Мы решили провести небольшое исследование, в котором попытались составить «Психологический портрет мечты» современного студента-первокурсника.
Что же такое «мечта»? Мечта в психологии определяется как образ желаемого будущего и относится к формам воображения. С другой стороны, мечта может выступать как осознанный мотив, в мечте отражаются желаемые, но пока нереализованные потребности. Поэтому образ, формируемый мечтой, характеризуется эмоциональной насыщенностью, определенной уверенностью в ее осуществимости, часто с детализацией желаемого, но с непродуманностью путей к ее реализации. В мечте как мотиваторе может быть скрыто и конструктивное и неконструктивное содержание. К конструктивным обычно относят позитивные стремления: забота о других, как о близких, так и о благе всего человечества; желание быть полезным, жить в гармонии или самосовершенствоваться. Неконструктивными считаются самоутверждение за счет других, стремление быть лучше всех, протест, месть, отрицание добра и подобные негативные желания.
Конечно, остается традиционными деление на мотивы социальные, личностные, познавательные и. т.д.
Итак, мотив – мечта наделяет смыслом наши действия. А содержание или смысл раскрывается в эмоциональных образах мечты.
В процессе изучения представлений подрастающего поколения ученые выяснили, что мечта – это одна из ключевых составляющих, важнейших для проектирования и осмысления жизни. Именно представления о будущем являются той структурой, которая, с одной стороны, отражает внутренние, глубинные убеждения человека, а с другой, доступна внешним воздействиям.
В ходе работы мы убедились во влиянии внешних воздействий на мечту. Мечта студента очень часто зависит от того, в каких условиях он учится (на бюджете или на платном отделении), в каком коллективе находится, каким образом выстроены его отношения с окружающими, какие, в конце концов, черты характера ему присущи.
В нашем исследовании мы задавали один вопрос: «Если бы вы поймали золотую рыбку, какие три желания вы бы у нее попросили?»
Всего было опрошено более 120 (72 девушки и 48 юношей) студентов четырех факультетов ГСГУ (Государственный социально-гуманитарный университет, г. Коломна): факультет МФХИ (математика, физика, химия, информатика), филологический факультет, и две группы экономического факультета (будущие маркетологи и экономисты).
Общая картина по всем опрошенным студентам на диаграмме.
Рис.1.Обобщенное распределение содержания желаний студентов
На первом месте - «Здоровье себе и своим близким»-21,5% . Очень много студентов попросили бы у рыбки именно этого. Они хотят, чтобы родные и близкие были рядом всегда. Вполне понятное и естественное желание, конструктивное и социально одобряемое. Добавим, что это желание является ведущим для 3 из 4 опрошенных групп, только у математиков такой ответ по популярности третий.
Второе место на сводной диаграмме занял пункт «Образование и работа». Многие, придя на первый курс и столкнувшись с первыми трудностями, мечтают закончить высшее учебное заведение побыстрее, а затем жаждут найти работу, которая будет доставлять удовольствие. Особенно приятно здесь было читать «Найти работу по душе, стать профессионалом своего дела». На наш взгляд, это очень важно: получая педагогическое образование (а большая часть опрошенных получает именно его), важно чтобы человек занимался делом, которое приносит радость. Очевидно, что именно в таком случае оно имеет максимально возможную эффективность. Об образовании и работе думают 19,6% опрошенных студентов.
18% мечтают об «удаче на личном фронте». Встретить человека, с которым проведешь всю жизнь, создать крепкую семью – эти желания актуальны в данном возрасте. Ведь именно в высшем учебном заведении у всех начинается новый этап в жизни. Юноши и девушки просто не могут не взрослеть, им приходится вести новый, ещё более самостоятельный образ жизни, и необходимость иметь рядом с собой понимающего и любящего человека очень высока.
Почти столько же - 17,1% студентов имеют мечты, связанные со своим саморазвитием, с воспитанием каких-либо новых качеств у себя. Например, «быть влиятельным», «стать добрым человеком», или «стать феей», или же «чаще видеть своих подруг». То есть сюда мы отнесли те желания, которые обращены на себя либо же являются достаточно конкретными и направлены на достижение конкретных новых высот. Например, у одного из студентов факультета математики в анкете значилось «Покорить Эверест». Другой вопрос, знает ли человек, как к этой своей мечте идти и что он делает для ее реализации - иначе такая привлекательная мечта остается неконструктивной, то есть недостижимой и заявленной «для красного словца».
Далее значатся материальные желания: «машина», «дом», «квартира в центре Нью-Йорка», мечты о несметном богатстве и даже просто «миллионы долларов» из ниоткуда и карты Visa с неисчерпаемым лимитом для снятия. Таких желаний нашлось немало- 15%. Если первые два желания вполне понятны, то последующие отражают «мечты» современного общества потребления и они совершенно неконструктивны, так как авторы не предусматривают зарабатывать лично и не задумываются какой ценой это богатство достается. Кстати, отметим, что у студентов платных отделений ГСГУ таких желаний больше в процентном соотношении, чем у «бюджетников».
Не могло обойтись без широко-социальных мотивов: «мир во всем мире», «чтобы не было войн», «создать эликсир молодости» и 6,6% студентов, которые желают лучшего обществу, в котором они живут.
Различия желаний девушек и юношей представлены в Рис.2.
Рис.2. Распределение желаний студентов юношей и девушек.
Мечты об образовании и работе юношей и девушек примерно схожи (около 20%), а о своем материальном положении молодые люди думаю чаще (18% против 14%), о создании семьи больше задумываются девушки (21% - 8%); широко-социальные желания у юношей обнаруживаются чаще (11% - 5%).
Рис.3.Распределение желаний по группам: №1 - ФМФХИ, №2 - филфак, №3 - маркетологи, №4 - экономисты.
Обратим внимание на самые интересные факты. Студенты ФМФХИ больше остальных задумываются об образовании и работе, при этом меньше всех мечтают «найти девушку/молодого человека» и «создать семью». Материальное важно больше всех для группы маркетологов, а вот будущие учителя русского и литературы думают об этом меньше других студентов.
Кстати, анкетирование филологического факультета было читать интересней всего. В их ответах встречались мечты: «стать писательницей» или «чувствовать героев своих произведений», «интеллектуальная широкоформатность и широкое мировоззрение». Эти желания можно отнести к группе самосовершенствования и даже профессионально убедительного отношения к своей будущей профессии. (6%).
Особое место занимает позиция, которую выбрало двое студентов-маркетологов. «У меня всё есть, чего нет – добьюсь сама, а рыбку отпущу». С одной стороны, это очень достойно и конструктивно: умение твердо идти к своим целям, а добившись их, ставить перед собой новые – хороший залог для успеха в жизни. А с другой стороны, возможно имело место отражение профессиональной мотивации.
Маркетологи удивили также тем, что в их ответах редко встречались желания, связанные с потребностью в самосовершенствовании (всего 4%), то есть они удовлетворены своими личными качествами и их развитием, или эта проблема незначима для данных студентов. Они выбрали семейные ценности и пожелали здоровья себе и своим близким. Совсем мало широко-социальных планов (3%) у экономистов. Им как раз ближе исполнение эгоистических желаний, развитие себя как личности, а так же здоровье, свое и близких.(21 и 25% соответственно).
Еще одним важным моментом в нашей работе, о котором мы упоминали в начале, было то, понимает ли студент, как он к своей мечте будет идти? Здесь речь о так называемых конструктивных и неконструктивных желаниях, представлениях о себе и своей жизни в будущем.
Понятно, что, например, хотеть просто быть богатым и иметь начальный капитал для открытия компании по продаже (условно говоря) автозапчастей, которая будет приносить высокий и стабильный доход – вещи абсолютно разные. Эти мечты несравнимы. Один хочет работать, а другой добиться того же, ничего не делая. Очевидно, что из этих двух в реальной жизни (забыв про волшебную золотую рыбку) скорее будет успешен второй, нежели первый.
Или другой пример: «Возрождение нравственности у людей» - прочитали в одной анкете. Достаточно размыто. А с чего это возрождение начинать, если оно действительно требуется? Мечтать о том, «не знаю, что» – как-то не очень правильно и не конструктивно.
Печальным нам показалось прямое указание в анкетах «не знаю, чего хочу». Хорошо, что таких ответов оказалось очень мало (2%). Герой романа И. Гончарова «Обломов» из-за совершенной инертности, неспособности активно действовать прожил скучную и бездеятельную жизнь. Планы, мечты так и остались не осуществленными.
Проанализировав ответы наших студентов, мы пришли к выводу, что желания конструктивные и неконструктивные делятся примерно поровну.
Наше исследование показало, что динамика «заветных желаний» у молодежи достаточно оптимистична: базовые ценности все-таки остаются ведущими, несмотря на изменения социально-экономической среды. Стоит отметить, что все студенты с увлечением участвовали в опросе и интересовались его результатами.
Подводя итог, можно констатировать, что умение мечтать – хорошее качество для всех без исключения. Главное, не стоит забывать, мечта – первый шаг на пути к цели.
Литература:
Гобова Е., Игнатова О.- Психологический портрет поколения // Школьный психолог, 2007, №6.
Ильин Е. П. И. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2002 — 512 с:
Орлова Л.В. Проблемы формирования экономического сознания: Сборник докладов всероссийской НПК «Повышение эффективности форм и методов распространения среди населения знаний по вопросам экономической и финансовой безопасности России» / Под ред. Ш.М. Магомедова, М.В. Каратаева, М.В. Чистякова.- Коломна: ГСГУ, 2016,с.111-117.