Под речевым (словесным) творчеством понимается «деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании собственных произведений»[4].
Несмотря на большой интерес, проявляемый детьми дошкольного возраста к сочинению сказок, самостоятельное сочинение сказок вызывает у детей трудности в выборе главных героев, сюжетных линий, сказки созданные детьми часто не структурированы, не содержат образных языковых средств. Трудности развития словесного творчества объясняются разными причинами: недостаточной сформированностью психических функций, малым жизненным опытом, неразвитой языковой способностью и др.[5]. Поэтому большинство исследователей считают необходимым специальное обучение для развития разных форм речевого творчества.
На сегодняшний день в педагогической теории и практике представлены различные методики, с помощью которых, можно эффективно решать задачи развития словесного творчества дошкольников.
Важную роль в становлении детского творчества, играет восприятие произведений искусства и накопление художественного опыта (Н.А.Ветлугина, О.И.Никифорова, О.С Ушакова). По мнению А.Е. Шибицкой, О.С.Ушаковой, Н.В. Гавриш основным условием обучения детей сочинению сказок является обогащение литературного (фольклорного) опыта детей, знакомство с жанровыми особенностями сказок, фольклорными образами, выразительными языковыми средствами.
Психологическую основу способности к сочинению сказок составляет составляют такие психические процессы как восприятие, воображение, мышление. Сочиняя сказку, ребенок должен произвести анализ известных ему сюжетов и образов, а затем синтезировать новое явление, новую композицию, образы.
Развитие воображения дошкольников является приоритетным направлением обучения сочинению сказок в технологии ТРИЗ и методиках основанных на разработках Д. Родари.
В последнее время все более широкое применение в процессе обучения детей сочинению сказок находят карты Проппа. Известный исследователь сказок В.Я. Пропп проанализировал структуру волшебных сказок и выделил в них комплекс структурных элементов, установив, что сюжеты волшебных сказок основаны на одинаковых функциях. В. Я. Пропп выделил 31 постоянную функцию[3]. К основным функциям, встречающимся в большинстве волшебных сказок можно отнести: запрет или предписание; нарушение запрета; отъезд героя; волшебные дары, трудные испытания; борьба, победа; возвращение домой; свадьба или счастливый конец. Функции персонажей могут быть наглядно представлены в виде рисунков или схем, что позволяет удерживать ребенку в памяти значительный объем информации. Использование карт Проппа возможно как с целью знакомства детей с жанровыми особенностями сказок, так и на этапе обучения детей самостоятельному сочинению сказок.
По мнению И. Гуровой, использование карт Проппа помогает усвоению детьми оппозиций (противопоставлений) характерных для сказок:
- герои ( добрые/злые, сильные /слабые, глупые/ умные);
-место действия (чистое поле/ темный лес, дворец/ избушка);
- события (отъезд из дома/ возвращение домой, встреча/ разлук). Этот материал используется дошкольниками в дальнейшем в своих сочинениях[1].
Представленный в литературе опыт использования карт Проппа в обучении детей сочинению сказок позволяет выделить наиболее важные условия их применения.
Не обязательно использовать сразу все функции, для работы выбираются только те, которые встречаются в той или иной сказке. Количество функций в работе с дошкольниками может ограничиваться 8-14 функциями.
Важно строить работу поэтапно, последовательно решая цели каждого этапа. В различных источниках выделяют от трех до пяти этапов в работе с картами Проппа. Рассмотрим один и вариантов. Содержанием работы на первом этапе является знакомство детей с жанром сказки, выявление отличий от других жанров, вычленение ее структуры: присказка, зачин; повествование, концовка. На этом этапе деть знакомятся с картами, изображенными на них символами. Лучше всего изготавливать их вместе с детьми, чтобы они быстрее запомнили название и функцию каждой карты. Начинать можно с сюжетных изображений, затем переходить к символическим.
Второй этап направлен на формирование у детей умения выделять функции персонажей в сказке. С этой целью рекомендуется проводить игры, в которых дети определяют» «волшебные превращения», «волшебные предметы», «волшебные слова» («Чудеса в решете», «Что в дороге пригодится»), определяют положительных и отрицательных героев. На этом этапе важно сравнивать различные сказки, выделяя в них общие функции. На третьем этапе работы чтение сказки педагогом сопровождается выкладыванием детьми нужных карт. На четвертом этапе дети пересказывают сказки на основе отобранных карт. На заключительном этапе дети сочиняют собственные сказки на основе отобранных карт
Целесообразно применять данную методику с детьми, у которых недостаточно развито воображение и творческие способности, так как использование схематичных изображений позволяет ребенку самостоятельно додумать значение каждой карты, что в свою очередь влияет на развитие их фантазии.
Таким образом, использование карт Проппа позволяет детям легко понять структуру сказок, формирует умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев. Карты развивают внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь.
Литература
Гурова И.В. Технология обучения детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок// Самарский научный вестник.2013 №4(5). С63-65.
Левшина, Н.И. Градусова Л.В. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников// Фундаментальные исследования.2015.-№2-9.С.1988-1992.
Пешкова, И. В. Владимир Яковлевич Пропп. Морфология волшебной сказки. Научная редакция, текстологический комментарий И.В. Пешкова— М.: Издательство “Лабиринт”, 2001. - 192 с.
Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников : учебное пособие для ст. высш. Учебных завед. М.: изд. Центр АКАДЕМИЯ, 2007.256c.
Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников..- М.; Изд-во Института Психотерапии,2001-240с.