ВОЗДЕЙСТВИЕ «МЕМОВ» НА ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВОЗДЕЙСТВИЕ «МЕМОВ» НА ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Фоменко А.К. 1
1Башкирский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном медийном пространстве динамично применяются многообразные средства, возникшие и функционирующие в рамках интернет-общения. Один из инструментов воздействия выступают интернет-мемы, в частности, такая их разновидность, как креолизованный текст, соединяющий в себе визуальный и вербальный элементы. Этот стиль интересен тем, что эффективно отражает действия социальной, общественно-политической и культурной жизни, реализуя творческие и игровые функции автора и адресата. При помощи визуального образа в меме не только задается тема сообщения, но и создается особенная эмоционально-экспрессивная тональность коммуникации.

Интернет-мемом называют любую картинку, фразу, видео или другого рода информацию, которая очень быстро завоевала большую популярность в сети. Обозначает также явление спонтанного распространения такой информации или фразы. Вошло в употребление в середине первого десятилетия XXI века.

Мемами могут рассматриваться как слова, так и изображения. Иначе говоря, это любые высказывания, иллюстрации, видеоматериал или звукоряд, которые имеют значение и стабильно распространяются во Всемирной паутине. Спонтанному неуправляемому распространению от одного интернет-юзера к другому подвержена не всякая информация, а только та, которая каким-либо способом оставляет многих юзеров неравнодушными к ней. Интернет является настолько значимой технологией для мемов, что они, динамично распространяющиеся посредством интернета, получили особое название - Интернет-мемы.

Термин «мем» впервые употребил оксфордский профессор Ричард Докинз в своей книге «Эгоистичный ген» в 1976 году. В ней он называет «мемом» единицу культурной информации, способную «размножаться». Слово «мем» в книге аналогично гену, который является единицей культурной передачи.

Первоисточники мемов многообразны: горячая новость в СМИ (иранские ракеты), предмет искусства (Джоконда), фильм (Это Спарта!), герой аниме, высказывание интернет-пользователя и т.д. Интернет-мемы удерживают в себе данные о том тексте, информативном ресурсе, культурном феномене либо историческом событии, который стал основой для появления мема. Таким образом, это юмор «не для всех», а только для тех, «кто понимает»: комический эффект рассчитан на определенную аудиторию. Тем не менее, благодаря открытости интернет-пространства мем зачастую становится известен обширной аудитории, преодолевая установленные ограничения, что представляет особый интерес для исследования.

Современный облик электронных СМИ невозможно продемонстрировать без визуальных элементов. Применение фотографий, инфографики, рисунков не только стимулирует, упрощает восприятие информации, но и дает возможность акцентировать внимание на определенных элементах сообщения, выделить наиболее важные, на взгляд автора, смыслы. При всем разнообразии текстов, предлагаемых на сегодняшний день электронными изданиями, заинтересованность читателя неизбежно определяется двумя факторами: присутствием броского заголовка и сопровождающего статью изображения. В случае если читатель изначально не был ориентирован на определенную рубрику, его интерес скорее привлекут статьи с красочным визуализированным сопровождением.

Путешествуя по интернету, каждый пользователь не раз замечал непонятные ему слова или выражения типа «+1» или «Автор выпей йаду», «Превед Медвед», а также различные повторяющиеся картинки и видеоролики. Бывалые пользователи уже давно привыкли к этому и понимают суть этих выражений, которые называются интернет-мемами.

По виду представления информации, интернет мемы можно разделить на несколько категорий:

  • Словесные (текстовые);

  • Графические (мемы-картинки);

  • Звуковые;

  • Видео;

  • Комбинированные мемы (сочетание нескольких видов в одном).

Данная классификация принадлежит напрямую к Интернет-мемам, тем не менее не содержит аудио-мемов, мелодий, ставших мемами без ассоциации с визуальным рядом («Имперский марш» из «Star Wars»). Помимо этого, подобная типология оставляет за скобками то, что один мем может быть воплощен в разных носителях - и как видеоряд, и как отдельная иллюстрация или высказывание. Тогда появляются проблемы, к какому типу причислить данный мем.

Текстовые мемы, как уже говорилось, представляют собой слово, словосочетание или фразу: «Превед», «Аффтар жжот», «Баян», «Британские ученые», «Горизонт завален» и др. Сюда же можно отнести своеобразные клишированные обороты, начинающие или оканчивающие высказывание: «Мне одному кажется, что…», «Читать до конца…», «…Занавес!» и т. д. Источниками появления подобных мемов нередко становятся высказывания «рядовых» пользователей.

Мемы-картинки существуют в двух основных разновидностях: во-первых, узнаваемое изображение - например, «омской птицы», Ктулху», «совы» или других персонажей; во-вторых, выполненная в графическом редакторе «Photoshop» картинка, обработанная фотография, которая получила сленговое название фотожаба. Во втором случае имеет значение не только визуальная составляющая, но и сюжет.

Видео-мемы живут долго, так как они постоянно получают новую путёвку в жизнь: их видоизменяют путём накладывания на различные популярные отрывки из фильмов и, со временем, они становятся еще смешнее.

К креолизованным интернет-мемам можно причислить мем «Омская птица», который имеет популярность среди омичей. Мем представляет собой рисунок красной птицы в красном же одеянии (а может, это и оперение) с трёхрогим колпаком. Как правило птица ещё и с портфелем за спиной, содержимое которого неизвестно. На заднем фоне присутствуют две надписи. Верхняя фраза – обычное предложение, нижняя – неожиданное. После последовательного прочтения двух фраз возникает эффект неоправданного ожидания, что обусловливает формирование комического эффекта. Содержание данных мемов, в основном, связана с омским каламбуром (птица говорит необычные и забавные вещи, переворачивая слова с ног на голову). Например: «суд дал мне разрешение... 640 на 480». Тут речь идет об экранном разрешении.

Отметим, что Омская птица – как и многочисленные другие узнаваемые мемы (Плачущий мальчик, Ктулху и т.д.), – становится независимым мем-персонажем, упоминания о котором, выходя за границы Интернет-среды, разносятся и в быту, и в иных сферах коммуникации. Тем не менее, направленность на определенную целевую группу (в данном случае, омичей) при этом сохраняется. Более того, сужение круга адресатов способствует увеличению важности мема изнутри группы, осознанию его «важности», предназначенности только для «избранных».

Мемом участники соцсетей называют всё, что спонтанно обретает известность в интернет-сфере, начиная от остроумной фразы знаменитого политика, заканчивая любой информацией, которая не оставила юзеров равнодушными к ней.

Чаще всего мемы не несут смысловой нагрузки, но при этом легко могут заменить длинные выражения. Привлекательность мема - в его популярности.

Среди пользователей «Яндекса» самыми популярными мемами 2016 года стали «плачущий мальчик», «Джонни Кэтсвилл» и «Леонид Аркадьевич расстроен».

Предположим, юзер какого-нибудь оживлённого подросткового веб-сайта постит иллюстрацию с остроумной подписью. Кто-то замечает ее и постит на другом портале, при желании сменив подпись на иную (либо заменив фон, но оставив надпись). В процесс со временем включаются другие люди, и каждый из них будет добавлять какое-нибудь новшество в исходный вариант изображения. Для чего? - да просто так, для веселья, прикола. Картинка распространяется, заполняя собой интернет-пространство, и уже можно с полной уверенностью заявлять, что это образовался мем. Хороший, удачный мем всегда рождается спонтанно.

Спустя некоторое время, мем достигает пика своей популярности. В зависимости от определенного случая, это занимает от нескольких суток до нескольких лет. Распространившись по всевозможным сетям, он может даже просочиться в реальную жизнь. Впоследствии чего процесс его размножения замедляется, либо прерывается совсем. Начинается период пресыщения - мем уже всем наскучил, начинает нервировать, и со временем вытесняется другими, более новыми мемами, а его стараются больше не использовать. Так он попадает в категорию «баян». Такие как, «trollface», «me gusta», «Денег нет, но вы держитесь».

Интернет-журнал Cracked старается выделить типы мемов на базе их содержания, описывает 6 основных категорий:

  • Самореклама. Мемы применяются как способ стать знаменитостью в Интернете

  • Случайная популярность. Когда мемом становится чей-либо случайный остроумный или же глупый поступок

  • Городские сплетни либо мифы. Ими может стать всё, что необъяснимо нравится, содержит значение для одного человека и его единомышленников

  • Реклама. Стремление использовать механизм популярности мемов с целью рекламы и продвижения продукта (форсед)

  • Редактированные изображения. Иллюстрации редактируются таким образом, чтобы это было весело или волнующе

  • Ссылки на поп-культуру. Мемы, отмечающие всевозможные происходящие действия, которые стоит отметить

  • Эта типология отображает главные тематические источники мемов, не концентрируясь в носителях, смыслах и эффектах.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Щурина, Ю. В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации / Ю. В. Щурина // Науч. диалог. 2012. № 3. С. 161-173.

  2. Докинз Р. Эгоистичный ген. - URL: http://www.litmir.me/br/?b=7296&p=66

  3. Интернет-мем. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Интернет-мем

  4. Сычев А. А. Юмор в интернет-коммуникации: социокультурный аспект/А. А. Сычев. - URL: http://fanread.ru/book/4619619/

  5. Сорокин Ю. А. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция / Ю. А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов // Оптимизация речевого воздействия. – Москва: Наука, 1990. - С. 180-181.

Просмотров работы: 1040