Элементами профориентационной работы являются: профессиональное просвещение, профессиональная активизация, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная активизация, профессиональная адаптация. Содержание данного вида работ варьируется в зависимости от возрастных и психологических особенностей учащихся. Поскольку в старших классах профориентационная работа направлена на выбор профессии учеников, то в начальных классах – на трудовое воспитание. Классный руководитель непосредственно должен приобщить младших школьников к несложному участию в труде, поручив, например, ухаживать за цветами в классе, убирать с доски, участвовать в уборке класса.
Готовность школьников к выбору профессии формируется постепенно, а это значит, что педагог берет на себя большую ответственность для того, чтобы информация была адекватно воспринята детьми младшего школьного возраста. Школьник должен суметь правильно оценить свои личностные характеристики (склонности, способности, наличие профессионально важных качеств), понять, будет ли интересна ему будущая профессия [1, с. 47].
Образовательное учреждение ставит перед классным руководителем задачу по развитию у учащихся умения ставить жизненную цель, осознанно делать выбор своей будущей профессии, определяющей дальнейшую самостоятельную жизнедеятельность.
Классные руководители, опираясь на Концепцию образования, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) и план воспитательной работы школы,
1) составляют для своего класса план для самоопределения, для выбора их будущего жизненного пути. Также учитель должен учитывать индивидуальные особенности школьников и их творческие умения;
2) организуют индивидуальные, групповые и массовые формы работы (беседы, конференции) для того, чтобы легче распознать особенности каждого ученика, найти индивидуальный подход к личности ребенка;
3) ведут психологические наблюдения за учениками для выявления природных задатков, для развития приобретенных в процессе общения с обществом качествами;
4) организуют выездные экскурсии [1, с. 48].
Проводить профриентационную работу нужно в непринужденной обстановке, не навязывая детям своей позиции по поводу выбора профессии. Необходимо беседовать с детьми на темы Родины, красоты, нравственности, чтобы, подойдя к профессиональному выбору, ребенок был заинтересован в полезности и значимости этой профессии для общества. Начинать вводить в тему следует с примеров выдающихся творений, созданных людьми, чтобы у детей возникала мотивация к познанию и стремлению работать в определенной профессиональной деятельности.
Таким образом, педагогическая поддержкаклассного руководителя в профессиональном самоопределении младших школьников очень важна, т.к. его основная задача – это формирование у ребенка стремления и интереса к определённому виду труда.
Список литературы:
Рожкова, М.И. Классному руководителю по профессиональной ориентации [Текст]: Учебно-методическое пособие / М.И. Рожкова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 280 с.