АНАЛИЗ НИКОТИНОВОЙ И АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АНАЛИЗ НИКОТИНОВОЙ И АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Белорусова Ю.Б. 1
1Алтайский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На формирование здоровья студенческой молодежи в процессе обучения влияет множество факторов, которые условно можно разделить на две группы. Первая группа – это объективные факторы, непосредственно связанные с учебным процессом (продолжительность учебного дня, учебная нагрузка, обусловленная расписанием, перерывы между занятиями, состояние учебных аудиторий и т.д.). Вторая группа факторов – субъективные, личностные характеристики (режим питания, двигательная активность, организация досуга, наличие или отсутствие вредных привычек и т.д.).

Молодежь должна быть более здоровой и лучше подготовленной к тому, чтобы выполнять свои обязанности в обществе. Необходимо учитывать, что в подростковом возрасте закладывается отношение к питанию, физкультуре, курению, формируется образ жизни, сексуальное поведение и одновременно проявляются факторы риска хронических заболеваний старшего возраста. Резко изменяется структура угроз здоровью, включающих алкоголь и наркотики, правонарушения, групповое насилие и нежелательную беременность.

Несмотря на высокую оценку собственного здоровья, у студентов остаются серьезные проблемы со здоровьем. За последние пять лет эта ситуация в лучшую сторону, к сожалению, не изменилась. В структуре этих проблем первое место по-прежнему занимают усталость (отметили 50% студентов), легкие недомогания (26%), угнетенное психологическое состояние (25%), головные боли (18%). Не снижается уровень простудных заболеваний (21%), заболеваний сердечно-сосудистой (14%) и пищеварительной системы (14%). Без изменений остается ситуация с заболеваниями, требующими как более пристального внимания со стороны самих учащихся, так и контроля со стороны родственников и врачей-специалистов. На заболевания аллергией указали 11% студентов, зубов – 10%, заболевания мочеполовой системы (урология, гинекология) – 2%.

Стоит отметить, что субъективная оценка здоровья студентами отражает реальную ситуацию с заболеваемостью. На диспансерном учете находятся более 8% студентов, страдающих хроническими заболеваниями, требующими постоянного медицинского наблюдения. Практически каждый десятый студент университета серьезно болен. Чуть менее половины студентов предпочитают обращаться к врачу не чаще одного раза в год. Очевидно, большинство таких обращений связано с необходимостью получить справку о состоянии здоровья, а не пройти профилактический медицинский осмотр. В связи с продолжающимся развитием организма студентов в период обучения, он более подвержен различным неблагоприятным воздействиям. Это приводит к срыву процесса адаптации и развитию целого ряда заболеваний. Рост заболеваемости студентов снижает эффективность учебного процесса, а в дальнейшем ограничивает их профессиональную деятельность.

Конечно, каждый студент знает, какое губительное воздействие на организм оказывает употребление табака и спиртных напитков. Тем не менее практика курения и употребления спиртных напитков довольно широко распространены в студенческой среде. Поэтому отношение студентов к курению и алкоголю важно при оценке их образа жизни [1].

Курение студентов, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечной - сосудистой системах. Вскоре они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке. Число неуспевающих студентов возрастает в тех группах, где больше курящих. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками.

Причины, по которым студенты начинают курить - очень просты. В основном на личность действует общество, с котором он находится в постоянном контакте. И, как известно - «дурной пример влиятелен». А студенты начинают курить, потому что они хотят себя посчитать крутыми, и доказать, что теперь они сами за себя отвечают и решают, что им делать.

Второе место после курения занимает алкоголь. Но проблема в том, что очень большое количество людей совмещают курение с алкоголем, что вызывает, в последствии, еще больший букет болезней.

Почему же эта прозрачная жидкость почти без запаха и вкуса так опасна? 40% - столько содержится этилового спирта. Он-то и приносит наибольший вред. Спирт обладает способностью быстро всасываться в слизистую оболочку желудка, и уже через 5-10 минут алкоголь поступает в кровь человека. Наша печень может за 1 час переработать только около 30 грамм алкоголя. Примерно такое же количество алкоголя содержится в бокале вина или пива. Любой коктейль сразу в несколько раз увеличивает дозу алкоголя, а значит и время опьянения, и связанную с этим опасность!

Главное направление атаки алкоголя - мозг и нервная система. Именно они страдают первыми. Алкоголь замедляет работу мозга и делает для него неразличимыми сигналы нервных окончаний, именно поэтому у человека после употребления алкоголя резко снижается реакция и нарушается координация движений. Печальная статистика: алкоголь – одна из самых частых причин смерти молодых людей в возрасте от 17 до 30 лет! У злоупотребляющих алкоголем, особенно в молодом возрасте, риск развития рака полости рта в 10 раз выше, а если они еще и курят, то в 15 раз выше по сравнению с непьющим.

Студенты пьют в наши дни пиво - это почти такой же спиртосодержащий продукт. Он обладает те ми же качествами заболеваний, только реакция идет слабее. Пиво попадает в наш организм, через желудок в кровь. А кровь естественно проходит через весь организм и даже головной мозг, отсюда и возникают проблемы с нервной системой. Нарушается рецептор в головном мозге, который отвечает за равновесие [2].

В данной статье представлены результаты анкетирования студентов Алтайского Государственного Университета, которое проводилось с целью выявления вредных привычек, в частности курения и употребления алкоголя. Курение в студенческой среде вполне укладывается в рамки нормативной модели, согласно которой курение представляется вредной привычкой, опасной для здоровья. Так, 51,9% юношей и 71,6% девушек заявили, что никогда не курили. К числу студентов, которые курили ранее и бросили, отнесли себя 18,5% юношей и 13,6% девушек. 21% юношей и 4,9% девушек заявили, что курят каждый день. Можно предположить, что реальное число курильщиков несколько больше, так как некоторые могут скрывать факт своего курения. По результатам анкетирования, в число студентов, нерегулярно прибегающим к подобным практикам (не каждый день), отнесли себя 13,6% юношей и 4,9% девушек (Рисунок 1 – «Курите ли вы?»).

Рисунок 1 – «Курите ли вы?»

Еще одной вредной привычкой является употребление алкогольных напитков.Подавляющее большинство (63% девушек и 53,1% юношей) заявили, что выпивают только «по праздникам». Группу риска составляют 13% юношей и 6,2% девушек, для которых частота употребления алкоголя составляет более одного раза в неделю.Однако, если исходить из того, что частое употребление крепких напитков молодыми людьми чревато алкоголизмом, ситуация становится тревожной. Причем, как и в отношении курения, следует учитывать фактор преуменьшения количеств употребляемого алкоголя, эта цифра, очевидно, является более значимой. Важно отметить, правда, что почти треть (34,6% юношей и 30,9% девушек) заявили, что вообще не употребляют спиртные напитки (Рисунок 2 – «Употребляете ли вы алкогольные напитки?»).

Рисунок 2 – «Употребляете ли вы алкогольные напитки?»

Среди мер организационного характера в Вузе, направленных на борьбу с курением и употреблением алкогольных напитков, можно выделить следующие:

  • Привлечь внимание студентов к табакокурению и употреблению алкоголя, как к важнейшей для их здоровья проблеме;

  • Выпускать плакаты и стенгазеты, отражающие проблему курения и «пивного» алкоголизма среди студентов;

  • Сформировать мотивированное решение об отказе от вредных привычек и принятие основ ЗОЖ;

  • На основе психологических, немедикаментозных методов помочь студентам прийти к самостоятельному решению об отказе от вредных привычек, основанному на правильном и осмысленном отношении к своему здоровью как к зрелому, позитивному поведению взрослого человека и зрелой личности.

Решение неотложной задачи по снижению распространенности вредных привычек среди подростков требует конечно же межведомственного взаимодействия, объединения усилий врачей, педагогов, родителей, социальных работников, всего общества. Необходимо принятие решений и на законодательном уровне, в частности, активная профилактика вредных привычек среди взрослого населения, активная реклама в СМИ составляющих здорового образа жизни и вытеснение социально опасной рекламы.

Список литературы:

  1. Я.В. Ушакова. Здоровье студента и факторы его формирования. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2007, № 4, с. 197–202. URL: - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/99999999_West_2007_4/36.pdf (Дата обращения: 02.10.2016).

  2. Влияние вредных привычек на организм студента. URL: - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.studmed.ru/docs/document32412?view=1 (Дата обращения: 02.10.2016).

Просмотров работы: 518