ИЗУЧЕНИЕ СЛОВАРНЫХ СЛОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИЗУЧЕНИЕ СЛОВАРНЫХ СЛОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Самаренкова М.В. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В век информационных технологий, когда вся нужная информация имеется в шаговой доступности, к сожалению, лишь немногие умеют правильно этим распорядиться. Возможности растут, а грамотность населения снижается, потому задача повысить компетентность населения актуальна как никогда.

Каждый рядовой гражданин неминуемо оказывается за школьной партой и гордо носит звание – ученик. Игровая деятельность сводится к учебной и тогда возникают трудности не только у ученика, но и у преподавателя: как же сделать изучение родного языка интересным? Этот вопрос по сей день остается открытым. Ученики обязаны знать тот инструмент, с помощью которого взаимодействуют с окружающим миром, уметь им правильно воспользоваться и применять его, что значительно облегчит жизнедеятельность и уже сейчас.

Трудность в изучении вызывают слова, к которым невозможно подобрать проверочного слова – словарные слова. Учащиеся вынуждены их запоминать, а количество этих слов составляет значительную часть лексического запаса. Для этого необходимо развивать различные виды памяти – смысловую, образную, зрительную, механическую, но это лишь полдела. Помимо развития памяти, перед учителем стоят еще не менее важные задачи, а именно: организовать процесс усвоения так, чтобы он был максимально эффективным, сформировать навыки самостоятельной деятельности со словами, укреплять и развивать мыслительные навыки. Достигнуть гармоничного развития речи, психических процессов очень сложно. Это требует больших усилий и времени, а ход работы помимо всего должен быть творческим, должен увлекать детей и привлекать их, пробуждать в них интерес к подобной деятельности и к родному языку, желание работать и узнавать новое. В ходе учебной деятельности учащиеся беспрестанно анализируют открываемые знания, сравнивают их, обобщают, делают выводы, но все это легче усвоить и систематизировать помогают упражнения, которые активизируют и пополняют словарный запас. Все упражнения, направленные на освоение учащимися лексических и грамматических норм русского языка, называется словарно-орфографической работой.

Таким образом, чтобы работа над словарными словами стала оптимальной и продуктивной, учителю надлежит использовать разнообразные методы и приемы для устойчивого запоминания слов и развития речи и мышления.

1. Мнемотехника – это процесс символизации, при котором данное слово ассоциируется с образом. Эта техника обладает огромным спектром приемов для запоминания, но рассмотрим на примере слова «посуда» те, которые проще всего воспроизвести на уроке:

-нахождение ярких образов;

-метод наводящих ассоциаций;

-ритмизация.

Нахождение ярких образов – это ничто иное как «отпечаток» в памяти, яркая вспышка. Например, учащимся предлагается красочная иллюстрация чашки в узорах, которые представляют собой букву безударную гласную «о».

Метод наводящих ассоциаций есть метод преобразование непосредственно орфограммы слова в образ. В нашем слове «посуда» учащимся предлагается превратить букву в предмет кухонной утвари, например, в тарелку.

Ритмизацию можно охарактеризовать как «рифмованные строчки». Запоминание происходит за счет расположения орфограмм в обоих словах на «одинаковых» местах: «Ах, как копится посуда! Ее помыть я позабуду.»

2. Схемы – угадайки.

Это схемы слов, в которых оставлены орфограммы, но пропущены все остальные буквы, что позволяет проверить прочность запоминания и усвоения словарных слов. Это способ прост для оформления и одновременно эффективен.

Схемы могут быть такие:

В первом случае это могут быть «сорока», «ворона», «молоко», «корова2 и даже «воробей», а во втором и «баран», и «барабан», и все ответы будут верными. Также может использоваться обратный способ – пропуск орфограммы, что несколько осложнит задачу и активизирует память детей.

3. Прием «Лишнее слово». Предлагаются несколько словарных слов, некоторые из которых выпадают из списка:

ВОРОБЕЙ

ВОРОНА

ПЕТУХ

МОЛОКО

КОРОВА

Далее ставится задача – найти лишнее слово. Дети начинают рассуждать, аргументируя свою точку зрения:

- Лишнее слово «петух», потому что здесь орфограмма буква «а», а в остальных словах «о».

- Я считаю, что лишнее слово «молоко», так как оно отвечает на вопрос «что?», а остальные на вопрос «кто?».

Рассуждения могут быть разными! Таким образом, идет обобщение и повторение не только словарных слов и пройденного материала по имени существительному.

Для удобства можно вести словарик, в котором дети записывают словарные слова, выделяют орфограмму, вдобавок могут творчески оформить его, или мнемотехнический словарик, где живут слова-образы.

Таким образом, можно сделать вывод, что словарно-орфографическая работа имеет гораздо больший спектр развития способностей, чем просто запоминание слов: пополнение лексического багажа, развитие мышления, речи, фантазии и воображения и даже мелкой моторики. Главное – подойти к этому процессу творчески.

Просмотров работы: 596