ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Ипатова Е.Б. 1, Милованова Л.А. 1
1ФГБОУ ВО "Шадринский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Первые знания о профессии ребенок получает в семье. Он уже с младшего школьного возраста осознает, что если родителей нет дома, значит, они на работе. В этом возрасте дети уже понимают, что труд нужен для того, чтобы была возможность приобрести все, необходимое для жизни: лекарства, еду, мебель, одежду, т.е. для улучшения условий жизни.

Чаще всего родители говорят о своей специальности в общих чертах, не вдаваясь в подробности о своих обязанностях на работе. По этой причине ребенок, играя в «профессии», пьет чай, напевает песни, имитирует разговор по телефону, не осознавая главной сути этой самой «профессии». На долгое время внешняя область деятельности взрослых остается для детей загадкой.

Поэтому, начиная с младшего школьного возраста, нужно вести беседу с детьми о том, что в мире есть огромное количество профессий и выбрать свое любимое дело очень трудно. Часто происходит так, что ребенок продолжает «рабочую династию», не сумев сориентироваться в мире профессий и понять, что нравится, потому что в детстве ему этого не заложили.

Причины выбора профессии формируются под воздействием различных факторов. Наиболее распространенным является выбор профессии родителями или их совет. В связи с этим всех родителей можно разделить на три группы.

Родители первой группы занимают позицию невмешательства. Они считают, что профориентация – это дело школы, либо просто равнодушны к профессиональной судьбе ребенка.

Во второй группе родители весьма активны, иногда даже авторитарно настроенные. Они считают, что могут сделать выбор за детей. По их мнению, школа заботится только о государственных интересах. Дети же из-за своей неопытности пока еще не могут определиться в столь ответственном и важном выборе. В основном родители этой группы занимают позицию, что без высшего образования профессиональная карьера их ребенка не может быть успешной, несмотря на профессиональные склонности, которые они не проявили. Родители стремятся, чтобы дети не были рабочими, а стали высокооплачиваемыми руководителями.

Родители третьей группы занимают более правильную позицию в этом вопросе. Они активно участвуют в принятии решений, но также при этом не настаивают на своем: прежде чем высказать собственное мнение, внимательно выслушивают мнение ребенка, стараются оценить их способности и наклонности, разобраться в их стремлениях, влечениях и мотивах. В тоже время, опираясь на собственный жизненный опыт, они дают характеристику отдельным хорошо известным профессиям, помогая младшим школьникам найти нужную профессиографическую литературу и т.д. Взаимоотношения родителей и детей в выборе профессии основаны в данном случае на взаимном уважении и доверии, на совместном сотрудничестве [1, с. 37].

Это вызывает необходимость организации систематической и целенаправленной работы с родителями по подготовке учащихся к осознанному выбору профессии.

Н.И. Калугин выделяется следующие направления работы школы с родителями:

1. Знакомство родителей с вопросами профессиональной ориентации учащихся – конференции, лекции, родительские собрания, беседы, лектории.

2. Привлечение родителей к проведению и организации мероприятий в школе по профориентации учащихся (профинформационных экскурсий, встреч с передовиками производства, бесед).

3. Индивидуальные консультации родителей по профессиональной ориентации младших школьников[2, с. 67].

Кроме того, основными направлениями совместной работы школы с родителями учащихся являются:

- формирование круга знаний по психолого-педагогическим вопросам профессионального самоопределения младших школьников;

- ознакомление с особенностями и задачами подготовки рабочих кадров;

- обобщение опыта семейного воспитания и пропаганда трудовых традиций, рабочих династий;

- вовлечение родителей в активное участие в профориентационной работе с младшими школьниками.

Можно выделить главный аспект совместной работы школы и родителей, который заключается в повышении психолого-педагогической подготовки родителей по вопросам профессионального самоопределения младших школьников. Наиболее действенными методами и формами считаются тематические вечера, посвященные профессиям, цикл лекций по вопросам профессионального самоопределения младших школьников, встречи с представителями различных профессий и т.д. Задачей просвещения родителей можно считать познание положительных качеств ребенка, его достоинств, достижений и успехов, изучение личности своих детей [2, с. 80].

Можно проводить разные мероприятия по профориентации в младших классах, но эффект будет только в том случае, если родители станут союзниками с учителями.

Список литературы:

1. Гильбух, Ю.З. Психология трудового воспитания школьников [Текст] / Ю.З. Гильбух, Е.П. Верещак. – Киев: Радянська школа, 1987. – 255 с.

2. Калугин, Н.И. Профессиональная ориентация учащихся [Текст] / Н.И. Калугин, А.П. Меньшиков, А.Д. Сазонов. – Москва: Высшая школа, 2003. – 272 с.

Просмотров работы: 1955