Споры о целесообразности и необходимости организации профориентации в начальных классах ведутся до сих пор, т.к. младшим школьникам еще очень рано делать свой выбор. Однако в этом возрасте нужно расширять их представления об окружающем мире. Профориентационная работа на первой ступени образования является подготовительным этапом и проводится с целью формирования у младших школьников добросовестного и уважительного отношения к труду, развития интереса к многогранному миру профессий.
На данном этапе необходимо вовлекать младших школьников в разные виды деятельности (познавательную, игровую, общественно полезную, трудовую). Когда ребёнок рано знакомится с разными видами человеческой деятельности, у него расширяется общий кругозор, открывается возможность раннего проявления его склонностей и интересов.
Чтобы привить младшим школьникам основы положительного отношения к различным профессиям и первичную заинтересованность в профессиональной области, необходимо использовать разнообразные виды деятельности: мини-лекции о какой-то определенной профессии, рисуночные методики, просмотр и обсуждение видеосюжетов, сюжетно-ролевые игры, тематические экскурсии и др. Рассмотрим некоторые из них.
В профориентационной работе в начальной школе широко применяются сюжетно-ролевые игры, т.к. в них заложены богатые разнообразные положительные эмоциональные переживания. В качестве таких игр можно использовать сюжетно-ролевые игры из жизни учащихся вне школы («Наш участок», «Уход за больной сестренкой», «На огороде»); игры с профессиональным сюжетом («Почта», «Парикмахерская», «Библиотека»), игры, способствующие развитию у учащихся технической смекалки, творческих способностей и воображения («Я режиссер», «Я модельер»), занимательные игры, которые связаны с трудовой деятельностью людей. Такие игры способствуют расширению детского кругозора о профессиях, труде, условиях работы, орудиях труда и пр. («Назови верно», «Полная корзина грибов», «Парад профессий»).
Организуя профоринтационное мероприятие, можно провести беседу с приглашенным специалистом (полицейский, библиотекарь, швея, продавец). Со специалистами заранее следует обговорить, о чем они будут рассказывать, т.к. их повествование должно быть понятно детям. Зачастую учителя обращаются к родителям, которые могут рассказать о своей профессии. Можно предложить родителям примерный перечень вопросов, на которые следует ответить, чтобы раскрыть специфику своей профессии.
Также для оценивания учащихся на предмет усвоения основных элементов профессии в профориентационной работе используются рисуночные методики. Учитель просит изобразить, человека, выполняющего определенный вид деятельности. Данная методика уместна для учащихся 1-2 классов, потому что они плохо еще владеют письменной речью. В начале занятия учитель предлагает детям в левой части листа нарисовать профессию, о которой будет идти речь; а по окончании занятия на другой половине листа школьники рисуют свое новое видение. При сравнительном анализе можно выявить эффективность данного занятия.
Таким образом, чтобы воспитать в младших школьниках интерес к труду взрослых, необходимо систематически в процесс обучения вводить материал о профессиях. Экскурсии, различные беседы, сюжетно-ролевые игры, профпробы могут успешно включаться как в уроки, так во внеурочную деятельность.
Список литературы:
1. Кондрашонок Е.И. Профориентационная работа с младшими школьниками [Электронный ресурс] / Е.И. Кондрашонок. – Режим доступа: http://pandia.ru/text/80/100/15499.php