К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ СОСТОЯНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ СОСТОЯНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Брюхова А.А. 1, Дружинина Л.А. 2
1ФГБОУ ВПО «Южно - Уральский государственный гуманитарно - педагогический университет»
2ФГБОУ ВПО «Южно - Уральский государственный гуманитарно - педагогический университет» факультет инклюзивного и коррекционного образования.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Детство является наиболее важным периодом развития человека. В период дошкольного возраста у ребенка уже складываются взгляды на жизнь, начинает формироваться опыт общения и взаимодействия.

Восприятие мира у детей с тяжелыми нарушениями зрения происходит не так как у всех, и общение и взаимодействие выстраивается с определенными трудностями. Очень важно изучать детей с тяжелыми нарушениями зрения и их межличностные отношения, ведь в детстве человек получает фундамент навыков общения. И это первичный фундамент, на котором строится дальнейшее взаимоотношение с людьми и развитие самой личности

Многие педагоги и психологи занимались изучением межличностных отношений.

В. Н. Мясищев дает следующее определение, отношение личности – это активная, сознательная, интегральная, избирательная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности. [8, 33]

В исследовании Куницыной В. Н. Межличностное общение, это отношения между людьми, складывающиеся в процессе общения на основе личных пристрастий, интересов, склонностей в условиях определенной культуры (и субкультуры). Это социально-психологическое явление, которое испытывает на себе и «впитывает» в себя самые разнообразные влияния, как внутренние (личностные), так и внешние (средовые).[6,15]

В энциклопедическом словаре Безруковой В.С., дается следующее определение:

Межличностные отношения – это субъективно переживаемое, личностно значимое, эмоционально – когнитивное отражение людьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия.[2,17]

В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие сверстники. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становится одной из главных. В четыре-пять лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество.

Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми.

- Большое разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широкий их диапазон. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми

- Вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности.

- Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником дошкольники используют самые неожиданные действия и движения.

- Также для дошкольников характерно преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. [9, 199]

У детей с нарушениями зрения межличностные отношения протекают с определенными трудностями. Многими тифлопсихологами и тифлопедагогами отмечаются нарушения в сфере общения у данной категории детей (Л.В.Егорова, В.П.Ермаков, П.М.Залюбовский, А.Г.Литвак, Л.И.Плаксина, Л.И.Солнцева и др.).

По словам, А. М. Жихарева, дети с глубокими нарушениями зрения в дошкольном возрасте начинают понимать свое отличие от нормально видящих детей, а в подростковом - по-настоящему переживать свое физическое несовершенство. Наличие у них недостатков зрения и осознание своего отличия от нормально видящих приобретает личностный смысл.[1]

Дети с нарушением зрения являются группой риска с точки зрения возможных проявлений личностной дезадаптации, обусловленной сложным сочетанием биологических, социальных и аномальных факторов.[4,34].

Л.С. Выготский отмечал, что дефекты зрения нарушают взаимодействие человека со средой, в результате при врожденной или рано возникшей слепоте затрудняется установление социальных связей и отношений. Основные и наиболее тяжелые последствия слепоты лишь косвенно связаны с органическим дефектом и являются в первую очередь следствием нарушений социальных отношений. [5, 120]

Дети данной категории не имеют возможности пользоваться выразительными средствами, сам процесс общения становится возможным только с появлением речевых звуков. У них часто наблюдаются трудности в установлении контактов с окружающими, поддержании процесса общения, что вызвано слабым владением средствами общения, для формирования которых необходимо участие всех анализаторов. Особенно важную роль в развитии функции общения играет зрительный анализатор, который в процессе социальной перцепции несет информацию об особенностях характера и эмоциональных состояний собеседника. Невозможность дистантного восприятия мимических и пантомимических проявлений собеседника приводит к неадекватному восприятию его реальных характеристик и состояний, а также вызывает трудности формирования правильной речи. У детей, лишенных возможности дистантного восприятия окружающей действительности, представления о мимике, жестах, пантомимике очень непрочные, расплывчатые, что в значительной мере затрудняет процесс межличностного общения.

Исследование Л. И. Плаксиной показало, что дети с нарушением зрения не умеют привлекать к себе внимание партнера, зачастую не знают, как нужно обратиться с просьбой к окружающим. Их высказывания часто остаются незамеченными, так как не адресованы кому-то конкретно.

Кроме того, у детей наблюдается малая активность при вступлении в контакт и ответах на обращения из-за отсутствия навыков ведения бесед, диалогов.

Большая часть детей слабо ориентирована на нормы и правила поведения. Сферу общения они не выделяют для себя, как область приобретения новых знаний, умений, навыков и впечатлений. [3,84]

Ученые и практики, работающие с данной категорией детей, указывают, что одна из причин отчуждения незрячего человека в обществе зрячих — это трудность в общении, особенно в смешанных коллективах (А.Г.Литвак, П.М.Залюбовский и др.) Зрительный дефект вызывает затрудненность общения, заставляя ребенка чувствовать себя отверженным. А неадекватная самооценка и слабая социальная адаптация приводят к нарушениям процесса межличностного общения.

Сравнительно ограниченные контакты слепых с окружающими влекут за собой замкнутость, некоммуникабельность, стремление уйти в свой внутренний мир. Уже это краткое перечисление особенностей личности слепых показывает, что ее устойчивые свойства (направленность, способности, темперамент и характер) лишь косвенно связаны с дефектами зрения. В одних случаях эта связь обусловлена недостатками в области чувственного познания и неудачным опытом познавательной и ориентировочной деятельности (например, боязнь нового), в других неблагоприятными условиями воспитания, выпадением из коллектива, ограничением деятельности, отрицательными результатами попыток налаживания контактов со зрячими. Еще менее выраженной оказывается связь между формированием отдельных структурных компонентов личности и глубиной и временем возникновения первичного дефекта. [7,80]

Исследование межличностных отношений проводилось на базе МДОУ д/с № 138 г. Челябинска для детей с нарушением зрения. Возраст исследуемых: старший дошкольный (5-6 лет). В эксперименте приняли участие 12 детей с нарушениями зрения

Для исследования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями зрения нами была выбрана социометрическая методика "Два домика" (Т.Д. Марцинковская).

Детям было предложено посмотреть (потрогать) два домика. Первый домик большой, яркий, украшенный цветами, второй – маленький и темный. Педагог предлагает ребенку представить, что большой красивый домик принадлежит ему (ребенку), в нем много игрушек, и он может пригласить к себе всех, кого захочет. А в маленьком черном домике игрушек совсем нет. Ребенок должен сделать выбор, кого из детей группы, он бы пригласил в большой дом, а кого бы поселил в маленький дом. Метод социометрии был проведен на детях старшего дошкольного возраста. Количество выборов ограничено не было, так как целью применения этой методики было выяснить все многообразие отношений в детском коллективе.

Полученные данные регистрировались в заранее подготовленную таблицу, где отмечались как положительные, так и отрицательные выборы детей, по результатам исследования была построена социограмма.

Наблюдая и констатируя межличностные отношения детей, старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями зрения, мы определили круг значимого общения каждого ребенка и особенности взаимоотношений всех детей группы.

Проанализировав полученные результаты, подсчитав коэффициенты благоприятного климата и сплоченности группы, мы пришли к следующим выводам:

1.Удельный вес социальной категории «звезды» составляет 8%, «предпочитаемых»-50%, «принятых» - 33%, «изолированных» - 8%, «отвергаемых» в данной группе не оказалось. Следует заметить, что ребенок с тяжелыми нарушениями зрения (слепота) оказался в категории «изолированных». Слабовидящие дети распределились по категориям «Предпочитаемые»- 2 человека и «Принятые» - 2 человека.

2. В группе высокий уровень благополучия взаимоотношений так как, в двух первых статусных категориях детей больше, чем в трех последних.

3.Группа детей является недостаточно сплоченной, так как показатель хорошей групповой сплоченности лежит в диапазоне 0,6 – 0,7, а по результатам нашего исследования видно, что коэффициент сплоченности равен 0,3.

По результатам исследования видно, что необходимо проведение работы для коррекции межличностных отношений детей данной группы, обучение способам установления контакта и взаимодействия друг с другом и принятия детьми ребят с тяжелыми нарушениями зрения.

Межличностные отношения дошкольников формируются в игровой деятельности, так как это ведущий и наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Следовательно, целесообразно проводить коррекционную работу в игровой деятельности.

В детстве ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия и рождается сюжетно-ролевая игра.

Старший дошкольный возраст – является наиболее благоприятным периодом для формирования детских взаимоотношений. У детей появляется устойчивый интерес к совместной деятельности; повышается активность и самостоятельность - важные предпосылки организованного поведения. Во время сюжетно - ролевой игры дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы.

На данный момент ведется разработка сюжетно – ролевых игр для коррекции межличностных отношений старших дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Баландина Л.Л. Межличностные отношения и личность детей дошкольного возраста с нарушением и нормальным // Фундаментальные исследования. — 2014. — №5. — С. 34-37.

  2. Безрукова В. С. . Основы духовной культуры: Энциклопедический словарь педагога. — Екатеринбург: Грамота, 2000. — 937 с.

  3. Григорьева Г.В. «Особенности формирования и развития средств общения у дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. — 1996. — №4. — С. 25.

  4. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. . Теория и история (Проблемы теории исторического процесса). — М.: Политиздат, 1981. — 290 с.

  5. Кон И.С. Дружба: этико-психологический очерк. — М.: Изд-во политической литературы, 1980. — 256 с.

  6. Куницина В.Н. Межличностное общение. — Спб: Питер, 2002. — 367 с.

  7. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. — СПб.: РГПУ, 1998. — 271 с.

  8. Мясищев В.Н. «Психология отношений» Избранные психологические труды.. — М.: Москва – Воронеж, 1995. — 356 с.

  9. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.

Просмотров работы: 568