ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ФОРМ И ЛИНИЙ В СФЕРЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ФОРМ И ЛИНИЙ В СФЕРЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Лесько А.В. 1
1филиал Ростовского государственного университета путей сообщения в г.Минеральные воды
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Цель данного исследования является выявление элементов воздействия на психику человека определенных форм и сочетаний линий, с целью достижения максимально комфортной обстановки для людей, взаимодействующих со сферой железнодорожного транспорта.

Значение психологии в железнодорожной сфере в настоящее время возрастает также стремительно, как возрастает скорость современных поездов. Психологические образования: чувства, состояния человека, его опыт, знания, индивидуальные способности, все это является факторами, определяющими качество выполнения работы в сфере железнодорожного транспорта. [1]

Воздействие определенных форм на человека было замечено еще в глубокой древности. Позднее специальными исследованиями было научно установлено, что форма, как и цвет, эмоционально воздействует на человека.

Доказано, что чем дольше человек находится в той или иной окружающей обстановке (ситуации, среде), тем более сильное психологическое воздействие среда оказывает на человека. [2]

Рассмотрим влияние форм, линий и некоторых «законов» в сфере железнодорожного транспорта и вокзалов. Это касается не только людей, работающих в сфере железнодорожного транспорта, но так же людей, которые часто пользуются данным видом транспорта. Мы можем рассмотреть все детали, которые включает в себя данная сфера (это и реклама, указатели, оформление салонов поездов, а так же их внешний вид и многое другое), но вместе с тем всю картину в целом (формы поездов, вокзалов, их целостное оформление). «Закон ассоциаций» требует, чтобы некоторые аспекты, (или фрагменты) изображения были достаточно известны людям, связывались с его личным опытом, это необходимо, к примеру, если человек впервые прибыл на новую, еще неизвестную станцию. Ему необходимо максимально быстро сориентироваться по хорошо читаемым и узнаваемым указателям для дальнейших его действий.

Следует отметить особенности внимания, удерживающего усилием воли, например, целенаправленный поиск нужной информации в колонке объявлений на станции или в поезде (поиск необходимого расписания пребывания). Здесь достаточно , чтобы в поле зрения попало ключевое слово, изображение – и включается произвольное внимание, основанное на интересе. Любопытно, что такое включение внимания возможно не только при непосредственном поиске нужной информации, например в газете, но и при существовании у субъекта так называемой установки на поиск нужной информации. Для этого следует выделять цветом или желательно формой, те ключевые моменты (определенные слова , «стоп-кран» в поезде, информацию о расписании и пр.), которые будут давать толчок для нужного направления. [3]

Хочется так же отметить основные законы, связанные с формой и линиями, которыми не стоит пренебрегать. Например, квадратная, прямоугольная, круглая, овальная, треугольная плоскости по-разному распределяют внимание человека. Простые геометрические формы быстрее воспринимаются и лучше запоминаются по сравнению со сложными неправильными формами. А также, психическое воздействие линий (во многом связано с их количеством), так например, возникновение у человека ощущение спокойствия возможно только в том случае, если он смотрит на небольшое число линий. Если же линий очень много, и они имеют контрастные цвета, то такая картинка крайне сложна для восприятия, и вполне может вызвать головокружение и привести к стрессу.

Поэтому, отметим, что употребление линий в формировании среды очень важно, так как мы можем их использовать для достижения определенных эффектов (выделить срочную информацию, или обозначить место опасности). [2]

Воздействие или восприятие информации оказывают и формы линий. Считается, что вертикальные или горизонтальные прямые линии ассоциируются со спокойствием, (что необходимо применять в движущемся транспорте, для придания находящимся внутри людям - покой и устранить стрессовую обстановку) ясностью и даже солидарностью, а изогнутые – с изяществом и непринужденностью (вполне подойдет для вокзалов и прилегающей окружности, так как придаст контраст при выходе из вагонов и наполнение эмоций красками при смене обстановки). Однако, это справедливо в определенных условиях, например, чем чаще горизонтальные или вертикальные линии и чем контрастнее цвета, выбранные для их изображения , тем более неприятные, вплоть до головокружения, ощущения они производят.

Эти особенности проявляются, если человек находится в стрессовом состоянии. Поэтому, этим не следует переусердствовать при оформлении среды.

Так же отметим еще пару не маловажных значений и форм: - зигзагообразные линии передают впечатление резкого изменения, концентрации сил, быстрого высвобождения энергии;

- несбалансированные формы вызывают ощущение дискомфорта;

- незамысловатые и симметричные формы «прочитываются» гораздо быстрее других и привлекают наше внимание. [5]

Воздействие геометрической формы объекта на психическое восприятие человеком довольно существенно. В отдельных случаях именно форма объекта, а не его цвет играют первостепенную роль в восприятии.

Также хочется рассмотреть фирменный стиль и ключевые моменты при рэбрэндинге. Используемые в них тексты, фигуры не должны быть слишком стереотипны, навязчивы, они могут играть необходимую роль с элементами новизны. Ассоциативные связи лучше укрепляются, если они устанавливаются сразу по нескольким основаниям. На этом, в принципе, основана идея фирменного стиля ОАО «РЖД», который включает в себя различные элементы: слоган, логотип, товарный знак фирмы, фирменные цвета.

Фирменный стиль ОАО «РЖД» очень хорошо работает на узнавание – по одному элементу узнается вся «Российская железная дорога».

Подводя итог, хочется сказать, что изучив все выше перечисленные моменты форм и линий, мы можем создать уютную, сбалансированную, а главное – комфортную психологическую для данной сферы жизнедеятельности людей вплоть до мелочей.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Ветвицкая С. М. Железнодорожная психология (учебное пособие) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. №3-2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zheleznodorozhnaya-psihologiya-uchebnoe-posobie (дата обращения: 22.12.2016).

  2. Демидов, В.Е. Сущность и психология восприятия [Текст]/ В.Е. Демидов – М.:1994.

  3. Зазыкин, П.И. Психология в рекламе [Текст] / П.И. Захыкин – М.: 1993.

  4. Матвеев, Л.: Альманах «Лаборатория рекламы, маркетинга и PR» [Текст]/ Л. Матвеев – 2005.-№2.

  5. http:profitexter.ru/archives. [Электронный ресурс] / (дата обращения: 22.12.2016).

Просмотров работы: 1261