Профессионально ориентированная работа – это система учебно-воспитательной работы, направленная на усвоение школьниками необходимого объёма знаний о мире профессий [1, с.34].
Профориентационная работа в начальных классах проводится как на уроках, так и во внеурочное время. Профориентационные мероприятия могут быть представлены в виде оформления классного уголка профессий или школьного стенда, беседы и встречи с людьми разных профессий, экскурсии на предприятия или в музей, ведения «профессионального портфолио», классного часа по профориентации, сочинения, конкурсов, защиты проектов и психологических игр.
Учащиеся совместно с учителем могут оформить классный уголок профессий, либо одной профессии. Интерес будет вызван к уголку, если в него поместить фотоматериалы, организовать выставку книг и другой материал, связанный с профессиями. Необходимо, чтобы учитель постоянно акцентировал внимание детей на оформленный уголок профессий, для того чтобы он был рабочим.
Беседы и встречи с людьми разных профессий. Важное правило для учителя и специалиста – информация должна быть доступной и направленной на усвоение или понятие ее детской аудиторией. Обычно педагоги обращаются к родителям, которые могут прийти на занятие и рассказать детям о своей профессии. На классные часы по профориентации можно приглашать сотрудников полиции и других организаций для проведения бесед о значимости той или иной профессии [2, с.40-43]. Рассказ о профессии должен быть не более 5-8 минут с сопровождением наглядных материалов: орудий труда, рисунков, фотографий и др. Беседу стоит начинать в форме истории об одном дне специалиста, о его биографии. Но независимо от выбранной формы, беседа должна быть ориентирована на учеников начальных классов и включать в себя такие моменты, как историю профессии (откуда произошло слово, как менялся облик профессии и т.д.), интересные случаи, день празднования.
Следующей формой является организация экскурсии на предприятие или поездка в музей. В проведении экскурсии главное – сконцентрироваться на одной профессии или группе взаимосвязанных профессий (например, спасатели). Главная задача проведения экскурсии – показ детям важности и значимости той или иной профессии. В музее при проведении тематических выставок экскурсовод может показать орудия труда и различные экспонаты, рассказать младшим школьникам о старинных профессиях, которые утратили свою значимость в современном мире. Например, рассказывая про пахаря, можно обратить внимание детей на орудия труда пахаря: соха, плуг, борона, коса, грабли, фонарщика – лестницы, керосиновые лампы и пр.
Для проведения профориентационного занятия с детьми начальной школы можно использовать такую форму, как ведение учениками «Профессионального портфолио», т.е. папку документов, содержащую вырезки из газет, письменные работы, рисунки, интервью с родителями, отзывы, фотоматериалы и репортажи с места событий [3, с.33-37].
Формировать представление младших школьников о профессиях можно и нужно при помощи психологических игр. Например, игра «Угадай профессию по жестам», «Вспомни как можно больше слов на букву “…”, связанных с данной профессией», «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с этой профессией» и др.
Профориентационное занятие может сопровождаться наглядными методами обучения в виде иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин и т.д., что позволит обучающимся не только узнать о профессиях, но и создаст более яркий образ того будущего, которое их ожидает. Благодаря таким формам профориентированной работы, можно дать ребёнку возможность попробовать себя и свои силы в разных видах деятельности, творчества.
Список литературы:
Денисова, Т.Л. Элементы профориентации на уроках трудового обучения в начальных классах [Текст] /Т.Л. Денисова // Профессиональная ориентация в учебно-воспитательном процессе школы и педвуза / Отв. ред. Т.И. Шалавина. – Новокузнецк: НГПИ, 221. – С.34-36
Землянская, Е.Н. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников [Текст] / Е.Н. Землянская // Начальная школа. – 2002. – № 12. – С. 40-43
Пряжников, Н.С. Работа по профориентации в младших классах [Текст] / Н.С. Пряжников // Педагогика. – 1993. – № 5. – С. 33-37.