Современный социум повсеместно сталкивается с проблемами, связанными с проявлениями агрессии и агрессивности. Анализируя последние события, происходящие не только в нашей стране, но и в мире, нельзя не заметить общий рост агрессивных проявлений, как на индивидуальном уровне, так и на уровне социальной группы. Эти проблемы оказываются значимым фактором, затрудняющим мирное сосуществование людей в различных сферах социальной жизни.
Агрессия, пожалуй, как ни одна индивидуально-личностная характеристика, воздействует на качество социальной жизни и жизни каждого человека. Этим объясняются то внимание и тот интерес, которые в последние десятилетия наблюдаются у психологов в отношении проблем агрессии (Р. Бэрон и Д. Ричардсон, 1994; П.А. Ковалев и др.).
В настоящее время в различной психологической литературе существуют некоторые разночтения понятий «агрессия» и «агрессивность». Традиционно в русском языке понятие «агрессия» носило негативный оттенок, и связывалось с чем-то враждебным, захватническим.
В «Психологическом словаре» агрессия определяется как «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения приносящее физический ущерб людям или вызывающий у них психологический дискомфорт». Понятие «агрессивность» в данном источнике не рассматривается вовсе.
В фундаментальном труде по данной теме Р. Бэрона и Д. Ричардсон понятие «агрессия» определяется как «любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения», а агрессивность рассматривается как синоним агрессии.
Под агрессией мы понимаем поведение, направленное на нанесение физического или психологического ущерба другому лицу либо на уничтожение другого человека или группы людей.
Готовность субъекта к агрессивному поведению рассматривается как относительно устойчивая черта личности – агрессивность. Агрессивность в силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности способна предопределять общую тенденцию поведения, более того – жизненный путь личности и поэтому заслуживает особого внимания.
В настоящее время существуют различные основания для классификации теорий, изучающих агрессию и агрессивность во всем многообразии их проявлений. В частности, некоторые исследователи предлагают разделить многочисленные подходы в изучении агрессии на две большие группы. В одну группу предлагается включить те подходы, которые представляют человеческую агрессию прежде всего как проявление видового поведения (инстинктивистская теория, бихевиористская теория социального научения, антропологическая теория и теория и теория «эгоистичного гена»), а в другую – те, что делают акцент на индивидуальных особенностях личности и анализе конкретных ситуаций (фрустрационная, когнитивная теория, теория личностных черт и подходы, изучающие влияние биологических факторов на агрессивность).
Более традиционным является выделение четырех основных теоретических подходов к исследованию агрессии, которые могут быть обозначены как инстинктивистский, фрустрационный, бихевиористический и когнитивистический.
В психологической литературе существуем несколько теорий происхождения и развития агрессивности личности. Одна из теорий − это теория влечения. В этой теории, объясняющей природу агрессивности, существует три отличных друг от друга подхода. Все они отражают воззрения конкретных исследователей и психологических школ разного времени. Следующая, рассмотренная нами, теория – это фрустрационная теория. Эта теория, предложенная Д. Доллардом, противопоставляется выше описанной. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так, фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме. Агрессия всегда является результатом фрустрации. Третья теория, теория социального научения. В отличие от других, эта теория гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление. Т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец. Эта теория была предложена А. Бандурой.
В целом различия мужчин и женщин по агрессивности обусловливаются совокупностью как биологических, так и социальных причин. Так при проверке гормональной гипотезы получены следующие данные: в ряде работ было показано, что высокий уровень тестостерона (мужского полового гормона) связан с повышенной агрессивностью. Это значит, что маскулинные мужчины будут одновременно и самыми агрессивными. И, напротив, неагрессивные мужчины недостаточно маскулинны.
Для женщин же традиционно считается более важным сохранению хороших взаимоотношений с окружающими, а прямое проявление агрессии может угрожать их сохранению, поэтому они прибегают к скрытой вербальной агрессии в виде клеветы, злословия, раскрытия чужих секретов, остракизма, стремления вызвать у другого человека чувство вины.
В качестве гипотезы нашего исследования послужило предположение о том, что гендерные особенности по-разному влияют на проявления уровня агрессивности личности в период юности, при этом у юношей будет более выявлена физическая агрессия, а у девушек – невербальная агрессия.
Исследование проводилось на базе НИУ «БелГУ». В исследовании принимали участие студенты факультета Иностранных языков (15 девушек и 10 юношей).
В качестве основных методов исследования нами были использованы следующие методы: методика диагностики уровня агрессивности А. Ассингера, методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки, методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла; интерпретация и анализ результатов.
В итоге качественного и количественного анализа результатов проведенного нами исследования мы пришли к выводу что более высокий уровень агрессивности у юношей, чем у девушек по таким показателям как: физическая агрессия 57%, раздражение 57%, негативизм 72% юношей. В группе девушек высокий показатель косвенной агрессии 49%, вербальной агрессии составляет 62,5% и угрызений совести 62,5%. Отсюда мы видим, что на протяжении юности агрессивность выступает как относительно устойчивое личностное образование. У всех испытуемых юношей примерно половина выборки имеет выраженность агрессивности как личностного образования.
В 17-18 лет отмечается снижение вербальной агрессии у юношей, при постоянном нарастании этой агрессии у девушек. К 20-21 году у юношей так же происходит всплеск вербальной агрессии. У девушек негативизм несколько затухает при переходе с 18 к 21 году. На основании анализа приведённых данных проистекает необходимость более детального изучения агрессивности девушек.
Нравственные качества являются точными характеристиками нравственного поведения личности. Так, например, чуткий, отзывчивый человек, скорее будет проявлять аутоагрессию, анализировать свои поступки, обвинять в чем-то себя, чем демонстрировать агрессию в отношении окружающих. Чем самокритичнее личность, тем лучше она понимает социальные нормы и контролирует свое поведение.
Справедливость понимается как равенство и беспристрастность; ее наличие или отсутствие особенно чувствительно в любой системе отношений. Представление о справедливости в значительной мере определяет наше социальное поведение. Нами выявлено, что высокий уровень справедливости снижает физическую, вербальную и косвенную агрессию. Реакция на несправедливое отношение к другому человеку или к себе будет взвешенной, терпимой и благоразумной.
Литература:
1. Бэрон, Р. Агрессия / Бэрон Р., Ричардсон Д. СПб., 1997. – 629 c.
2. Вагин, И. Психология зла. Практика решения конфликтов / Вагин И. СПб.: Питер, 2001. – 240 c.
3. Крупнов, А. И. Психологические проявления и структура темперамента / Крупнов А. И. М., 1992. 284 c.
4. Мухина, В. С. Возрастная психология / Мухина В. С. – М., 1997. 463 c.
5. Столяренко, Л.Д. Психология. Учебник для вузов // Столяренко Л.Д. Спб., 2007. – 592 c.
6. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности /Хьелл Л., Зиглер Д. – Спб.: 1997. 642 c.