ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТОСТИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТОСТИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Власова С.Д. 1
1Научно-исследовательский университет "Белгородский Государственный Университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из ключевых вопросов современности является проблема развития и становления творческого потенциала человека. Юношеский возраст выделяется исследователями как сензитивный период для развития креативности. Креативность позволяет находить новые способы поведения, адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, оптимально использовать внутренние резервы личности.

Вопросами психологии творчества и креативности занимались как отечественные психологи (А. В. Брушлинский, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, О. К. Тихомиров, В. Н. Дружинин и др.) так и зарубежные психологи − Е. Торренс Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли, Р. Стернберг.

Сложность проблематики креативности и неоднозначность ее понимания исследователями приводит к тому, что исследования, в которых авторы обращаются к специфике креативности с точки зрения межличностных отношений и развития лидерских качеств, встречаются достаточно редко. Работы в этой области ограничиваются изучением ситуационных факторов. В немногочисленных исследованиях анализируется взаимосвязь между отдельными параметрами креативности и личностными характеристиками, имеющими прямое отношение к общению и лидерству.

Проблема лидерства достаточно обстоятельно исследуется как в отечественной, так и зарубежной психологической науке.Модернизация образования, социальной и экономической сфер ведет к изменению требований, предъявляемых лидеру. Современному российскому обществу необходимы граждане, способные по-новому взглянуть на решение насущных проблем, повести за собой. В связи с этим первостепенную важность приобретает изучение эффективного лидерства в старшем школьном возрасте, так как именно в этот период закладываются основы лидерского потенциала, который впоследствии раскрывается во взрослой жизни. Особое значение для понимания ключевых вопросов, связанных с лидерством, имеют работы Р. Л. Кричевского и Е. М. Дубовской, Б.Д. Парыгина,Л.И. Божович и др.

В целом, можно сказать, что для психологических исследований проблемы лидерства характерно то, что, как правило, лидерство увязывается со способностью личности доминировать, управлять и подчинять себе других людей. В то же время в основании выдвижения личности на позиции лидерамогут лежать различные факторы, в том числе цели и задачи группы, личностные качества, в том числе и показатели креативности, как способности регенерировать идеи, быстро принимать решения, и т.д. А также на первое место выходит важность для группы той или иной деятельности, в ходе которой могут быть сняты острые вопросы и достигнуты групповые цели.

В своем исследовании мы предполагаем, что уровень развитости лидерских качеств в старшем школьном возрасте будет оказывать влияние на креативностьличности, что отражается в структурных и содержательных особенностях креативности; различия в уровне креативности личности старшеклассников влияют на положение школьников в группе: чем выше уровень креативности, тем выше социометрический статус старшеклассника.

Исследование проводилось на базе «Царев−Алексеевский кадетский корпус» г. Новый Оскол. В нём принимали участие 63 учащихся 10-11 классов. Выборку составили 63 человека – 27 юношей и 36 девушек. Исследование проводилось в течении года и включало три этапа: подготовительный, организационно-исполнительный и заключительный.

В качестве инструмента исследования нами были использованы следующие методики: «Социометрия» Дж. Морено; методика самооценки лидерских качеств «Я-лидер» Бендас Т.В.; тест креативности Е. Торренса.

В итоге качественного и количественного анализа результатов проведенного нами исследования мы пришли к выводу, что большинство старшеклассников обладают низкими показателями развитости лидерских качеств. Это соответствует нормальному распределению по теории лидерства, где только пятая часть способна быть лидером и может обладать необходимым набором личностных качеств. Старшеклассники с высоким и выше среднего уровнем развитости лидерских качеств отличаются способностью преодолевать препятствия на пути к цели, настойчивы, умеют разумно рисковать, терпеливы, проявляют инициативу и предпочитают работать без мелочной опеки, независимы, психически устойчивы и не дают увлечь себя нереальными предложениями, самокритичны, трезво оценивают не только свои успехи, но и неудачи, требовательны к себе и другим, умеют спросить отчет запорученную работу, критичны, способны видеть в заманчивых предложениях слабые стороны, надежны, держат слово, на них можно положиться, выносливы, могут работать даже в условиях перегрузок, восприимчивы к новому, стрессоустойчивы, не теряют самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях, оптимистичны, относятся к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам, решительны, способны самостоятельно и своевременно принимать решения, менять стиль поведения в зависимости от условий, могут и потребовать и подбодрить.

Старшеклассники с низким и ниже среднего уровнемразвитости лидерских качеств не отличаются умениями влиять на окружающих, управлять собой, то есть они не отличаются организованностью и умением работать с группой, не склонны решать нетрадиционные задачи оригинальными методами, в критических ситуациях не берут ответственность на себя, безынициативны, чаще всего не готовы долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу.

Наибольшее предпочтение в классном коллективе старшеклассников отдается учащимся, обладающим высокоразвитыми лидерскими качествами и способностями, умением влиять на окружающих, знанием правил организаторской работы, организаторскими способностями, умением работать с группой, к ним относятся положительно, они имеют достаточно высокий авторитет в своем классе.

Высокие значения показателя беглостив группе испытуемых с хорошо развитыми лидерскими качествами указывает на то что, ученики, попавшие в эту группу, способны порождать большое число словесно сформулированных идей, измеряемых числом данных ответов, соответствующих требованиям теста. Беглость характеризует одно из проявлений продуктивности мышления. Поскольку продуктивность сильно связана с другими показателями творческого мышления, высокий уровень ее показателя в данной группе позволяет предполагать и более высокий уровень креативности в целом. В группе с низкими показателями по всем или большинству шкал развитости лидерских качеств беглость имела средние значения.

Достаточно высокие значения показателя оригинальность в первой группе характеризуют способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, банальных или твердо установленных. То есть эти старшеклассники способны делать большие умственные «скачки» или «срезать углы» при поиске решения, но это не означает импульсивности, т.к. оригинальность решений предполагает способность тормозить появление очевидных и тривиальных ответов. В свою очередь более низкие показатели оригинальности во второй группе старшеклассников свидетельствуют о средней интеллектуальной активности и конформности, чаще всего выдвигают общеизвестные, банальные или твердо установленные идеи.

Высокие значения показателя гибкости у первой группы учащихся говорят о способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения. В свою очередь не очень высокие показатели гибкости во второй группе могут свидетельствовать о ригидности (вязкости) мышления, низкой информированности, ограниченности интеллектуального развития или низкой мотивации. Высокий уровень развитости лидерских качеств способствует развитию гибкости и беглости как важных компонентов творческого мышления. Высокие значения по данным критериям свидетельствуют о том, что ученикам с лидерскими способностями свойственно рассматривать анализируемый материал с разных аспектов. Достаточно большое количество продуцируемых альтернативных, инвариантных подходов в этом случае рождает разнообразные варианты, стратегии при решении проблемных ситуаций в процессе взаимоотношений.

Беглость не только характеризует одно из проявлений продуктивности мышления, но и связана с появлением лидерских качеств у старшеклассников. Лидеры, по сути, в процессе поиска решения выдвигают большее число альтернатив, что говорит о высокой вероятности не только решения проблемы, но и выбора наилучшего решения. Это свидетельствует о способности старшеклассника−лидера в большей степени выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения. Таким образом, если показатель гибкости высок, то и лидерские качества будут проявляться ярче и продуктивнее.

Литература:

  1. Алифанов, С.А. Основные направления анализа лидерства / С.А. Алифанов// Вопросы психологии. – 2011. – №3. – С. 15-17.

  2. Бендас, Т.В. Гендерные исследования лидерства] / Т.В.Бендас // Вопросы психологии. – 2009. – № 1. – С.16-20.

  3. Психологические исследования творческой деятельности: монография / под ред. О.К. Тихомирова. – М.: Наука, 2010. – 256 с.

  4. Туник, Е.Е. Диагностика творческого мышления: Креативные тесты: учеб.-метод. пособие / Е.Е. Туник. – М.: Чистые пруды, 2006. – 342 с.

Просмотров работы: 500