УПРАВЛЕНИЕ ИТ-АКТИВАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

УПРАВЛЕНИЕ ИТ-АКТИВАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ

Пролозова Т.О. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Даже поверхностные наблюдения последних десяти лет с очевидностью показывают насколько изменилось значение, а вместе с ним и статус ИТ-служб российских компаний и государственных организаций по мере развития и повышения зрелости информационных технологий, усиления их влияния на основную деятельность. Неструктурированные, недоукомплектованные отделы ИТ, обычно невидимо присутствующие в корпоративной структуре, все чаще трансформируются в самостоятельные бизнес-подразделения, которые отвечают не только за работоспособность отдельных компонент инфраструктуры, но также формируют ИТ-стратегию, управляют реализацией критически важных ИТ-проектов, обеспечивают достижение показателей эффективности тех или иных инициатив в рамках

программ развития информационных технологий и основного бизнеса.

Причина такой трансформации заключается в первую очередь в высокой динамике приобретения и дальнейшего внедрения компаниями средств работы с информацией, включая вычислительные комплексы, системы и приложения различного класса, а также в постоянной, планомерной модернизации этих средств в соответствии с тенденциями мирового рынка

информационных технологий.

Разрозненные ИТ-компоненты, поддерживающие работу отдельных функциональных блоков компании уступают место интегрированным системам управления, в состав которых могут входить приложения класса ERP, CRM, SCM, высокопроизводительные распределенные вычислительные комплексы, системы хранения и восстановления данных, сетевая инфраструктура, оборудование рабочих мест пользователей.

Переход ИТ-задач в стратегическую нишу, увеличение совокупной балансовой стоимости ИТ-компонент, рост затрат на сопровождение этих компонент приводит к ситуации, когда набор «железа» и «софта», которым раньше представлялась корпоративная информационная система требует интерпретации в виде консолидированного ИТ-актива или совокупности ИТ-

активов. Причем ИТ-активы должны рассматриваться как часть всех активов компании и управляться в едином контуре управления стоимостью компании.

Смещение акцента в представлении ИТ-составляющей бизнеса в сторону актива позволяет определить дополнительные прямые и косвенные факторы, повышающие капитализацию компании, что в свою очередь призвано изменить отношение менеджеров и акционеров к ИТ и

его роли в основной деятельности.

Преимущество такого представления заключается в том, что стоимость ИТ-актива перестает являться лишь функцией балансовой стоимости определенных материально-технических средств и программного обеспечения, но также учитывает стоимость услуг по модернизации и

сопровождению ИТ-компонент. Иначе говоря, отслеживание жизненного цикла ИТ-актива несет гораздо больше информации и представляет большую ценность для компании, нежели проведение формальных учетных транзакций с оборудованием и ПО в бухгалтерском учете.

Еще одним отличительным качеством ИТ-актива является то, что его ценность определяется, в том числе ценностью, которую создает ИТ-деятельность компании, включая работу внутренней ИТ-службы, внешних провайдеров ИТ-услуг и поставщиков решений. Таким образом, ни одна

компонента ИТ не может рассматриваться отдельно от услуг по ее приобретению, инсталляции, настройке, эксплуатации, списанию и замене, иначе модель оценки ИТ-деятельности и ее вклада в рост показателей бизнеса будет некорректной.

С финансовой точки зрения затраты на информационные технологии являются заметной статьей расходов многих организаций, а в банках может достигать до 10% от всего бюджета. Значимая часть этих затрат связана с материальными и нематериальными ИТ-активами, составляющими ИТ-среду организации. В связи с этим организация управления ИТ-активами – это вопрос финансовой эффективности всей организации.

Управление активами – это управление той или иной собственностью в интересах владельцев. Цель управления активами – получение прибыли их собственниками. В период кризиса все источники получения дохода находятся под особенно пристальным вниманием со стороны инвесторов, поэтому и растет интерес и к управлению активами, в том числе - и ИТ-активами. Кроме того, ИТ-активы обладают рядом специфических черт.

Во-первых, необходимость в приобретении и использовании тех или иных активов не всегда прозрачна для бизнеса. Во многих случаях бизнес, не обладая знаниями в ИТ-технологиях, принимает решения о приобретении ИТ-активов, основываясь на мнениях доверенных специалистов. Сегодня бизнес потребовал более четкого обоснования экономической эффективности любого приобретения и усилил контроль над ИТ-закупками.

Во-вторых, ИТ-активы – это относительно новая сфера активов, регулирование управления которой еще только устанавливается, и до сих пор есть вопросы, которые не всегда понятны специалистам, в обязанности которых включено управление ИТ-активами.

В-третьих, стоимость ИТ-активов с последнее время значительно увеличилась практически во всех отраслях народного хозяйства, особенно это заметно в телекоме и банковской сфере. Если раньше удельный вес ИТ-активов был незначительным, то за последние годы он сильно вырос. Эту тенденцию усилил процесс легализации программного обеспечения, которое также является активами предприятия.

Управление ИТ-активами реализуется с помощью набора взаимосвязанных процессов, нацеленных на решение вопросов учета, финансового контроля и исполнение контрактных обязательств на протяжении всего жизненного цикла ИТ-активов — от закупки до вывода из эксплуатации.

Необходима подготовка отчетности, которая может использоваться не только для предоставления в бухгалтерию или руководству, но и для планирования мероприятий по модернизации техники, а также контроль за пользователями (через отслеживание изменений в аппаратной и программной части).

В ходе аудита может обнаружиться, что ряд приложений уже практически не используется, тем не менее компания продолжает их поддерживать и оплачивать лицензии. Такие приложения разумно вывести из эксплуатации.

В ходе аудита может обнаружиться, что ряд приложений уже практически не используется, тем не менее компания продолжает их поддерживать и оплачивать лицензии. Такие приложения разумно вывести из эксплуатации.

Управление ИТ-активами нетривиально, имеет много спецификаций, и стандартные бухгалтерские и складские системы не справляются с потребностями ИТ-подразделений в этой части.

Внедрение управления ИТ-активами — это внедрение соответствующих ИТ-процессов и средств их автоматизации, которые позволят контролировать жизненный цикл ИТ-активов, понимать реальное использование и запасы как материальных ИТ-активов (оборудование), так и нематериальных (например, лицензии), принимать взвешенные решения о закупках и массовых обновлениях компьютерного парка, управлять договорными отношениями ИТ-службы.

Решения по управлению ИТ-активами затрагивают следующие области:

  • инвентаризация и учет ИТ-активов;

  • учет и анализ всех затрат на приобретение и обслуживание ИТ-активов;

  • планирование закупок в части аппаратного и программного обеспечения в компании;

  • управление лицензиями и контроль использования программного обеспечения;

  • контроль выполнения договоров гарантийного обслуживания и технической поддержки поставщиками оборудования и ПО;

  • учет ИТ-активов как основных средств организации;

  • отслеживание перемещения ИТ-активов.

В рамках комплексных программ совершенствования ИТ-деятельности, решение в области управления ИТ-активами рассматривается как один из фундаментальных блоков, необходимых для выстраивания управления финансами ИТ.

Наличие системы инвентаризации очень важно для управления ИТ-активами — автоматический сбор необходимой информации очень сильно облегчает выполнение необходимых процедур.

Безусловно, управление ИТ-активами — это всего лишь часть управления деятельностью ИТ, и процедуры управления ИТ-активами должны быть интегрированы с другими процессами управления, в том числе и с популярными процессами ITSM.

Самый высокий уровень управления ИТ-активами определяется реализацией на предприятии методологии от IAITAM, дополняющей ITIL в части управления ИТ-активами. На рис. 1 приведены основные виды деятельности по управлению ИТ-активами в соответствии с IATAM: от определения потребностей компании до принятия решения о закупках, работы с поставщиками, ввода приобретенных активов в эксплуатацию и т. д. вплоть до их списания. Методология предполагает наличие централизованного репозитория активов, позволяющего всем заинтересованным специалистам и руководителям всегда иметь под рукой актуальную информацию для принятия взвешенных решений.

Рис. 1. Основные виды деятельности при управлении ИТ-активами в соответствии с IATAM

Типовой проект по внедрению системы управления ИТ-активами, как правило, выполняется в несколько этапов:

  1. Обследование существующих процессов управления ИТ-активами.

  2. Проектирование процессов управления ИТ-активами. На данном этапе осуществляется проектирование процессов учета, с организационно-управленческой точки зрения (складской учет, закупки, инвентаризация, ввод в эксплуатацию, управление контрактами и т.д.), формируются требования к автоматизации процессов с учeтом возможностей средств автоматизации. На этом этапе разрабатывается процессная документация.

  3. Конфигурирование и внедрение системы автоматизации на ограниченном объеме ИТ-активов в соответствии с техническими требованиями. На данном этапе осуществляется развертывание системы с необходимым набором функционала на выделенной группе ИТ-активов. Данный этап позволяет в кратчайшие сроки осуществить отладку функционала системы и протестировать принятые технические решения. Апробируются процессы управления в полном или ограниченном объеме, а также разрабатывается пакет проектной документации.

  4. Масштабирование системы. После развертывания системы на ограниченном объеме и тестирования работоспособности функционала осуществляется масштабирование системы на необходимый объем ИТ-активов.

  5. Интеграция с финансовыми системами. На данном этапе осуществляется интеграция с финансовыми системами Заказчика и реализуются спроектированные процессы управления контрактами и закупками с учетом финансовых составляющих.

Просмотров работы: 457