Взаимодействия ребенка с внешним пространством происходят благодаря совместной работе зрительного, слухового, тактильного, вкусового, обонятельного анализаторов, интегрирующих полученную информацию в единый образ [6]. По мнению А.В.Семенович, Н.Я.Семаго, освоение внешнего опто-мануального пространства невозможно без сформированности схемы тела, именно «схема тела является той моделью», которая организует внутреннее взаимодействие различных сенсомоторных систем и формирует пространственно-временную матрицу психологической актуализации человека [6; 7]. Следовательно, пространственные представления об окружающем мире формируются на основе представлений о собственном теле.
Так как дети с косоглазием и амблиопией плохо ориентируются в схеме собственного тела, возникают трудности пространственного анализа и синтеза, кинестетического, зрительного, слухового, тактильного восприятия движений,нарушается прямолинейность движения, согласованность движений рук и ног, походка и осанка. Характер трудностей, с которым сталкиваются дошкольники и младшие школьники с нарушенным зрением при ориентировании в схеме тела, свидетельствует об актуальности проблемы, рассматриваемой в данной статье.
Схема тела, по наблюдениям разных исследователей, формируется в период от 3-х до 9-10 лет. Она является условием успешной самоидентификации и средством интерпретации перцептивных образов, поступающих как из внешней, так и из внутренней среды организма [4].По данным исследователей Б.Г. Ананьева, Б.М. Величковского, В.Л. Зинченко, А.Р. Лурия, Е.Ф. Рыбалко, схема тела рассматривается как образ взаимного положения частей тела, возникающий на основе проприоцепции [1, 3]. Г.Хэд и Г.Холмс рассматривают схему тела как процесс синтеза различных ощущений и формирующихся на этой основе представлений не только о величине, положении и взаимосвязи частей тела, но и о теле как структурном целом. Овладение ребенком схемы тела способствует практическому освоению свойств и направлений пространства[1].
Нейропсихологическое исследование развития психических функций у детей младшего школьного возраста в динамике от I до IV класса, проведенное Н.Н.Полонской, показало, что процесс развития зрительно-пространственных функций в сфере праксиса происходит в течение всего периода обучения в начальной школе и не завершается к ее окончанию[1]. Отсюда, с целью изучения особенностей пространственных представлений и соответствие их возрастным нормам у детей с косоглазием и амблиопией младшего школьного возраста, было организовано и проведено нейропсихологическое исследование.
Методы и организация исследования.
Участниками нашего исследования стали дети с косоглазием и амблиопией младшего школьного возраста: 10 человек в возрасте 7- 8 лет и 10 человек 9-10 лет. Для оценки пространственного праксиса использовали наглядный и речевой варианты пробы Хэда.
Учащиеся 7-8 лет выполняли речевой вариант, где действовали по речевой инструкции в простой ориентировке «лево-право» (Р: «Покажи правый глаз») и перекрестной ориентировке (Р: «Возьмись левой рукой за правое ухо»).
Учащиеся 9-10 лет выполняли наглядный вариант пробы Хэда. Каждому ребенку предлагалось воспроизвести движения, выполняемые сидящим напротив взрослым. Задание требует мысленной пространственной переориентации для преодоления тенденции к зеркальному воспроизведению. Для выполнения предлагались только одноручные пробы.
Результаты исследования и их обсуждение.
Исследование выявило высокий и средний уровень выполнения простой ориентировки в схеме тела у детей 7-8 лет. 60% учеников выполнили оба задания речевого варианта пробы Хэда, показали хорошее владение понятиями «право-лево» по речевой инструкции. В схеме собственного тела ориентировались правильно, но неуверенно 30% обследуемых. 10% выполнили задания с ошибками.
Анализируя результаты проведенного исследования у учащихся 9-10 лет(табл.), можно отметить, что выполнение задания вызвало затруднения у большинства младших школьников. Из 5 предложенных вариантов проб количество ошибок варьировалось от 1-ой до 5-ти. Часть испытуемых долго думали, проговаривали задание вслух, прежде чем выполнить. 40% детей выполнили задание в зеркальном воспроизведении. Причем возраст не имел определяющего значения в правильности выполнения задания.
Таблица.
Уровень развития праксиса у детей с косоглазием и амблиопией младшего школьного возраста
№ |
Обследуемый |
Возраст, лет |
Количество проб |
Количество ошибок |
Качество выполнения |
1. |
Мальчик 1 |
9 |
5 |
2 |
неуверенно |
2. |
Девочка 1 |
9 |
5 |
3 |
быстро |
3. |
Девочка 2 |
9 |
5 |
4 |
зеркально |
4. |
Девочка 3 |
9 |
5 |
2 |
проговаривала вслух |
5. |
Девочка 4 |
9 |
5 |
0 |
уверенно |
6. |
Мальчик 2 |
9 |
5 |
4 |
зеркально |
7. |
Девочка 5 |
10 |
5 |
4 |
зеркально |
8. |
Мальчик 3 |
10 |
5 |
2 |
проговаривал вслух |
9. |
Девочка 6 |
10 |
5 |
5 |
неуверенно зеркально |
10. |
Мальчик 4 |
10 |
5 |
1 |
долго думал |
Выводы.
Сравнивая результаты нейропсихологического исследования пространственной организации движений учащихся с косоглазием и амблиопией и среднестатистические результаты обследования здоровых детей, можно сделать вывод, что у детей с нарушением зрения динамический и пространственный праксис сформирован на более низком уровне, чем у здоровых детей младшего школьного возраста. Это свидетельствует о запаздывании в развитии сенсомоторных областей, а также об относительной дефицитарности межполушарного взаимодействия. Реабилитация этой категории детей должна быть направлена в первую очередь на формирование адекватной схемы тела, коррекцию динамического праксиса, развитие пространственных представлений.
Список литературы.
Войтик Т.Н. Специфика ориентировки в схеме собственного тела дошкольников с задержкой психического развития //Российский психологический журнал.- 2010.- Т. 7, № 4. – С.27-33.
Дружинина Л. А. Коррекционная помощь ребенку с нарушениями зрения в общеобразовательном детском саду// Дошкольное воспитание.- 2009. - №6. – С. 89.
Кравцова Н.А., Катасонова А.В. Нейропсихология формирования двигательных функций и пространственных представлений у часто болеющих детей младшего школьного возраста// Психологическая наука и образование www.psyedu.ru . 2011 - № 2. С. 91 – 100.
Нагорная А. В. Схема и образ тела как релевантные объекты лингвистического описания//Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. - 2010.- Вып. 48. - № 32 (213). - С. 98.
Ньокиктьен Ч. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том 1/Ч. Ньокиктьен; перевод с англ. Д.В.Ермолаев, Н.Н.Заваденко, Н.Н.Полонская/под ред. Н.Н.Заваденко. – М.: Теревинф, 2009.- 288 с.
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М: Издательский центр «Академия», 2002. – 232с.
Якубенко О.В. Развитие у младших дошкольников со сниженным зрением ориентировки в схеме тела как фактор успешной социализации// Социализация растущего человека в контексте прогрессивных научных идей XXI века: социальное развитие детей дошкольного возраста. Материалы 1-ой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.- Якутия, 2015. - С. 769