Профессиональная деятельность занимает важное место в жизни каждого человека. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.
Профессиональная ориентация – это не выбор учащимся профессии, одной на всю жизнь, это формирование готовности к профессиональному самоопределению, активизация внутренних качеств личности, чтобы, при включении в профессиональную деятельность, ребенок полностью реализовал себя [1].
Профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении представляет собой научно-обоснованную систему мер, которые способствуют профессиональному самоопределению личности, формируют будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить свои способности [4].
Профессиональная ориентация в начальной школе – это система учебно-воспитательной работы, которая направлена на усвоение младшими школьниками минимального объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий [2].
Основными направлениями профориентационной работы в начальной школе являются:
– помощь младшему школьнику в выборе направления деятельности, в которой хотел бы он себя реализовать;
– расширение круга современных профессий и их важность в жизни [6].
Ранняя профориентация детей необходима в основном для выявления сферы интересов детей и обогащения этой сферы, развития способностей младших школьников на основе различных впечатлений о мире профессий.
Обучение в школе выявляет избирательное отношение учащегося к разным учебным предметам. Перед учениками начальной школы не стоит проблема выбора профессии. Но профессиональное самоопределение тесно связано с развитием личности на всех возрастных этапах. Представления о профессиях у ученика 7-10 лет ограничены в связи с его небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, родственников, об этих профессиях дети имеют поверхностное представление [3].
Младший школьный возраст является значимым для профессиональной ориентации, так как существует ряд показателей, нравственно-волевых и мотивационных характеристик, формирующих данный этап возрастного развития.
Работа по профориентации в начальной школе является пропедевтической, т.е. предварительной. На этом этапе у учащихся формируется добросовестное отношение к труду, понимание его места в жизни человека и общества, развивается интерес к профессиям родителей и ближайшего окружения, интерес к более распространенным профессиям. Также важными направлениями профориентационной работы в начальном образовании является обучение младших школьников навыкам самооценивания, развитие рефлексии и реалистической самооценки детей.
Цель учителя начальных классов – развитие интересов и способностей младшего школьника, формирование потребности учеников в профессиональном самоопределении.
Для младших школьников профориентационные занятия направлены на создание у них конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Именно эти представления создают психологическую основу для дальнейшего развития профессионального самосознания. Содержание и структура занятий в начальных классах определяется возрастными особенностями младших школьников.
Целью профориентации в 1 классе является формирование первых умений и навыков общего труда на пользу человеку, культуры труда, расширение знаний о производственной деятельности общества, о технике, воспитание уважения к людям, которые трудятся, понимание значения труда в жизни человека.
Во 2 классе младшие школьники также продолжают знакомство с трудом окружающих, имеют более глубокое представление о некоторых профессиях. Учащиеся второго класса пытаются устанавливать отношения в трудовых группах, занимаются освоением различных умений и навыков трудовой деятельности.
Учащиеся третьего класса продолжают углублять общетрудовые знания, умения и навыки. В этом возрасте происходит знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями, начинается отработка первых навыков организации своей работы и работы одноклассников. Третьеклассники проявляют активность и инициативу в поисках и воплощении полезных дел. В этот период происходит воспитание чувства ответственности за качество выполненной работы.
У учащиеся 4 класса обобщаются и расширяются представления о труде, полученные в предыдущих классах. В этом возрасте продолжается воспитание любви к труду, уважения к людям труда. У них углубляются представления о многообразии профессий [5].
Профориентационная работа дает возможность младшему школьнику попробовать себя в различных видах деятельности. Применение своего опыта, увлечений позволяет учащимся лучше понять, что больше ему нравится, к чему предрасположенность.
Список литературы:
1. Власова, Е.В. Профориентационная работа в начальной школе [Электронный ресурс] / Е.В. Власова. – Режим доступа: http://ext.spb.ru/site/6828-2014-12-22-21-15-09.pdf. – 23.12.2016.2. Денисова, Т.Л. Элементы профориентации на уроках трудового обучения в начальных классах [Текст] / Т.Л. Денисова. – Новокузнецк: НГПИ, 2010. – 214 с.
3. Климов, Е.А. Как выбирать профессию [Текст] / Е.А. Климов. – Москва, 1990. – 158 с.
4. Костромина, М.Н. Первые шаги в профориентационной подготовке младших школьников [Текст] / М.Н. Костромина, В.А. Творожникова, Т.В. Ширяева. – Сыктывкар, 2011. – 66 с.
5. Мартынова, Т.Г. Профориентация в начальной школе [Электронный ресурс] / Т.Г. Мартынова. – Режим доступа: https://infourok.ru/proforientaciya-v-nachalnoy-shkole-369747.html. – 22.12.2016.
6. Приходько, Т.Ю. Профориентационная работа в начальной школе [Электронный ресурс] / Т.Ю. Приходько. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2015/10/26/proforientatsiya-v-nachalnoy-shkole. – 23.12.2016.