудновский 1997, 1999, Е А. Максимова 2001; Т.В. Максимова 2002; Е.В. Маршнова, 2002 и др.).
Целью нашего исследования было изучение особенностей смысложизненных ориентаций старших школьников с разным уровнем готовности к выбору профессии. В своем исследовании мы предполагаем, что уровень готовности к выбору профессии будет оказывать влияние на особенности смысложизненных ориентаций в старшем школьном возрасте.
В качестве основных нами были использованы: диагностическая методика «Профессиональная готовность» (А.П. Чернявская); методика «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д.А. Леонтьева. Исследование проводилось на базе Муниципального общеобразовательного учреждения «Северная средняя общеобразовательная школа №2 Белгородского района Белгородской области». В исследовании приняли участие учащиеся 10-11 классов в количестве 48 человек.
На первом этапе исследования нами была проведена диагностическая методика «Профессиональная готовность» (А.П. Чернявская) [4]. Методика представляет собой опросник, включающий 99 вопросов. Предназначена для учащихся 9-11-х классов. Цель проведения методики: определение уровня готовности к адекватному профессиональному выбору. Форма проведения методики может быть как индивидуальная, так и групповая. На втором этапе была проведена методика «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д.А. Леонтьева [3]. Тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д. А. Леонтьева позволяет оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.
Проведенный анализ полученных результатов позволил нам сделать следующие выводы. Старшие школьники с высоким уровнем готовности к выбору профессии демонстрируют высокий уровень осмысленности жизни. Для них характерно наличие целей в жизни, удовлетворение, получаемое при их достижении и уверенность в собственной способности ставить перед собой цели, выбирать задачи из наличных и добиваться результатов. В их жизни совокупность осуществленных, актуализированных выборов формирует «прошлое», которое неизменно, вариациям подвержены лишь его интерпретации. «Будущее» для них – это совокупность потенциальных, ожидаемых результатов и усилий, предпринимаемых в настоящем, в этой связи будущее принципиально открыто, а различные варианты ожидаемого будущего имеют разную мотивирующую притягательность.
Также для них характерно наличие целей в будущем, которые придают их жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Они воспринимают сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, для них единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить.
Старшие школьники данной группы также демонстрируют высокие баллы по шкале результативность жизни и удовлетворенность самореализацией. Они оценивают пройденный отрезок жизни как удовлетворительный, испытывают ощущение продуктивности и осмысленности прожитой ее части, удовлетворены своими достижениями.
Эти школьники имеют представление о себе как о сильной личности, обладают достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о ее смысле. Кроме этого, старшие школьники с высоким уровнем готовности к выбору профессии демонстрируют убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
Для старших школьников со средним уровнем готовности к выбору профессии также характерна осмысленность жизненных целей, но при этом невысокий уровень удовлетворения, получаемом при их достижении. Они не уверены в собственной способности ставить перед собой цели, выбирать задачи из наличных и добиваться при этом высоких результатов. Эти школьники не соотносят свои цели с будущим, настоящее не вызывает эмоциональной насыщенности.
Жизненные цели присутствуют, но при этом не придают их жизни направленность и временную перспективу. Эмоциональная насыщенность жизни находится на среднем уровне, то есть сам процесс жизни школьники этой группы воспринимают как недостаточно интересный и наполненный смыслом. Они не полностью удовлетворены самореализацией в жизни, воспринимают прожитую часть как недостаточно продуктивную. Не видят себя обладающими достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями.
Также старшие школьники со средним уровнем готовности к выбору профессии не совсем убеждены, что человеку самому дано контролировать свою жизнь и свободно принимать решения.
Старшие школьники с низким уровнем готовности к выбору профессии не считают свою жизнь осмысленной. Они не уверены в собственной способности ставить перед собой цели, выбирать задачи из имеющихся и добиваться нужных результатов. В существующей на данный момент их жизни ситуации они предпочитают бездействие, чему способствует отсутствие представления о смысле их жизни.
Эти школьники не умеют соотносить свои цели с будущим, в настоящем в связи с ситуацией выбора переживают отрицательные эмоции, а достигнутые результаты не вызывают чувства удовлетворения. Цели в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, у старших школьников с низким уровнем готовности к выбору профессии, отсутствуют. Чаще всего они живут сегодняшним или даже вчерашним днем.
Они не удовлетворены своей жизнью в настоящем, сам процесс жизни они воспринимают как неинтересный и не имеющий смысла. Низкая удовлетворенность самореализацией, они считают, что не достигли того уровня продуктивности и реализации поставленных целей, которого желали в прошлом. Не верят в свои силы и в свои возможности контролировать события собственной жизни, считают, что не обладают достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами. Убеждены, что жизнь человека вообще и их жизнь в частности неподвластна сознательному контролю, и что бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
Литература:
Бубнова, С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система / С.С. Бубнова // Психологический журнал. − Т.20. − 2003. − №5. − С. 38−44.
Гинзбург, М. Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка / М. Р. Гинзбург // Мир психологии и психология в мире. −М., 2005. − № 3. − С. 21–27.
Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. – М.: Смысл, 2000. – 18 с.
Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 96 с.