РУССКАЯ КУХНЯ ПО ДОМОСТРОЮ (ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ) - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РУССКАЯ КУХНЯ ПО ДОМОСТРОЮ (ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ)

Соколова М.С. 1
1ОГБПОУ Ивановский педагогический колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Во все времена, у каждого народа существовали свои традиции и обычаи, свои устои и уклад жизни. Часто традиции одной страны в корне отличались от другой. Не исключением является и ведение хозяйства. Главным образом кухня, которая всегда являлась визитной карточкой любого народа. По моему мнению, русская кухня занимает первое место в списке самых вкусных и разнообразных. Традиции и порядок приготовления и подачи блюд были записаны в «Домострой».

«Домострой», литературный памятник 15 - 16 веков, обобщивший предшествующий опыт и регламентирующий порядок ведения дел в рамках домашнего жития. Древнерусская кухня начала складываться с 9 века и к 15 веку достигла своего расцвета.

Для средневекового сознания еда - это страшно важно. Она сопровождает любое значимое событие в жизни человека. Рождение, свадьба, смерть, все это обставлено специальными обрядами и кушаньями. Этот аспект имеет особое значение, так как является неотъемлемой частью повседневной жизни любого народа.

Цель – на основе исторического памятника «Домострой» 16 века исследовать традиции кухни русского народа как неотъемлемой части повседневной жизни.

Во-первых, проанализировать домострой как источник по истории русской кухни;

Во- вторых осуществить внутреннюю и внешнюю критику данного исторического источника.

В-третьих, изучить рацион питания русского народа и его особенности.

1. Характеристика «Домостроя»

Домострой – памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Автор памятника – протопоп Сильвестр. «Домострой» состоит из предисловия, 67 глав и «Послания и наказания ото отца к сыну» сгруппированных по следующим основным направлениям:

-о строении духовном («Как веровати»)

-о строении мирском («Как царя чтити»)-о поведении в гостях и за столом-о поведении в храме-об управлении хозяйством («О строении домовном»)-об организации семьи («Как жить с женами и с детьми и с домочадцами»)-О соблюдении вещей Кулинарная группа, представленная в Домострое: щи,студень,ботвинья,лапша,каша(овсяная, гречневая и ячневая),мясо(свинина, телятина, баранина, курятина, гусятина, утятина),рыба(осетринакопченая,белужина,сельдь),икрасиговаяичерная,кундюмы,ветчина,яйца,сыр,сметана,масло,молоко,грибы(рыжики,грузди),капуста,репа,свёкла,горох,огурцы,чеснок,морковь,пироги(в том числе сочни),калачи,блины,вишнёвыйималиновыйморс,квас,кисель,брага,пиво,яблоки,груша,дыни, орешки). Запасы еды обыкновенно предписывалось хранить впогребе.

2. Расписание приема пищи

С детства каждый из нас знает, что соблюдение режима дня и, в частности, режим питания – залог здоровья. Что входит в понятие режима питания? Это и количество приема пищи в течение суток, и время приема пищи, и распределение суточного рациона по его энергетической ценности, химическому составу, продуктовому набору, массе, и интервалы между приемами пищи, и, наконец, время, затрачиваемое на один прием (о некоторых составляющих режима питания, в частности энергетической ценности продуктов питания, их химическом составе).

У А.С. Пушкина есть такие строки:

…Люблю я час

Определить обедом, чаем

И ужином. Мы время знаем

В деревне без больших сует.

Желудок – верный наш брегет!

Действительно, когда человек питается регулярно в одно и то же время, к определенному часу желудок напоминает о себе «посасыванием под ложечкой». Если по каким-то причинам очередной прием пищи не состоялся, что в нашей суматошной жизни скорее правило, нежели исключение, организм вынужден перестраиваться. А это чревато негативными последствиями.

Установлено, что при нормальной работе желудочно-кишечного тракта процесс пищеварения длится в среднем около 4 часов. Каждый прием пищи приводит к более или менее выраженному изменению состояния центральной нервной системы. После еды, особенно если она была обильной, наступает некоторая апатия, клонит ко сну, снижается внимание. Состояние расслабленности после еды длится не более часа, а затем организм возвращается в нормальное состояние. В связи с этим наиболее рациональным признано питание с интервалами 4-5 часов.

Регулярно обедает, и ужинаем большое количество людей. С завтраком же дело обстоит значительно хуже. Поэтому о нем необходимо сказать особо. Завтрак – первый прием пищи после сна. За ночь пища, съеденная накануне, переварилась, все органы тела, в том числе и пищеварительные, отдохнули, и создались благоприятные условия для нормального пищеварения. Ученые, занимающиеся вопросами питания, едины в том, что завтрак должен быть обязательным, независимо от того, физической или умственной деятельностью занимается человек. Завтра должен включать примерно треть дневного рациона, как по своему объему, так и по питательной ценности.

А теперь из дня сегодняшнего бросим взгляд на день минувший. Что может пригодиться нам сегодня из кулинарного опыта наших далеких предков?

Традиции русской трапезы «за крестьянским столом».

Когда и сколько раз в день нужно принимать пищу, что подавать на первое, а что на второе как вести себя за столом (то, что мы называем ритуалом еды) – ответы на эти вопросы у каждого народа свои. Режим питания русских людей складывался под влиянием самых разных факторов – экономических, природных, религиозных. Важное , если не главное значение имели всевозможные запреты на еду. Они, как правило, были связаны с религиозными воззрениями, а также с различными хозяйственными и гигиеническими соображениями.

Так, россияне прошлого строго придерживались постов и мясоедов. Смысл этих слов ясен каждому и сегодня. В период постов запрещалось, есть мясную и молочную пищу, а в мясоед запрет снимался. Безусловно, чередование постных и мясоедных периодов самым прямым образом сказывалось на режиме питания и традициях самой трапезы.

Определенное представление о питании русских людей в XVII – XVIII веках дает Домострой – этот своеобразный устав, регламентирующий до мелочи жизнь россиян. В мясоедов Домострой рекомендует «челядь кормити по вся дни – шти да каша с ветчиною житкая, а иногды густая с салом, переменяя часть мяса.., а в неделю и в праздники иногды пирог, а иногды кисель, а иногды блины или какая ества, оу вужины шти да молоко тлт каша; а в постные дни – шти да каша житкая иногды с соком, иногды город, иногды сушь, иногды репня, а оу вужины иногды шти, капуста, толокно, иногды расол, иногды батвинье, а по неделям и по праздникам к обеду пироги какие или гуща или яглы или селедовая каша или блины или кисель, оу вужины капуста, росол, ботвинья, толокно».

Стол крестьянских семей даже средней зажиточности был значительно скромнее и однообразнее, чем у горожан. Щи, каша, молоко, черный хлеб да чай – вот, пожалуй, и все «разносолы» сельского труженика. Г. Катанаев, исследовавший жизнь прииртышских казаков Семипалатинского уезда, оставил в 1893 году такие описания крестьянской трапезы:

Блюда, подаваемые в посты, по будням:

Летом

5 ч утра Чай с булкой

9 ч То же

12 ч Редька с квасом, иногда рыба, хлеб

5 ч Чай с хлебом

9 ч Остатки обеда

Блюда, подаваемые в мясоед, по будням:

Летом

5 ч утра Чай, молоко, калачи

9 ч То же

12 ч Щи, молоко, черный хлеб, квас

5 ч Чай, молоко, калачи

9 ч Остатки обеда

Каждая трапеза проходила в определенный час. Особенно строго соблюдалось время обеда и ужина. Семья собиралась за столом, где у всякого было свое место. Хозяин дома садился первым, за ним все остальные домочадцы. Мытье рук перед едой считалось обязательным. Перед тем как сесть за стол, каждый должен был перекреститься. Таким образом, продукты и блюда, упоминаемые в Домострое, сохранились на столах русских людей в более поздние времена.

3. Любимые блюда русского народа в древности. Главное кушанье на все времена

Есть в русском языке слово, которому трудно найти аналоги в языках других народов. Это слово – хлебосольство. Его произносят обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, радушие при угощении. Хлебосольство всегда было присуще русскому народу, с ним связаны многие обряды и поверья, пословицы и поговорка, легенды и сказки. Русские люди верили, что обласканный в доме гость не сделает хозяевам плохого.

В старину о хлебосольном хозяине говорили: «Дом как каша полная – хлеб – соль со стола не сходит». В знак благодарности за сердечное угощение часто произносили такие слова: «Хлебом – солью довольны – глаза не глядят».

Хлеб – особый продукт. Возделывание хлебных злаков Энгельс называл важнейшим этапом на пути развития человечества от дикости и варварства к зачаткам цивилизации. И действительно, древние народы – землепашцы, умевшие выращивать зерновые, по своему культурному и физическому уровню значительно превосходили народы, которые жили в основном за счет охоты, скотоводства и рыболовства.

Следующий этап на пути к современной булке – пресные лепешки. Они были известны древним египтянам, евреям, персам. Пекли такие лепешки из непросеянной муки грубого помола, добавляя в нее иногда речной песок. Для чего это делалось, сказать трудно.

Просуществовала лепешка долго. Вплоть до начала средневековья многие народы активно использовали ее в своем питании, да и в наши дни пресная лепешка не редкость во многих национальных кухнях.

Огромное значение всегда имела внешняя привлекательность хлеба, его аромат. По выражению И.П. Павлова, хлеб – это продукт, который «начинают есть глазами». Ароматический же его «букет» состоит из 200 летучих органических соединений. Иногда для улучшения аромата некоторые виды хлеба пекут с добавлением ванилина, тмина, кориандра и других веществ. Иной раз купишь такую переароматизированную буханку, и берет обида за тех, кто ее испек, - она может пахнут чем угодно, но только не хлебом.

Блины.

Пожалуй, никакое другое блюдо русской кухни не идет в сравнение по своей популярности в народе с блинами. Они чаще всего фигурируют в Домострое. Казалось бы, что в них особенного – обыкновенное запеченное тесто. Но так может рассуждать только тот, кто никогда не пробовал настоящих русских блинов, не вдыхал их опьяняющего аромата.

А помните у Пушкина в «Евгении Онегине»:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины:

У них на масленице жирной

Водились русские блины.

Масленица, пожалуй, самый веселый праздников восточнославянского календаря.

Праздник продолжался неделю, и каждый день имел свое название. Так, понедельник – заигрышем, среду – локомкой, четверг – переломом или разгулом, пятницу – тещиными вечерами, субботу – золовкиными посиделками, воскресенье – проводами, целовальником, прощеным днем.

И почему бы не возродить старые, добрые традиции и не пригласить родственников и друзей специально на блины? Уверена, что этот день станет памятным и для гостей, и для хозяев.

Пироги.

Пироги научились печь на Руси очень давно. Вот как описывал их Адам Олеарий: «Между прочим, у них (русских. – В. К., Н. М.) имеется особый вид печенья, вроде паштета, или, скорее, пфапкухене, называемый ими «пирогом»; эти пироги величиною с клин масла, но несколько более и продолговаты. Они дают им начинку из мелкорубленой рыбы или мяса и луку и пекут их коровьем, а в посту в растительном масле; вкус их не без приятности. Этим кушаньем у них каждый угощает своего гостя, если он в виду хорошо его принять».

Ни один праздник у русского народа не обходился без пирогов. Само слово «пирог», вероятнее всего, имеет своей основой слово «пир». Пироги были обязательным атрибутом свадебного, новогоднего, именинного и любого другого праздничного стола.

Русская кухня знает массу рецептов самых разных пирогов. Они отрабатывались веками, передавались из поколения в поколение, тем не менее каждая хозяйка стремилась принести в них что – либо.

Вобщем, всех особенностей русских пирогов не перечислить. Свои правила и свои каноны пирожного мастерства были в каждой местности.

Расстегай.

Большой популярностью у россиян всегда пользовались расстегаи – пирожки, у которых сверху имеется специальное отверстие. Начинка для расстегаев, как правило, готовится из рыбы, но можно использовать также мясо, ливер, рис, грибы. По мнению Каншина, название этих пирогов происходит от слова «растягивать». Дело в том, что расстегаи подавали обычно к рыбному бульону, но бульон знатоки заливали и непосредственно в пирожок, что делало его значительно сочнее. Для этой цели верхнее отверстие приходилось немного растягивать. Каншин даже предлагал в связи с этим вместо «расстегай» писать «растегай», считая такое название более правильным.

Однако возможны и другие толкования. Открытая середина пирога делает его как бы расстегнутым. Вполне естественно предположить, что в основу названия легло слово «расстегнутый».

Вкусовые достоинства расстегаев были всегда отменными. Именно поэтому в прошлом и начале нашего века их подавали практически в любом трактире, а трактирщики конкурировали между собой за право считаться лучшими в этой области.

Расстегаи были любимым кушаньем не только простого народа, но и знати. Специально из Петербурга приезжали в Москву именитые господа, чтобы полакомиться расстегаями в знаменитых трактирах и ресторанах.

Каша.

На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в питании народа, являясь одним из основных блюд, как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица: «Каша – мать наша». Поэтому, она также в этом историческом памятнике занимает важное место.

Каша как самое распространенное блюдо использовалась в качестве обрядового кушанья. Ее, например, варили на свадьбах и кормили ею молодых. Каша в данном случае являлась символом посева и плодородия.

Кашу варили и при заключении мирного договора между враждующими сторонами. В знак союза и дружбы бывшие противники садились за один стол и ели эту кашу. Если же сторонам не удавалось достигнуть соглашения о мире, говорили: «С ним каши не сваришь». Выражение это дожило и до нашего времени, правда, смысл его несколько изменился. Сегодня мы чаще адресуем эту фразу неумелому человеку, а не врагу.

Хороша каша еще тем, что может удовлетворять любые, даже самые изысканные вкусы. Просто готовить ее, как, впрочем, и любое другое кушанье, нужно с фантазией.

4. Первые блюда

Вред ли какая другая национальная кухня мира располагает столь богатым ассортиментом супов, как русская. Щи, борщи, рассольники, солянки, окрошки, ботвиньи, свекольники, разнообразные крупяные и овощные супы, уха – каждое из этих кушаний могло бы стать украшением любого стола.

Сейчас мы не встретим слово «суп» в древней русской литературе. Даже в более поздних источниках, какими являются Домострой и «Росписи царскими кушаньями», оно не упоминается. Зато здесь много таких названий, как «шти», «варево», «похлебка».

Слово «суп», по всей вероятности, вошло в русский лексикон в эпоху Петра I. Одно из первых упоминаний о супе встречается в «Истории о царе Петре» Б. И. Куракина, который сообщает, что сподвижник Петра Франц Лефорт «непрестанно давал у себя дома обеды, супы, и балы». Здесь под «супом» подразумевается скорее ужин с угощением, нежели отдельное блюдо. Но постепенно, по-видимому, это слово приобретало то значение, которое мы придаем ему сегодня.

Щи.

Особое место в ряду русских национальных супов занимают щи. По предположению историков, это блюдо было известно на Руси задолго до ее крещения. Когда-то щами назывались практически все похлебки. Источники XVI века донесли до нас такие названия: шти, шти капустные, шти борщовые, шти репяны. Позднее под щами стали подразумевать только капустные похлебки. Правда, и среди современных рецептов русской кухни встречаются, например, щи из щавеля, крапивы.

Много пословиц и поговорок сложил русский народ о своем любимом кушанье: «Кипятите щи, чтобы гости шли», «От щей добрые люди не уходят».По умению варить щи определяли домовитость хозяйки. Меткая русская пословица гласит: «Не та хозяйка, что красиво говорит, а та, что хорошо щи варит».

Без щей русский человек не в состоянии был прожить и дня. «Русский желудок, - пишет Каншин, - настолько привык к щам, что за недостатком капусты наши солдаты во время войны 1812 г. квасили себе листья винограда и варили из них щи. Скорее всего, речь идет о солдатах экспедиционного корпуса русской армии во Франции.

Конечно, классические русские щи надо искать не в хорошо оборудованных кухнях общепита или в городских кварталах, а в тех крестьянских домах, где имеется русская печь. Ведь придания щам специфического вкуса и аромата огромное значение имеет томление их в печи. В этом случае «щаной дух» отличается исключительной приятностью и стойкостью. В русской крестьянской избе он неистребим.

Щи из свежей капусты обычно едят с пирожками или кулебякой с мясной начинкой. К щам из квашеной капусты хорошо подать рассыпчатую гречневую кашу, кулебяку с гречкой или крупеник.

Борщ.

В старину борщом называли похлебку из борщевика. Вкус его в наше время мало кому знаком. Растение это сегодня многие считают сорным и не догадываются, что именно благодаря ему в нашем меню появилось одно из самых любимых кушаний.

А вообще раньше, впрочем, точно так же, как и в наши дни, каждая хозяйка варила борщ на свой манер и из тех продуктов, какие имелись под рукой.

Сварить хороший борщ – дело довольно сложное. И здесь важно знать некоторые тонкости, без которых не получить приятного кисло – сладкого вкуса и красноватого цвета.

Прежде всего необходимо правильно подготовить свеклу. Существует разные способы ее кулинарной обработки: тушение, пассерование, варка и подпекание. Чаще всего используются тушение и пассерование. Кисловатый вкус борща получается за счет добавления в него лимонной кислоты, уксуса или кислого кваса. Подслащивают борщ сахаром. Помимо свеклы, в борщ кладут морковь, петрушку, лук, томат-пюре или свежие помидоры и, конечно же, капусту. Вместо свежей капусты можно использовать квашеную, но ее необходимо промыть и потушить до размягчения.

Рассольник.

Этот суп готовят обычно на огуречном рассоле с солеными огурцами. Интересно, что лет сто назад рассольником называли не суп, а… пирог. В одной из записных книжек Н. В. Гоголя: «Рассольник – пирог с курицей, гречневой кашей, в начинку подливается рассол, яйца рубленые».

Само название «рассольник» происходит от слова «рассол», которое означает раствор соли или жидкость, образующиеся при соление огурцов, квашении капусты и других овощей и ягод.

Считалось большим искусством правильно засолить продукт и получить хороший рассол. Не случайно русская пословица говорит: «У всякой соленщицы свой рассол».

Рассольники обладают умеренно острым кисловатым вкусом и хорошо возбуждают аппетит. Они, конечно, менее популярны, чем, скажем, щи и даже борщи, но тем не менее распространены почти повсеместно в России. Перед подачей на стол в тарелку с рассольником обычно кладут сметану, зелень. Отдельно подают расстегаи с рыбой.

Солянка.

Солянкой в русской кухне называли густой суп, приготовленный на очень крепком мясном, рыбном или грибном отваре с острыми пряными приправами. В народе под таким названием известно и другое блюдо – жареная капуста.

В словаре В. И. Даля говориться: «Солянка – это горячая похлебка с мясом, капустой, луком, огурцом». Она как бы соединила в себе компоненты щей и рассольника и считалась крестьянской едой.

Со временем кисло-солено-острая основа этого блюда значительно усилилась за счет добавки хлебного кваса, лимона, маслин, каперсов, соленых и маринованных грибов. В результате кушанье стало более соленым и острым.

Солянки в России, как мы уже отметили, готовят трех видом: мясные, рыбные, грибные. При этом в состав супа включают самые разные виды мясных продуктов и рыбы. Кстати, отсюда и значение слово «солянка» - мешанина, неразбериха… Рассказывают, что это название появилось в те далекие времена, когда по большим праздникам в деревне готовили «общий» суп для всех жителей. Каждый приносил те продукты, которые у него имелись. Они складывались в один общий котел, так что трудно было разобрать, из чего состоял такой суп. Не утверждено, что это поверье достоверно, но и сегодня русские люди называют солянкой всякую смесь из разных компонентов. Перед подачей на стол в тарелку с мясной солянкой кладут ложку – другу сметаны.

Окрошка.

Обычно это холодный суп на квасе, однако окрошку готовят и на кислых щах, на огуречном и капустном рассоле, на кислом молоке, молочной сыворотке. Интересно, что еще в начале прошлого века окрошку подавали не как первое блюдо, а как закуску. Скорее всего, потому, что в ее состав входят различные овощи, которые на ряду с квасом являются превосходными возбудителями аппетита.

Само название блюда говорит о том, что продукты, из которых оно состоит, крошатся. Наиболее предпочтительными компонентами окрошки из овощей являются огурцы, лук, отварной картофель, укроп; реже используются репа, морковь, брюква, иногда зелень петрушки или сельдерея.

Овощи, которые не употребляют обычно в пищу в сыром виде, нужно сварить. Огурцы в окрошке можно заменить отжатой от рассола мелко шинкованной квашеной капусты или солеными грибами. Кроме того, в окрошку добавляют мясные наборы, рыбу, грибы. Жирные сорта мяса и рыбы не годятся, так как жир застывает в холодном квасе и придает неприятный привкус.

И, разумеется, важнейший компонент окрошки – хлебный квас, лучше домашнего приготовления, так как квас, который продается, слишком сладкий.

Свекольник.

Следующей разновидностью холодных супов являются свекольники. Их готовят на свекольном отваре с добавлением кваса, а иногда огуречного и капустного рассола.

Отвар охлаждают, процеживают и хранят в холодильнике. Свекольники обладают приятным, нежным вкусом и очень полезным, поскольку богаты минеральными веществам, сахарами. Свекольник и внешне очень привлекателен. Особенно красиво он смотрится, если в него аккуратно положить половину сваренного в крутую яйца и ложку – две сметаны.

5. Любимые напитки русского народа

Квас.

Квас – это один из самых любимых прохладительных напитков русского народа, который также представлен в Домострое. Однако необходимо вспомнить историю вопроса. По всей вероятности, восточные славяне знали квас за долго до образования Киевской Руси. Во всяком случае, в «Повести временных лет» есть упоминание о том, что в ознаменовании победы над печенегами и в связи с открытием церкви св. Преображение 1996 г. князь Владимир приказал «мед в бчелках» (бочках). А в других квас возить по городу.

Мы утверждаемся, что квас – это исконно русский напиток. Право на это нам дает то обстоятельство, что не у одного другого народа он не получил столь широкого распространения.

Обычно каждая хозяйка имела свой рецепт кваса и деревне готовили «маланьин квас», «дарьин квас» и т.д. для русских более характерно использовать в пищу квас свежа приготовленный. Правда, некоторые (надо думать, нерадивые) хозяйки умудрялись заваривать квас только раз в год, по мере расходования добавляя в бочку с закваской воду. В конце концов, в бочке вместе приятно шипучего напитка образовывался жгучий уксус, который и пить – то было опасно.

«Добрый» хлебный квас всегда довольно успешно конкурировал со спиртными напитками и особенно пивом. Не случайно, поэтому Российское общество охранения народного здравия во второй половине прошлого столетия, покровительствуя квасоваренному производству, всячески стремилась развивать его в стране.

Еще в 1892 году Менделеев призывал к возрождению народного опыта приготовления кваса. Он писал: «…русский квас с его кислотностью и его здоровым сытным вкусом нужен теперь, когда искусство домашней заготовки кваса начало исчезать». Это было написано в то время, когда, по современным понятием, Россия буквально купалась в квасе самых разных сортов. Если бы мы своевременно прислушались к мудрому совету великому ученому, сегодня наверняка русский квас прочно удерживал бы первенство среди прохладительных напитков на мировом рынке.

Чай.

Если сегодня спросить любого жителя Центральной России, Севера, Сибири и Дальнего Востока, какой напиток он пьет чаще всего, ответ наверняка будет один - чай. Действительно, чай за последнее два с половиной столетия обрусел, что, пожалуй, сегодня большая часть русского населения считает его своим национальным напитком.

Однако это не так. Необходимо указать, что в Домострое он представлен иначе. Это означает, что исконно русскими являются лесные чаи, приготовленные из различных ягод и трав: шиповника, земляники, малины, ежевики, костяники, морошки, липы, зверобоя и других растений. По вкусу, цвету и аромату они не уступают традиционным чаям высших сортов. В них не кофеина, зато много витаминов, микроэлементов и прочих полезных веществ.

Что же касается чая, который мы привычно завариваем сегодня по несколько раз в день, то он был завезен в Россию только в XVII веке…

В начале чай не имел большого успеха у населения европейской части России и был очень дорог. Поэтому пили его лишь по большим праздникам и в основном в трактирах. Покупала же чай главным образом московская знать, которая и наземную траву использовала преимущественно в качестве лекарственного средства, так как был замечен, что приготовленный из нее напиток «отвращает от сна» во время долгих церковных служб и сидения в Думе. Считалось так же, что чай отчищает кровь.

Вообще чай не следует заваривать ключевым кипятком. Нужно дать воде закипеть и, как только она перестанет бурлить, залить ею чай. Именно по этой причине самый вкусный чай получается из воды, вскипяченной в самоваре, где она не может перекипеть. [1, 12]

Медовуха.

Само слово «медовуха» появилось лишь в XIII-XIV веках, когда в обществе огромной популярностью пользовались более крепкие алкогольные напитки. Ставленый «хмельной мёд», по пятнадцать лет бродивший в дубовых бочках, уступил место «вареному» хмельному напитку. Благородные названия «мёд», «хмельные меда» канули в Лету, а на смену им пришло пренебрежительное «медовуха», очень ярко и чётко иллюстрирующее изменение вкусов русского народа, его отношения к культуре пития.

Новый всплеск интереса к традиционному медовому алкоголю произошёл в девятнадцатом веке, в свете всеобщей моды на славянскую старину, на всё исконно русское. Медовуху в ту эпоху готовили по упрощённому донельзя рецепту, максимально ускоряя брожение. Получавшийся в результате напиток было принято стерилизовать кипячением. Время, требуемое на проведение технологического процесса, сокращалось в разы, особенно, если учесть, что раньше, на изготовление и выдержку медовухи уходило около 10-15 лет. Поэтому медовуха из ритуального, особенного пития превратилась в повседневный напиток, во многом утративший свою специфику и философию.

Медовуха, обладая определённой крепостью, которую можно регулировать объёмом добавляемого в неё хмеля, никогда не позволяла человеку потерять власть над своим разумом и телом. Вспомнить хотя бы весьма распространённую поговорку из русских народных сказок: «И я там был, мёд-пиво пил. По усам текло, а в рот не попало». Если учесть, что медовуху в стародавние времена называли мёдом, можно догадаться, что именно медовуха-пиво помогала человеку расслабиться, взбодрить свой дух, поднять настроение, не доводя до печальных последствий. Ещё одним тому подтверждением может служить и тот факт, что самым крепким напитком, который разрешалось употреблять молодожёнам в продолжении первого месяца совместной жизни, являлась именно медовуха (отсюда и пошло понятие «медовый месяц»). Это способствовало скорому зачатию здоровых и крепких детей, по большей степени мальчиков. [4]

Заключение

Древнерусская кухня не отличалась особым разнообразием. На протяжении веков она была традиционной - кушанья были просты и однообразны. Но, несмотря на то, что на Руси долгое время были неизвестны многие современные продукты, иностранцы отмечали, что русский стол – богатейший в мире, даже у простого народа.

Особенностей русской кухни большое множество – это и возникновение блюд, не имеющих аналогов в других странах, и наличие множества изделий, заимствованных из других стран и переделанных под русские традиции и под особенности русской кухни, и существования исконно русской печи, благодаря которой блюда и имели столь индивидуальный характер.

Через несколько лет, традиции и особенности приготовления блюд древней русской кухни и сама кухня совершенно утратят свою уникальность и значение для русского народа. От нас, зависит - спасем ли мы её, или дождемся той точки, когда уже будет невозможно разобраться, что такое настоящие русские щи, солянки, кулебяки, а потом будут обсуждать, с чем лучше готовить окрошку - с пепси или кока-колой. Мы должны сохранять свою национальную идентичность, даже в традициях кухни. Каждый русский гражданин должен понимать уникальность родной культуры, исконных традиций и обычаев. Конечно, немалую роль в этом должны играть не только семьи, но и государство в лице, прежде всего, образовательных учреждений. В садах, школах, колледжах должно уделяться внимание не только военной истории России, но и русской культуре. Основной путь – это организация праздников, где, так или иначе, вспоминали бы национальные традиции.

Итак, проанализировав Домострой, мы поняли, что он является интересным источником по истории русской кухни, а также изучили рацион питания русского народа и его особенности, составили примерное меню. Познакомились с традиционными блюдами русского стола как части повседневной жизни русского народа. На наш взгляд, Домострой – это не просто памятник, который можно читать, это настоящее руководство, с помощью которого можно сохранять русские национальные традиции. В настоящее время блюда, представленные в Домострое, находят продолжение, особенно в городах Золотого кольца России (Владимир, Суздаль, Ярославль и т.п.).

Список литературы

1.Ковалев В. М., Могильный Н. П. Русская кухня: традиции и обычаи. М., 1990.

2.Домострой. М., 2007.

3.Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в 16-17 веках. СПб., 1860.

4.http://kedem.ru/enoteka/medovuha/ (

Просмотров работы: 2094