ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ОЦЕНКИ ТОНОВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА ФОТОГРАФИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ОЦЕНКИ ТОНОВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА ФОТОГРАФИИ

Никитенко А.В. 1
1Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мире постоянно совершенствуется техника и технология получения изображения, направленная на улучшение его качества. Поэтому вопросы, занимающиеся оценкой качества получаемого изображения, не теряют своей актуальности [4, с. 122]. Основная проблема оценки визуального качества снимка состоит в том, что для определения уровня качества не существует строгих объективных критериев, и напрямую зависит от психофизического восприятие каждого человека индивидуально, основываясь на накопленном ранее личном опыте [2].

Раздел научной фотографии, рассматривающий оценку точности воспроизведения яркостей объекта фотосъёмки на фотографическом изображении называется теорией воспроизведения тонов. В основе данной теории лежит оценка разницы между яркостями объекта съёмки и его фотографического изображения. Среди задач теории фотографического воспроизведения тонов выделяются две основные фазы: объективная фаза (отвечает за получение точной физической репродукции снимаемого объекта) и субъективная (отвечает за получение психологически и физиологически точной репродукции) [3]. Исходя из этого, появляются два основных направления работы в области воспроизведения тонов:

- оценка объективной фазы путём сбора информации, построения и анализа кривой объективного фотографического воспроизведения тонов. Авторы, заложившие основы теоретической концепции в этом направлении: К. Миз, Л. Джонс, Ф. Хертер, Е. Гольдберг, В. Дриффилд;

- оценка субъективной фазы тоновоспроизведения происходит по теории психофизического макрокачества позитивных фотографических изображений. Работы Е. Бренемана, К. Бартлессона, Е. Лоури сыграли весомую роль в развитии данной области [1, c. 340].

Развитие компьютерных технологий существенно расширило возможности первого направления. Построение характеристических кривых и кривых объективного тоновоспроизведения на основе автоматизированной обработки результатов исследований, повышение точности определяемых параметров, и многие другие аспекты сокращают количество трудоёмких процессов и время получение качественного результата [5, c. 56]. Новейшие разработки и достижения в области психологии, теории информации и психофизического восприятия комплексного стимула, дали толчок развитию субъективной фазы.

В прошествии последних лет, исследования особенностей тоновоспроизведения были выделены в два основных направления:

- поиск методов, дающих возможность, исходя из объективных параметров, делать выводы о субъективном качестве изображения;

- разработка методов компьютерного анализа и построения кривых объективного тоновоспроизведения для оптимизированной работы с фотографическими процессами, в которых принимает участие цифровое преобразование изображения. В результате построения и анализа кривой объективного тоновоспроизведения определяют параметры объективной фазы теории воспроизведения тонов.

Основные параметры тоновоспроизведения (средний градиент, общий градиент, градиент прямолинейного участка, коэффициент контрастности, длина участков непропорциональных искажений) указывают на то, что характеристики объективной фазы теории фотографического воспроизведения тонов для получения приемлемого качества изображения идут в прямой зависимости от фотометрических свойств объекта съёмки, физических и оптических характеристик съёмочной камеры, свойств негативного материала и последующей его химической обработке, метода получения позитивного отпечатка, свойств позитивного материала, способа оценки и измерения оптических плотностей полученного изображения [6, с.407].

Основные факторы, влияющие на воспроизведения тонов, указаны на диаграмме (рис. 1). На диаграмме даны десять этапов процесса тоновоспроизведения, каждому присвоен соответствующие номер от I до Х. Объективная сторона процесса поясняется в восьми из них (II – IХ этапы). Субъективная часть рассматривается на I и Х этапе. Крестообразное изображение в первом пункте – субъективное восприятие объекта съёмки. Что бы вынести заключению о пропорциональной передачи яркостей объекта на фотографическом изображении, необходимо сравнить свойства объекта съёмки со свойствами этого же объекта, но уже полученного на конечной репродукции, с точки зрения его субъективного восприятия.

Рис. 1. Схема фотографического воспроизведения тонов

В случае необходимости изучения только объективной фазы, за точку отсчёта принимается II этап. Чёрный крест на данном рисунке - условный объект съёмки, освещённый солнцем. На III этапе, с помощью линзы объектива фотокамеры, образуется оптическое изображение предлагаемого объекта на светочувствительном материале, в светочувствительном слое происходит образование скрытого фотографического изображения (IV этап). В процессе проявления и фиксирования происходит превращение скрытого фотографического изображения в видимое, которое являться негативом (V этап). В процессе печати (VI, VII этапы), негативное изображение превращается в видимое позитивное изображение (VIII этап). Конечной точкой объективной фазы тоновоспроизведения станет освещённый позитив (IX этап). Сравнение свойств полученного позитива со свойствами первоначального объекта съёмки, дают возможность судить о степени совершенства воспроизведения фотографическим процессом деталей оригинала.

Согласно проведённым исследованиям, было определено, что при оценке качества фотографической продукции визуальное качество снимка не имеет строгих критериев, и напрямую зависит от психофизического восприятие каждого человека индивидуально, основываясь на накопленном ранее личном опыте, т.е. данный метод может быть ограниченно применённым для оценки качества продукции.

Список литературы

  1. Миз К., Джеймс Т. Теория фотографического процесса. Пер. с англ. Под ред. A. JI. Картужанского и В.Н. Синцова, - Л, Химия, 1973.

  2. Пожарская C., Критерии оценки отдельного фотоснимка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.alfafoto.ru/shkola_text.asp?List=9. - (Дата обращения: 11.10.2016).

  3. Тоновоспроизведение объекта при черно-белой съемке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://photonik.ru/index.php/ekspozitsiya/482-eksponometriya-i-ekspozamer-tonovosproizvedenie-ob-ekta-pri-chjorno-beloj-s-jomke - (Дата обращения: 11.10.2016).

  4. Соколова Е.В. Современный метод оценки качества изображения // Современные концепции научных исследований: сб. тр. науч.-практич. конф. - М: Евразийский союз ученых, 2015. - Вып. 8. - С. 121-125.

  5. Иофис Е.А. Кинофотопроцессы и материалы. - М.: Искусство, 1980.

  6. Редько А.В., Константинова Е.В. Фотографические процессы регистрации информации. - СПб: Политехника, 2005.

Просмотров работы: 529