Существует огромное количество определений корпоративной культуры, которые раскрываются с разных сторон и под разным фокусом зрения. В своей работе я буду придерживаться определения ,которое дал Эдгар Шейн:«Корпоративная культура есть совокупность поведений, символов, ритуалов и мифов, которые соответствуют разделяемым ценностям, присущим предприятию, и передаются каждому члену из уст в уста в качестве жизненного опыта»[2].
Под корпоративной культурой часто имеется в виду набор убеждений, стандартов ,базовых ценностей, норм, которые разделяются и принимаются членами организации. Самыми популярными качествами формирования личности студенческой молодежи и для студентами прохождения профессиональной практики на рынке труда являются трудолюбие, целеустремленность, креативность, познавательная активность, критичность, , способность к риску, стрессоустойчивость, лидерство. Эти базовые качества приобретает студент в процессе образовательной и внеучебной деятельности [3, c.249] .
Говоря о главной роли в формировании корпоративной культуры у студенческой молодежи при помощи социально-культурной технологий, необходимо заострить внимание на внеучебной сфере деятельности студентов, в которой формируется личность, происходит знакомство с культурными ценностями и приобретение профессиональной компетенции. В период совмещения образовательных и досуговых занятий студент приобретает социальный опыт: умения, квалификацию, навыки, общественные роли и цели, при этом появляется эмоционально-ценностная позиция к реальности.
Из чего следует, что образовательному учреждению требуется создавать условия для всех видов досуговой активности, а именно участие студенческой молодежи в научно-исследовательской деятельности, инициативность на научно-практических конференциях молодых ученых и студентов, организации соревнований профессионализма молодежи, содействующих индивидуализации и реализации индивидуума. Саморазвитию студенческой молодежи содействует деятельность студента в творческих объединениях, конкурсах, спортивных играх и олимпиадах, торжественных выступлениях в международных фестивалях. Главным образам развитию личности нередко способствуют встречи с влиятельными в своём деле персонами, с выпускниками, добившимися больших успехов в своей профессии.
Социально-культурные технологии оказывают содействие в формирование профессиональной компетенции и самоидентификации, профессиональном формировании и личностном развитии на всех этапах внеучебной прикладной деятельности студенческой молодежи. Данные технологии позволяют объединить педагогическую среду образовательного учреждения в общее социокультурное пространство. Авторитетную роль в профессиональной деятельности и личностной идентификации играет социально- культурная практика, охватывающая культурно-творческое содержание, восполняющая недостатки индивидуального развития и углубленные возможности решения личностных проблем студенчества, а также предостерегает от изолирующей ориентации в образе жизни и обеспечивает включение студента в университетскую субкультуру [3, с.251].
При комплексном использовании базисных технологий осуществляется успешное развитие и формирование корпоративной культуры студенческой молодежи. Ведущей технологией является социально-культурное проектирование, в компетенции которого содержатся исследование модели корпоративной культуры, аргументация направлений и форм ее прикладной реализации. Социокультурное проектирование, как технология является плодотворной, творческо-изобретательской деятельностью, основа которой состоит в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и миссий, показывающих ожидаемое состояние объекта, а также разработке систем и средств достижения поставленных задач. Социально-культурное проектирование представляет собой эффективное педагогическое средство формирования сущности корпоративной культуры студенческой молодежи в сфере досуга, поддерживающее привлечение студентов в субъективно значимые виды внеучебной деятельности, побуждение к участия в творческих и проектных инициативах [1].
По критерию инструментов влияния социально-культурные технологии можно разделить на три группы:
1) вербальные технологии, использующие преобразующие возможности слова; 2) технологии, опирающиеся на культурную символику и предполагающие стимулирование в процессе обучения нормативного поведения аудитории путем целенаправленного ассоциирования стиля жизни (или его элементов) с определенной культурной символикой; 3) технологии, использующие в качестве основного средства воздействия образ значимой личности – компетенцией последних является формирование нормативных параметров отношения аудитории к различным явлениям и атрибутам жизнедеятельности (ценностям, стилю жизни, формам досуговой деятельности и т. д.) путем позиционирования аналогичного отношения со стороны субъективно значимых личностей или социальных групп. В образовательной среде университета эта технология реализуется через создание института почетных докторов, привлечение к преподаванию авторитетных культурных и научных деятелей, обогащение университетской территории портретами великих деятелей культуры и искусства, оказывающих побуждающую реакцию к духовному личностному росту студенческой молодежи.
Следовательно, формирование студенческой корпоративной культуры у молодежи подразумевает использование всего комплекса социальных, педагогических, социально-культурных технологий, способных в совокупности организовать социально- психологическую общность «мы», обеспечить становление самоидентичности и гармонизировать главные составляющие профессиональной подготовки: цели, ценности, знания и методы.
Список литературы:
Крапивко Е.Н. Социокультурные девиации студенчества в контексте переоценки ценностей в современной России: дис. канд. социол. наук. – Ставрополь, 2006. – 158 с
Магура М.И. Организационная культура как средство успешной реализации организационных изменений. №1. 2002.- 27 c
Пешкова В.П.Социально-культурные технологии формирования корпоративной культуры студенческой молодежи.2014.- 249-251 c