Прежде чем принять современный внешний вид, окно прошло длинную историю: от момента, когда оно являлось просто отверстием в стене, до сложной современной конструкции, способной поддержать любое архитектурное решение. Первым остекленным зданием предположительно является помещение бани в древнеримских Помпеях. В замках средневековья – настоящих крепостях, простых и функциональных, выполненных в Романском стиле, хорошо защищавших от врагов, на фасадах были небольшие окошки, откуда лучники вели огонь по врагу. На смену романскому стилю пришел готический, особенностью которого было применение новых технологий строительства, позволивших организовать высокие, стрельчатые окна, оформленные разноцветными витражами с изображением библейских сцен. Со временем готику сменил Ренессанс, сделавший вновь популярными античные постройки древней Греции и Рима. В этот период окна обычно были прямоугольными с прозрачными стеклами. За Ренессансом следовал пышный стиль Барокко, для которого характерны большие окна округлых форм, разделенные переплетами с плоскими стеклами [2]. Стиль классицизм, следовавший за барокко, отличался строгостью и стройностью композиционных форм зданий и их элементов [3], окна этого периода и последующего периода эклектики уже были похожи на современные. В конце XIX века в зданиях стиля модерн, построенных по новым на тот период строительным технологиям, активно использовавшим металл в конструкциях, были организованы большие окна с необычным закругленным верхом [4]. В ХХ веке большую популярность приобрели окна с двух- и трехстворчатыми переплетами, примерно с 1920-х годов применяются несимметричные окна с большой и маленькой створкой, такой формат изготовления окон характерен и для нашего времени.
Прогуливаясь по исторической улице Ильинской города Нижнего Новгорода, можно убедиться в красоте и индивидуальности облика домов, построенных преимущественно в XIX веке в стилях классицизм и эклектика. Из-за пожара, случившегося в 1839 году, в 1840 на улице развернулось грандиозное строительство, вместо деревянных одноэтажных деревенского вида домиков выросли каменные в два-три этажа представительные особняки с красиво прорисованными архитектурными деталями. Некоторое композиционное разнообразие, использованное архитектором Кизеветтером при разработке проекта застройки улицы Ильинской, вариации декора, сочетание различных фактур наружной отделки позволило создать самобытный в художественном отношении архитектурный облик улицы. Известный краевед Н. И. Храмцовский в свое время писал об этой улице: «Здесь мало живет ремесленников и нет ни одного трактира, ни одной харчевни, словом, эта улица тихая и такая солидная, словно купчиха в гостях или на гулянье» [5]. Сегодня архитектурный облик улицы Ильинской вызывает интерес тем, что, он сохранил ряд специфических черт многоплановой застройки XIX века, во многом однородной по морфотипическим признакам, проявленным в объемно-планировочных решениях малоэтажных зданий, преимущественно дисперсном их расположении вдоль фронта улицы, в композиционных приемах отделки деталей и элементов [6].
Как правило, в облике зданий очень важную композиционную роль играют окна, например, при описании исторических объектов их иногда называют на старый лад осями света. Дом № 112 по ул. Ильинской, построенный в третьей четверти XIX века, имел в облике типичные черты провинциального классицизма с незначительными деталями, символизирующими переход к приемам академической эклектики (рис. 1).
Рис. 1. Дом № 112 по ул. Ильинской. Нижний Новгород
Здание прямоугольное в плане, кирпичное, одноэтажное с подвалом и мезонином на два лица, цокольный и первый этажи по главному фасаду имели пять осей света. Выше, отделенный от первого этажа карнизом, по центру фасада был расположен мезонин в три окна, венчаемый треугольным фронтоном. Прямоугольные окна подвального этажа выступали над уровнем поверхности земли примерно на половину своей высоты. Окна первого этажа были обрамлены наличниками с развитыми сандриками, каждый из них имел форму вытянутого прямоугольника с повторяющей его форму заглубленной филенкой и профилированной полочкой. По центру каждой филенки была укреплена круглая розетка-медальон с орнаментом в виде трех концентрических уменьшающихся кругов; центральный круг имел по центру изображение шестиконечной звезды, остальные два несли по концентрическому ряду небольших прямоугольников. От пилястры к пилястре был протянут неширокий подоконный карниз, пространство между ним и цоколем было разбито серией соосных окнам выступов-раскреповок. Ниже профилированного карниза, венчающего первый этаж, имелся фриз, образованный еще одной карнизной тягой и линией узких прямоугольных филенок. Над пилястрами филенок нет, но тяга пересекала пилястру, намечая на линии фриза плоскость, играющую роль импровизированной капители. Объем мезонина несколько был сдвинут внутрь по отношению к плоскости фасада первого этажа, что объясняется разницей толщины между каменной и деревянной стенами. Предусмотренные проектом наличники окон мезонина по всей видимости, были утрачены при ремонтных работах в советский период. Плоскость мезонина завершалась тонким венчающим карнизом с профилированными капителями, оставшимися от утраченных угловых пилястр, фронтон был треугольный, глухой (без слухового окна), также оштукатуренный. Облик заднего и бокового фасадов утилитарный - почти лишенный декора, если не считать карнизов и тонких профилированных наличников оконных проемов. Из описания видно, что здание имело многообразный декор, особенно акцентирующий внимание на окнах [7].
С древнейших времен окно меняло свой внешний облик и, в конце концов, приобрело свой современный вид. Теперь оно является не только украшением фасада здания, но также способствует хорошей атмосфере комфорта в любом доме. Ранее окна были основой композиции каждого фасада, а сейчас они часто представляют собой сплошное остекление – плоскость, формирующую объем здания, создающую контекст для окружающей архитектурной среды. Современная оконная система - элемент стеновой конструкции здания, состоящий из проема с откосами, оконного блока со стеклом (стеклопакетом), фурнитурой, уплотнителем, подоконником и отливом. Множество функций, необходимых человеку для комфортного существования выполняют окна, они способствуют: взаимодействию внутреннего интерьерного и внешнего уличного пространства, попаданию солнечного света в помещения, дымоудалению, вентиляции, защите жилища, на нижних этажах могут быть путями эвакуации из здания [8].
Для разработки и установки оконных систем чрезвычайно важны: климат территории, расположение и ориентация здания на местности, расположение линий электропередач [9], только целостный подход к проектированию здания способен обеспечить его энергетическую эффективность. Проектируя дизайн оконных проемов, специалист должен принимать во внимание тип отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха; ставки коммунальных служб; нагрузки и воздействия конструкций; вид из окна, его затененность, ориентацию здания по сторонам света и многое другое.
Существенно расширяет возможности формообразования при создании окон использование графического формирования объекта [10], 3D-моделирования как способа контроля информации при проектировании зданий и сооружений [11]. Средствами информационного моделирования можно также добиться существенного повышения качества проектных работ [12]. Это актуально, поскольку сегодня формирование творческих способностей профессионалов в архитектурно-строительной области происходит в инновационной среде обучения, частью которой являются компьютерные технологии [13].
Производители сегодня предлагают большое разнообразие оконных конструкций - с вариациями степеней прозрачности, с разновидностями рам и способов их закрывания, изоляционных материалов и систем безопасности [14]. Поскольку окна могут иметь различное значение для помещения, они классифицируются на: шумозащитные -звукоизоляционные, с утолщенными стеклами с покрытием; энергосберегающие - внутри покрытые серебром, которое отражая, сохраняет тепло; ударопрочные - ламинированные специальной смолой; полузеркальные - с рефлекторными стеклами, отражающими солнечные лучи; тонированные – со стеклами, покрытыми компонентом, поглощающим лучи солнца.
Сегодня применяют следующие виды остекления в оконных системах: одинарное, двойное, тройное и другое; стекло-изоляция с газовым наполнением; стекла с регулируемым теплопритоком и теплопотерей путем теплопроводимости и инфильтрации и т.д. Помимо традиционной древесины сегодня активно используется пластик, алюминий, металлопластик, позволяющие создать окно любой формы и профиля [15].
Проектирование зданий любого типа предусматривает определение размеров оконных проемов, с учетом времени и интенсивности освещения комнат (инсоляции). Согласно стандартам, площадь оконного проема и величина помещения, им освещаемая находятся во взаимосвязи. В стандартах (СНиПах и СанПиНах) указано нормативное значение коэффициента освещения общественных и жилых помещений [16], на практике эти показатели должны учитывать обязательную чистку оконных стекол хотя бы дважды в год для зданий, находящихся в экологически чистых районах города, и 4 раза в год для зданий, находящихся в загрязненных районах, поскольку важным показателем является светопропускная способность оконного блока.
Результаты, полученные на основе систематизации материала, касающегося истории развития архитектурно-строительной среды, стандартизации окон, изучения принципов их изготовления, могут стать частью предпроектного анализа элементов здания в ходе его реального проектирования или реконструкции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Батюта, Г. Д. Экологические проблемы города / Г.Д.Батюта// 15-й Международ. науч.-промышленный форум «Великие реки, 2013» [Текст]: [труды конгресса] в 3т /Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т; отв. ред. Е.В.Копосов - Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. – 424 с. С. 319-321
Батюта, Е.М. Особенности архитектурного облика ряда исторических городов России и Западной Европы /Е.М.Батюта //Приволжский научный журнал. -2010. -№ 1 (13).- С.151-156
Батюта, Г. Д. Типология купольных конструкций / Г.Д.Батюта, Е.М.Волкова // V Всероссийский фестиваль науки / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Нижний Новгород, 2015. – Вып. 5. – С. 44– 47.
Батюта, Г.Д. Применение металлических конструкций в архитектуре середины XIX – начала XX веков/ Г.Д.Батюта, Е.М. Волкова // V Всероссийский фестиваль науки [Текст]: сборник докладов / Нижегород. гос. архитектур.-строит. ун-т; редкол.: И.С. Соболь, Н.Д. Жилина [и др.] – Н. Новгород: ННГАСУ, 2015 – 313 с. С. 47– 50
Храмцовский, Н. И. Краткий очерк истории и описание Н.Новгорода/ Н. И. Храмцовский/.- Н.Новгород:Нижегородская ярмарка, 1998.-608 с., ил.
Батюта, Е. М. Особенности формирования архитектурного облика исторических улиц Нижнего Новгорода. Автореф. диссер. на соискание ученой степени канд. архит./ Е.М. Батюта //Нижег.гос. архит.-строит. университет. Науч. руководитель: докт. философ. наук, профессор С.В. Норенков.- Н.Новгород, 2004.-24 с.
Батюта, Е.М. Особенности формирования архитектурного облика исторических улиц Нижнего Новгорода: Монография /Е.М.Батюта // Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Нижний Новгород: ННГАСУ, 2010. – 232с.
Батюта, Г. Д. Доступная архитектурно-строительная среда / Г.Д.Батюта// Студенческий научный форум 2013:V Международ. студенческая электронная науч. конференция по направлению Технические науки (Строительство). Ссылка на статью: http://www.scienceforum.ru/2013/112/2462
Батюта, Г. Д. Экологическое влияние линий электропередач на человека / Г.Д.Батюта, Н.И.Морева //17-й Международный научно-промышленный форум «Великие реки’2015». [Текст]: [труды научного конгресса]. В 3 т. Т. 3 / Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т; отв. ред. А. А. Лапшин. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2015. – 428 с. С. 330-331
10. Волкова, Е.М. Роль графической подготовки в формировании будущего инженера-строителя /Е.М. Волкова, Г.Д. Батюта// Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016.- Т. 18.- С. 85-89.
11. Киреева, Е. П. 3D-технологии при проектировании и строительстве зданий и сооружений [Текст] / Е. П. Киреева, Э. Г. Юматова // V Всероссийский фестиваль науки // сборник докладов / Нижегород. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2015 – С. 244-247
12. Трофименко А.А. Принцип творческого самовыражения, как основное условие обучения компьютерной графике в вузе [Текст] / А.А. Трофименко, Е. А. Воевода, Э. Г. Юматова // В сборнике: V Всероссийский фестиваль науки. Сборник докладов. – Нижний Новгород: ННГАСУ, 2015. – С. 238–241.
13. Юматова,Э.Г. Формирование творческих способностей будущих инженеров- строителей в инновационной среде обучения [Текст] / Э. Г. Юматова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета / ФГОУ ВПО ЧГПУ. – Челябинск, 2015. - № 7 – С.125-130.
14. Волкова, Е.М. Архитектурный облик церквей Никольской и Рождества Богородицы в селе Пурех Чкаловского района Нижегородской области / Е.М. Волкова //Приволжский научный журнал, № 2 (38). Периодическое научное издание. - Н. Новгород, ННГАСУ, 2016. -196 с., С. 160-168.
15. Волкова, Е.М. Архитектурный облик Предтеченской церкви в п. Катунки Чкаловского района Нижегородской области / Е.М. Волкова //Приволжский научный журнал, № 3 (39). Периодическое научное издание. - Н. Новгород, ННГАСУ, 2016. -129 с., С. 85-93.
16. Батюта, Г. Д. Метрологическое обеспечение лаборатории/ Г. Д. Батюта, Е.М. Волкова // 69-я всерос. науч.-технич. конф. студентов, магистрантов и аспирантов вузов с международным участием. 20 апреля 2016 г. Ярославль: сб. материалов конф. [Электронный ресурс].- Ярославль: Издат. Дом ЯГТУ, 2016.- С.683-686
6