Мероприятия по охране земель - мероприятия по предотвращению возникновения и развития негативных процессов, связанных с деградацией земель, их загрязнением и захламлением, а также нарушением земель.
Также охрана земель осуществляется посредством реализации государственных мероприятий в рамках государственных и муниципальных программ, направленных на охрану и улучшение земель.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель. [2]
Совокупность приёмов, способов, методов управления образует механизм, при помощи которого воздействуют на отношения по использованию и охране земель.
Метод — это способ, приём воздействия на участника (субъекта) земельных отношений, связанных с организацией использования и охраны земель.[3]
В самом общем виде система землеохранных мероприятий состоит из трех направлений: сохранение земли, т.е. недопущение ухудшения ее качественных показателей; восстановление качества земель (посредством рекультивации); улучшение состояния земель (посредством мелиорации). [4]
Собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы обязаны за счет собственных средств осуществлять меры по охране земель:
рациональную организацию территории;
восстановление и повышение плодородия почв, а также других полезных свойств земли;
защиту земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, от других процессов разрушения;
защиту от заражения сельскохозяйственных угодий и других земель карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорняками, кустарником и мелколесьем, других процессов ухудшения культуртехнического состояния земель;
рекультивацию нарушенных земель, восстановление их плодородия и других полезных свойств земли и своевременное вовлечение в хозяйственный оборот;
снятие, использования и сохранения плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.[1]
В ст. 9 Конституции определено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. [2]
В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.
Эффективность мероприятий по охране земель во многом зависит от экономических факторов стимулирования рационального использования и бережного отношения к земельным ресурсам. Порядок такого стимулирования устанавливается, в частности, бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах. Меры, повышающие заинтересованность в охране земель, рассчитаны в первую очередь: на собственников земельных участков; землепользователей; землевладельцев; арендаторов земельных участков.
Экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель предусматривает, в частности, следующие меры:
освобождение от платы за земельные участки в период их освоения и период, предусмотренный проектом производства работ;
поощрение работников сельскохозяйственных предприятий, руководителей и специалистов за реализацию мероприятий по улучшению качества земель, повышению плодородия почв и их продуктивности;
установление повышенных цен на экологически чистую сельскохозяйственную продукцию;
компенсацию собственникам земель и другим пользователям произведенных ими затрат по охране земель, повышению плодородия почв.
Земля является одним объектов охраны окружающей среды, поэтому за невыполнение установленных требований земельного законодательства обязательных для выполнения мероприятий по улучшению, защите земли, охране почв, ухудшающее состояние земли нарушитель несет ответственность.
Государственное управление опирается на ряд механизмов, в частности, административно-правовой (административно-организационный), экономический, общественно-психологический, которые определены законодательно.
Государство в лице компетентных органов разработало и установило правила и нормы приобретения прав на земельные участки, по использованию всех земельных ресурсов страны и отдельных его частей (категорий земель, видов землепользования).[3]
Законодательно предусмотрены методы управления — землеустройство, кадастр недвижимости, мониторинг земель и земельный контроль, которые, должны обеспечивать рациональное использование и охрану земель.
Защита земельных ресурсов и эффективное восстановление нарушенных земель от природно-антропогенных процессов будет возможна только в том случаи, если не только государство, но и все собственники и пользователи земли будет способствовать предотвращению, улучшению и охране качественных характеристик земельных ресурсов
Список литературы
1 Чешев А.С., Вальков В.Ф. Основы землепользования и землеустройства: Учебник для вузов. Издание 2-е, дополненное и переработанное. – Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2002. – 544с. (серия экономика и управление».)
2 Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 года №139-ФЗ
3 Татаринцев, Л.М. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ И ОХРАНЕ ЗЕМЕЛЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. [Электронный ресурс] / Л.М. Татаринцев, В.Л. Татаринцев, И.А. Будрицкая, О.А. Латышева. — Электрон. дан. // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2014. — № 1. — С. 137-142. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/journal/issue/290156 — Загл. с экрана.
4 http://biofile.ru/bio/36827.html